Полномочия антимонопольного органа по контролю за ценами на лекарственные препараты

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Антимонопольный орган осуществляет, в том числе, следующие полномочия:

- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

- привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

 

В соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС от 26.01.2011 № 30, территориальный орган, в том числе, осуществляет контроль:

- за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), а также за соблюдением заказчиком и уполномоченным органом требования о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).

Действие Закона «О защите конкуренции» направлено на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» государственному регулированию подлежат цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства». Регулирование цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственных препараты (далее – ЖНВЛП) осуществляется на федеральном (путем регистрации предельных отпускных цен производителей) и местном (путем установления предельных оптовых и розничных надбавок) уровнях.

Постановлением администрации Тульской области от 26.02.2010 г. № 179 (в редакции Постановления Правительства Тульской области от 01.07.2013 № 313) «Об утверждении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, и изделия медицинского назначения» установлены предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 № 2199-р (далее – Перечень ЖНВЛП).

Цены на лекарственные средства, не включенные в перечень ЖНВЛП, являются свободными и формируются продавцами, исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры (спроса и предложения).

Антимонопольный орган в рамках статей 10 и 11, 11.1 Закона «О защите конкуренции», статьи 13 Закона «О торговле» осуществляет контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов в сфере ценообразования на товары, цены на которые не подлежат государственному регулированию.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться допущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, путем установления и поддержания монопольных цен на товар.

Статьями 11 и 11.1 Закона «О защите конкуренции» введен запрет на соглашения (устные и письменные), согласованные действия хозяйствующих субъектов, направленных на установление поддержание цен на товар.

Сведения о хозяйствующих субъектах, занимающих доминирующие положение на товарном рынке розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в границах муниципальных районов и городских округов Тульской области, размещены на официальной сайте ФАС России по ссылке - http://reestr.fas.gov.ru/welcome/showreg/48

Действия хозяйствующих субъектов, включенных в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке более 35 %, по изменению цен на лекарственные препараты, не включенные в Перечень ЖНВЛП, подлежат проверке на предмет соблюдения требований статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Действия всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной реализации лекарственных препаратов, подлежат проверке на предмет соблюдения им требований статей 11, 11.1 Закона «О защите конкуренции». В связи с этим, при наличии у граждан, средств массовой информации сведений о соглашениях о поддержании, изменении цен на лекарственные средства между аптечными учреждениями, о публичных заявлениях должностных лиц аптечных учреждений о совершении действий, направленных на изменение цен, Тульское УФАС России просит направлять имеющиеся сведения в адрес управления.

По результатам проведенного Тульским УФАС России анализа розничного рынка лекарственных препаратов не выявлено ни одного хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарных рынках следующих муниципальных районов и городских округов: г.Донской, г.Новомосковск, г.Тула, Алексинский район, Веневский район, Ефремовский район, Кимовский район, Киреевский район, Ленинский район, Суворовский район, Узловский район, Чернский район, Богородицкий район. Соответственно, ни один из участников рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в географических границах вышеуказанных муниципальных районов и городских округов не имеет возможности оказывать влияние на обращение товара на данном рынке, влиять на вопросы ценообразования.

Следовательно, действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в географических границах вышеуказанных муниципальных районов и городских округов, по установлению цен на лекарственные средства, не включенные в Перечень ЖНВЛП, на предмет  их обоснованности не подпадают под запреты, предусмотренные статьей 10 Закона «О защите конкуренции».