Информация о ситуации на продовольственном рынке Тульской области.

Информация о ситуации на продовольственном рынке Тульской области.

(выступление Ю.В. Елагина  на заседании правительства Тульской области 22.12.2014г.)

Прежде чем говорить о ситуации на продовольственном рынке Тульской области и на других социально значимых рынках, я должен сказать несколько слов об инструментах, которыми располагают антимонопольные органы, а также о нашей компетенции. Связано это с тем, что у многих наших граждан присутствуют неверные представления о том, что в стране есть орган, который регулирует любые цены, и этим органом является Федеральная антимонопольная служба.

 Мы можем влиять на ценовую ситуацию на рынках, в первую очередь, при помощи закона О защите конкуренции.

В ст. 10 этого закона содержится запрет на установление и поддержание монопольно высокой цены товара.

Статья 11 запрещает заключение картельных и других  соглашений по ценам между  конкурентами.

Также эта статья запрещает координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Эта норма направлена, в том числе и на то, чтобы публично не звучали прогнозы о грядущем повышении или обвале цен.

Влиять на цены мы можем и при помощи статьи 14 закона, которая устанавливает антимонопольные запреты на контрафакт.

Все перечисленные нормы могут применяться, если только они нарушают условия конкуренции и при наличии определённой доли рынка, при которой можно сделать вывод о доминирующем положении хозяйствующего субъекта.

Иначе говоря, мы можем воздействовать на субъекты, обладающие долей рынка более 35 %, но мы не можем призвать к порядку лоточника, который установил заоблачные цены на абрикосы.

  Нельзя забывать, что определённые действия органов власти также могут повлечь негативные последствия на отдельных рынках  и при определённых условиях могут быть квалифицированы как нарушение антимонопольного законодательства, в частности ст.15 или 16 закона О защите конкуренции.  

Главное помнить, что при принятии управленческих решений нельзя допускать нарушений антимонопольного законодательства и в первую очередь в нынешней ситуации нельзя:

- вводить ограничения на свободное перемещение товаров,

- и избирательное субсидирования отдельных предприятий.

По  результатам проведенных проверок, рассмотрений обращений физических и юридических лиц, общественных организаций и объединений антимонопольный орган принимает процессуальное решение о возбуждении или отказе в возбуждении антимонопольного дела, которое может быть обжаловано в судебном порядке. Предусмотренный срок расследования - до 9 месяцев.

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Свою работу по контролю за ситуацией на рынках продуктов питания мы строим, основываясь на  поручении ФАС России 12.08.2014 г. исх. № ЦА/32275 - ПР/14    по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспЕчения безопасности Российской Федерации».

Считаю необходимым заявить, что управление обладает большим опытом работы в условиях сложной экономической обстановки. Этот опыт показывает, что в структуре растущей цены на тот или иной товар, в условиях кризиса присутствует субъективная составляющая, основанная на слухах, заявлениях и спекулятивных провокациях. Поэтому прозвучавшие на федеральном уровне из уст отдельных лиц сравнения нынешней ситуации с кризисом 1998 года, считаем по меньшей мере некорректными, по той простой причине, что в настоящее время руководит государством совсем другой человек, демонстрирующий принципиально иные управленческие подходы.

Аналогичные публичные заявления, провоцирующие рост цен в нашем регионе рассматривалось и будет рассматриваться  управлением, как возможное нарушение ч.5 ст.11 закона О защите конкуренции.

 

Работа управления осуществляется в тесном взаимодействии с правительством Тульской области, прокуратурой, региональным управлением статистики другими органами власти.

С целью выявления нарушений признаков антимонопольного законодательчтва Тульское УФАС России проводит  еженедельный мониторинг оптово – отпускных цен на отдельные виды продовольственных товаров согласно установленному перечню.

        

Наименование с/х продукции

Отпускная цена производителя по состоянию на 13.12.14г., руб./кг.

Отпускная цена производителя по состоянию на 21.11.14г., руб./кг.

Рост (снижение) цен на с/х продукцию (в %) 13.12.14г. к 21.11.14г.

Говядина (кроме бескостного мяса)

175

175

-

Свинина (кроме бескостного мяса)

170

170

-

Куры (кроме бескостного мяса)

105

105

-

Масло сливочное

340

340

-

Молоко питьевое

36

36

-

Картофель

15

15

-

Капуста белокочанная свежая

7

7

-

Яблоки

25

25

-

Морковь

8

8

-

  

Этот перечень сейчас несколько расширен. В этом месяце нам добавили мониторинг по гречневой крупе, рису, хлебу и масличным культурам (сое, рапсу, подсолнечнику).

 

ПРОВЕРОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.

 

Для контроля ситуации на продовольственных рынках после введения санкций на ряд продуктов питания Тульское УФАС России на сайте Управления в августе 2014 года открыло «горячую линию» по вопросам повышения цен.

За это время в Тульское УФАС России от граждан поступило 15 информационных обращений на повышение розничных цен на продукты питания (мясо птицы, сахар, молоко, хлеб, гречневая крупа).

В настоящее время управление проводит камеральные проверки хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке хлеба и хлебобулочных изделий долю свыше 35%.

Также в настоящий момент мы актуализируем перечень сельхозпроизводителей масличных культур Тульской области и крупных трейдерских компаний на предмет проведения проверок данных хозсубъектов.

По обращениям регионального правительства и областной думы проводилась проверка обоснованности роста цен на рынке крупы гречневой в географических границах Тульской области.

          Ценовая ситуация на этом рынке сложилась таким образом, что со 2 декады ноября 2014 года розничные цены на гречку повысились. Данный факт обусловлен повышением закупочных цен на крупу гречневую. При этом установлено, что основные поставщики гречневой крупы зарегистрированы за пределами Тульской области на территории Алтайского края.

Единственным производителем крупы гречневой на территории Тульской области является ООО «ЭКСПРЕСС», который поставляет в Тульскую область только 16,5 % от общего объема производимой крупы.

         Изучение рынков гречневой крупы  продолжается с целью выявления возможных нарушений закона Об основах торговой деятельности в Российской Федерации, анализируется деятельность крупных оптовиков и торговых сетей. Материалы, содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства  в отношении отдельных субъектов рынка, зарегистрированных за пределами Тульской области, направлены  в ФАС России.

Отмечена тенденция снижения отпускной цены производителя крупы гречневой, а именно, с 41,50 руб./0,9 кг до 40,50 руб./0,9 кг.

ИТОГИ

По результатам проведённых и проводимых в настоящий момент проверочных мероприятий нарушений антимонопольного законодательства на рынках сельхозпродукции и розничной торговли этой продукцией не выявлено.

По данным Минсельхоза России на территории Тульской области усреднённые индексы роста цен на товары, подверженные мониторингу, придерживаются общероссийской динамики колебания цен, как в абсолютном, так и в процентном выражениях.

Наметились положительные тенденции по снижению цен на отдельные товары, повышение стоимости, которых наиболее остро воспринимается населением.

Меры, принимаемые на федеральном уровне, позитивно отражаются на  региональных рынках.