Тема специализации: контроль органов власти - ПАО "Вымпелком" проиграло суд Тульскому УФАС России по доминированию на опорах

В соответствии с Приказом ФАС России от 26.05.2016 года № 665/15 "Об утверждении Реестра тем общероссийской специализации территориальных органов Федеральной антимонопольной службы" одна из тем специализации Тульского УФАС России – "Проблемные вопросы применения антимонопольного законодательства Российской Федерации при рассмотрении дел по признакам нарушения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями частей 1 и 3 статьи 15 "Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

В рамках исполнения специализации по данной теме в отчетном периоде 2016г. Тульским УФАС была проделана большая работа. В частности, ПАО "Вымпелком" проиграло суд Тульскому УФАС России по доминированию на опорах.

 

В июне 2016 года Тульское УФАС России отказало ПАО "Вымпелком" в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по результатам рассмотрения заявления указанного лица о нарушении антимонопольного законодательства администрацией города Тулы, МКП "Тулагорсвет", МКП "Тулгорэлектротранс".

Не согласившись с принятым решением, ПАО "Вымпелком" обратилось в Арбитражный суд Тульской области (дело № А68-7848/2015).

В заявлении в суд ПАО "Вымпелком" указало, что основанием для обращения в Тульское УФАС России "с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства послужило экономически необоснованное, резкое повышение цен за размещение ВОК (волоконно-оптического кабеля) на опорах контактной сети МКП "Тулгорэлектротранс", МКП "Тулагорсвет" и навязывание со стороны муниципальных предприятий невыгодных для ПАО "Вымпелком" условий договора".

Под навязыванием со стороны муниципальных предприятий невыгодных условий договора ПАО "Вымпелком", по сути, указало лишь о повышении цен за размещение ВОК на опорах контактной сети городского электротранспорта.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон № 131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают, в частности, полномочиями по созданию муниципальных предприятий и установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями, если иное не предусмотрено федеральными законами. Определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, в соответствии с частью 10 статьи 35 Закона № 131-ФЗ, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Других федеральных законов, регламентирующих иной порядок регулирования тарифов для муниципальных предприятий по размещению волоконно-оптического кабеля (ВОК) на опорах контактной сети, находящихся в муниципальной собственности, не установлено.

В рамках имеющихся полномочий Тульская городская Дума решением от 25.10.2006 № 21/372 утвердила Порядок принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений (далее – Порядок установления тарифов).

Регулирование тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений осуществляется путем установления главой администрации города Тулы или уполномоченным им лицом тарифов на услуги муниципальных предприятий или учреждений. При установлении тарифа муниципальные предприятия и учреждения представляют в администрацию города Тулы документы, перечисленные в пункте 4.1 Порядка установления тарифов.

В Определении от 18.10.2012 № 1994-О Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) указал, что органы местного самоуправления, в частности городских округов, могут устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями, если иное не предусмотрено федеральными законами. Таким образом, Закон о местном самоуправлении является исходным (общим) основанием для осуществления органами местного самоуправления тарифного регулирования.

Закрепление за органами местного самоуправления полномочий по установлению тарифов при решении вопросов местного значения отвечает конституционной природе местного самоуправления как наиболее приближенного к населению территориального уровня публичной власти.

КС РФ также указал, что основной целью местного самоуправления является решение вопросов местного значения, для чего могут создаваться муниципальные предприятия, на услуги которых органами местного самоуправления самостоятельно устанавливаются экономически обоснованные тарифы.

Таким образом, доводы ПАО "Вымпелком" о том, что тариф на услугу по размещению оборудования на одной опоре нарушает одновременно требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, являясь, по мнению указанного лица, монопольно высокой ценой, и требования статей 15-16 Закона о защите конкуренции, противоречат действующему законодательству, а также выводам КС РФ.

В Арбитражном суде Тульской области ПАО "Вымпелком" настаивало на том, что "опоры контактной сети являются муниципальной собственностью и находятся в оперативном управлении МКП "Тулгорэлектротранс" и МКП "Тулагорсвет". В связи с чем, по мнению ПАО "Вымпелком", эти предприятия "являются субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке по предоставлению опор для размещения линий связи на территории г. Тулы в пределах границ своей балансовой принадлежности опор".

Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" (далее – Закон о связи) устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.

В соответствии с пунктом 5 статьи 6 Закона о связи операторы связи на возмездной основе вправе размещать кабели связи в линейно-кабельных сооружениях связи вне зависимости от принадлежности этих сооружений.

Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются тарифы, расценки и т.п., устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то органами местного самоуправления.

Кроме того, несмотря на то, что все опоры контактной сети находятся в муниципальной собственности, администрацией города Тулы установлены различные тарифы за размещение ВОК на опорах контактной сети для двух разных муниципальных казенных предприятий, что также свидетельствует об экономической обоснованности установленных тарифов.

Исходя из анализа норм действующего законодательства, Тульское УФАС России при рассмотрении заявлений ПАО "Вымпелком" о нарушении антимонопольного законодательства администрацией города Тулы, МКП "Тулагорсвет", МКП "Тулгорэлектротранс", пришло к выводу, что при заключении ПАО "Вымпелком" с муниципальными предприятиями договоров действительная общая воля сторон была направлена на передачу предприятиями во временное возмездное пользование ПАО "Вымпелком" линейно-кабельных сооружений связи, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Тула, для размещения кабелей связи (ВОК) ПАО "Вымпелком" в целях осуществления последним своей хозяйственной деятельности.

В силу изложенного, действия администрации города Тулы, МКП "Тулгорэлектротранс" и МКП "Тулагорсвет" по установлению тарифов и предоставлению ПАО "Вымпелком" опор контактной сети и наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности и переданных в оперативное управление муниципальным предприятиям, не нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, не отвечают признакам соглашения/согласованных действий, указанные предприятия не занимают доминирующего положения, а установленные тарифы не являются монопольно высокой ценой.

Таким образом, между ПАО "Вымпелком" и МКП "Тулгорэлектротранс", а также между ПАО "Вымпелком" и МКП "Тулагорсвет" имеется гражданско-правовой спор о цене договора, лежащий вне компетенции антимонопольного органа.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 24.12.2015г. по делу № А68-7848/2015 в удовлетворении требований ПАО "Вымпелком" отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2016г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

04.08.2016г. Арбитражный суд Центрального округа оставил вышеуказанные судебные акты без изменения, а кассационную жалобу ПАО "Вымпелком" – без удовлетворения.

Интересы ПАО "Вымпелком" защищал член генерального совета Некоммерческого партнерства "Содействие развитию конкуренции в России" Чернышов Г.П.