Аналитический отчет по результатам состояния конкуренции на товарном рынке регулярных перевозок на муниципальных маршрутах

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ

 ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГУЛЯРНЫХ ПЕРЕВОЗОК НА МУНИЦИПАЛЬНЫХ МАРШРУТАХ, РЕГУЛЯРНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПО НЕРЕГУЛИРУЕМЫМ ТАРИФАМ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ ПОСЛЕ ВВЕДЕНИЯ НОРМЫ АБЗАЦА 3 ПУНКТА 46 ПРАВИЛ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ГРАНИЦАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ТУЛА, УТВЕРЖДЕННЫХ РЕШЕНИЕМ ТУЛЬСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ от 25.02.2010 № 86/1785 (в редакции решения от 27.04.2016 № 23/604)

  • Общие положения

Целью настоящего исследования является анализ состояния конкуренции после введения нормы абзаца 3 (ранее – дефис 2) пункта 46 Правил транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город Тула (далее – Правила транспортного обслуживания), утвержденных решением Тульской городской Думы от 25.02.2010 № 86/1785 (в редакции решения от 27.04.2016 № 23/604).

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 03-03/08-2016.

Анализ состояния конкуренции осуществлен в соответствии со следующими нормативными актами:

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции).
  2. Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
  3. Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.
  4. Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 220-ФЗ).
  5. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон о лицензировании).
  6. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон о местном самоуправлении).
  7. Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), в редакции приказа ФАС России от 20.07.2016 № 1000/16.
  8. Разъяснения ФАС России о применении "четвертого антимонопольного пакета" от 24.12.2015 № ИА/74666/15.
  9. Устав муниципального образования город Тула (далее – Устав), зарегистрирован в Отделе ГУ Минюста России по Центральному федеральному округу в Тульской области 29.05.2008 № RU713260002008001.

 

  1. Источники исходной информации

 

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы:

-материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 03-03/08-2016;

-информация, размещенная на официальном сайте администрации города Тулы, расположенном в сети "Интернет" по адресу:  http://www.tula.ru.

 

  1. Определение временного интервала исследования

 

23.12.2015г. Тульская городская Дума приняла решение № 19/506 "О внесении изменения в решение Тульской городской Думы от 25.02.2010 № 86/1785 "О Правилах транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город Тула", приложение к которому – "Правила транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город Тула" (далее – Правила) – изложено в новой редакции.

Дефисом 2 пункта 46 раздела 6 Правил установлено положение определяющее, что "регулярные перевозки пассажиров и багажа по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам осуществляются перевозчиком только транспортными средствами, оборудованными аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, сопрягаемого с навигационной системой диспетчерского управления пассажирскими перевозками единого навигационно-информационного центра в городе Туле, находящимися в рабочем состоянии, без проведения дополнительных работ по адаптации системы АСУ".

Согласно пункту 3 решения Тульской городской Думы от 23.12.2015г № 19/506 "О внесении изменения в решение Тульской городской Думы от 25.02.2010 № 86/1785 "О Правилах транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город Тула" указанное решение надлежит опубликовать на официальном сайте муниципального образования город Тула (http://www.npacity.tula.ru ) в сети "Интернет" и разместить на официальных сайтах Тульской городской Думы, администрации города Тулы в сети "Интернет".

В соответствии с пунктом 6 данного решения дефис 2 пункта 46 раздела 6 приложения вступает в силу по истечении 60 дней со дня вступления в силу решения.

Первоначальный текст документа был опубликован 23.12.2015г. в издании "Официальный сайт муниципального образования город Тула" http://www.npacity.tula.ru . Таким образом, дефис 2 пункта 46 раздела 6 приложения вступил в силу 22.02.2016г.

Пунктом 1.2 Решения Тульской городской Думы от 27.04.2016 № 23/604 "О внесении изменений в Правила транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город Тула, утвержденные решением Тульской городской Думы от 25.02.2010 № 86/1785" в пункт 46 Правил внесены изменения.

Абзац третий (ранее – дефис 2) пункта 46 раздела 6 Правил изложен в следующей редакции:

"-регулярные перевозки пассажиров и багажа по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам осуществляются перевозчиком только транспортными средствами, оборудованными аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, находящейся в рабочем состоянии, сопрягаемой и подключенной к единой навигационно-информационной системе города Тулы, работу которой обеспечивает единый навигационно-информационный центр в городе Туле, отобранный на конкурсной основе в установленном порядке <*> (без проведения дополнительных работ по адаптации системы АСУ);".

Пункт 46 раздела 6 Правил дополнен сноской следующего содержания:

"<*> Функции единого информационного центра в городе Туле осуществляет организация, определенная Договором № 1 на осуществление функций единого навигационно-информационного центра в городе Туле от 11.07.2014".

В соответствии с пунктом 3 Решения Тульской городской Думы от 27.04.2016 № 23/604 его надлежит опубликовать на официальном сайте муниципального образования город Тула (http://www.npacity.tula.ru ) в сети "Интернет" и разместить на официальных сайтах Тульской городской Думы и администрации города Тулы в сети "Интернет".

При этом согласно пункту 4 Решения Тульской городской Думы от 27.04.2016 № 23/604, оно вступает в силу со дня его опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 22.02.2016г.

Изменения, внесенные Решения Тульской городской Думы от 27.04.2016 № 23/604 опубликованы 28.04.2016г. на "Официальном сайте муниципального образования город Тула" http://www.npacity.tula.ru .

Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о местном самоуправлении в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями на издание муниципальных правовых актов.

При этом согласно части 1 статьи 7 Закона о местном самоуправлении по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и/или органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с частью 1 статьи 47 Закона о местном самоуправлении муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. При этом согласно части 3 статьи 47 данного закона порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов также устанавливается уставом муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 65 Устава муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, им установленном, одновременно на всей территории муниципального образования город Тула. При этом официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов считается первое размещение (опубликование) их полного текста на официальном сайте муниципального образования город Тула в сети "Интернет" по адресу: http://www.npacity.tula.ru .

Настоящий анализ проводится после вступления в силу абзаца третьего (ранее – дефиса 2) пункта 46 раздела 6 Правил с учетом положений пункта 4 Решения Тульской городской Думы от 27.04.2016 № 23/604.

 

Таким образом, временной интервал настоящего исследования определён с 22.02.2016г. – даты начала действия нормы абзаца третьего (ранее – дефиса 2) пункта 46 раздела 6 Правил транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 25.02.2010 № 86/1785 (в редакции решения от 27.04.2016 № 23/604).

 

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии с пунктами 7, 16, 17, 18 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ:

-муниципальный маршрут регулярных перевозок – маршрут регулярных перевозок в границах поселения;

-вид регулярных перевозок – регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам;

-регулярные перевозки по регулируемым тарифам – регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами власти субъектов или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

-регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам – регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.

Согласно статье 11 Закона № 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.

Согласно пункту 1 Правил, указанные Правила устанавливают требования к перевозчикам, владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок. При этом Правилами определены, в частности, понятия:

-регулярные перевозки по регулируемым тарифам – регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных уполномоченным органом Тульской области, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

-регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам – регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.

-муниципальная маршрутная сеть – совокупность маршрутов автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта общего пользования и их остановочных пунктов, предназначенная для осуществления общественных пассажирских перевозок в границах муниципального образования город Тула.

Как следует из пункта 6 Правил, регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом общего пользования.

В соответствии с пунктом 5 Правил, регулярные перевозки пассажиров и багажа на территории муниципального образования город Тула осуществляются по регулируемым тарифам и по нерегулируемым тарифам.

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок. При этом согласно пункту 33 Правил, регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам организуются посредством допуска перевозчиков к транспортному обслуживанию населения на конкурсной основе с выдачей свидетельств на выполнение перевозок, за исключением случаев, установленных частью 3 статьи 19 Закона № 220-ФЗ.

В соответствии с пунктом 34 Правил к регулярным перевозкам на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества – юридические лица и/или индивидуальные предприниматели, являющиеся сторонами договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), заключенного для осуществления регулярных перевозок, удовлетворяющие требованиям по организации выполнения пассажирских перевозок по нерегулируемым тарифам, определенным разделом 6 (включая абзац 3 пункта 46) Правил.

Как следует из пункта 37 Правил, регулярные перевозки пассажиров осуществляются по установленной муниципальной маршрутной сети.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона № 220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным со дня включения предусмотренных пунктами 1-10 части 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ сведений о данных маршрутах в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок.

На официальном сайте администрации города Тулы, расположенном в сети "Интернет" по адресу: http://www.tula.ru во вкладке "Деятельность" в разделе "Дороги и транспорт", размещен Реестр маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа в границах муниципального образования город Тула (далее – Реестр).

Как следует из раздела "автобусные маршруты в границах МО г. Тулы" в Реестр включены сведения о 34 муниципальных маршрутах регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом, по которым во временной интервал настоящего исследования осуществляют перевозки 9 хозяйствующих субъектов – перевозчиков.

Рассматриваемый товар – осуществление регулярных перевозок на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом – обращается на территории муниципального образования г. Тула.

Функциональное назначение и цель потребления товара – транспортное обслуживание населения в границах городского округа в рамках реализации пункта 7 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении.

Как следует из реестра муниципальных маршрутов, товары, потенциально являющиеся взаимозаменяемыми для данного товара, отсутствуют.

 

Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка является осуществление регулярных перевозок на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом.

 

  1. Определение географических границ товарного рынка

 

В соответствии со статьей 1 Устава статус муниципального образования город Тула – городской округ.

Как следует из пункта 1 статьи 6 Устава, граница территории муниципального образования город Тула устанавливается и изменяется законом Тульской области, подлежит описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о местном самоуправлении в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями на издание муниципальных правовых актов.

При этом согласно части 1 статьи 7 Закона о местном самоуправлении по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и/или органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о местном самоуправлении муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

 

Таким образом, географическим границами товарного рынка, на который оказывает влияние норма абзаца 3 пункта 46 Правил, являются границы территории муниципального образования город Тула, установленные законом Тульской области.

 

  1. Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия)

 

В настоящее время установлено 34 муниципальных маршрута регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом, на которых осуществляют деятельность 9 хозяйствующих субъектов – перевозчиков.

Вместе с тем, в силу правового статуса решения Тульской городской Думы, как нормативного правового акта, Правила распространяются на любое юридическое лицо, индивидуальных предпринимателей, уполномоченных участников договоров простого товарищества, обладающих лицензией на осуществление деятельности по перевозке пассажиров, и имеющих намерение осуществлять регулярные перевозки на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом.

Вышеуказанные хозяйствующие субъекты работают на товарном рынке осуществления экономических видов деятельности, классифицируемых Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД.2) (дата введения – 2014-02-01 с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 01.01.2014) в группировке 49 раздела Н "Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта". Указанная группировка включает сферу деятельности по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам автобусным транспортом по автомобильным дорогам, в которую входят виды деятельности с кодами ОКВЭД 49.3, 49.31.21, 49.31.

Фактически 9 хозяйствующих субъектов – перевозчиков осуществляют деятельность на товарном рынке осуществления регулярных перевозок на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом.

 

Таким образом, рассматриваемая норма в данной редакции может привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке осуществления регулярных перевозок на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом, накладывает непредусмотренные международным и законодательством Российской Федерации требования к хозяйствующим субъектам и является административным барьером для входа на данный товарный рынок, что создаёт условия для негативных изменений конкурентной среды.

 

ВЫВОДЫ

 

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке осуществления регулярных перевозок на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом после введения нормы абзаца 3 (ранее – дефиса 2) пункта 46 Правил транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 25.02.2010 № 86/1785 (в редакции решения от 27.04.2016 № 23/604), установлено следующее.

1.      Временной интервал исследования определён с 22.02.2016г. – даты начала действия нормы абзаца третьего (ранее – дефиса 2) пункта 46 раздела 6 Правил транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 25.02.2010 № 86/1785 (в редакции решения от 27.04.2016 № 23/604).

2.      Продуктовыми границами товарного рынка является осуществление регулярных перевозок на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом.

3.      Географическим границами товарного рынка, на который оказывает влияние норма абзаца 3 пункта 46 Правил, являются границы территории муниципального образования город Тула, установленные законом Тульской области.

4.      Рассматриваемая норма в данной редакции может привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке осуществления регулярных перевозок на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом, накладывает непредусмотренные международным и законодательством Российской Федерации требования к хозяйствующим субъектам и является административным барьером для входа на данный товарный рынок, что создаёт условия для негативных изменений конкурентной среды.