• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению в городе Туле и в муниципальном образовании город Новомосковск Тульской области за период 2016 г.

1. Общие положения

1.1. Основание и цель исследования

Основанием для проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению в городе Туле и в муниципальном образовании город Новомосковск Тульской области за 2016г. (далее по тексту – Анализ) является пункт 4.1 Перечня товарных рынков для ежегодного обследования, утвержденного приказом ФАС России  от 05.12.2016 №1718/16.

Целью проведения Анализа является установление доминирующего положения теплоснабжающих организаций (в том числе единой теплоснабжающей организации), теплосетевых организаций, осуществляющих деятельность на территории города Тулы и муниципального образования город Новомосковск Тульской области.

Анализ проводился в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее по тексту – Порядок), а также методических  рекомендаций по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению (письма ФАС России от 06.03.2015 № АГ/10782/15, от 30.01.2015 №АГ/4283/15), (далее по тексту – Методические рекомендации).

 

1.2. Источники исходной информации

В качестве источников исходной информации при проведении Анализа использованы:

- сведения, представленные комитетом Тульской области по тарифам, в части хозяйствующих субъектов Тульской области, которым были установлены тарифы на реализуемую тепловую энергию на 2016 год;

- сведения, извлеченные из Единого государственного реестра юридических лиц, представленные Управлением ФНС по Тульской области;

- сведения, представленные хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по теплоснабжению на территории г. Тулы и муниципального образования  г. Новомосковск Тульской области.

 

2. Временной интервал исследования рынка оказания услуг по теплоснабжению

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик рынка оказания услуг по теплоснабжению, которые сложились до момента проведения исследования, Анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования рынка оказания услуг по теплоснабжению в соответствии с Методическими рекомендациями, является 2016 год.

 

3. Продуктовые границы товарного рынка

Продуктовые границы товарного рынка определяются в соответствии с Главой III Порядка анализа рынка.

Процедура выявления услуги, обращающейся на товарном рынке (определение продуктовых границ товарного рынка) включает в себя:

-предварительное определение товара;

-выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

-определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Согласно части 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 указанного кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Таким образом, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации   услуга по теплоснабжению представляет собой поставку ресурсоснабжающей организацией абоненту произведенной или приобретенной тепловой энергии.

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010             № 190-ФЗ «О теплоснабжении», теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности; теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Деятельность в сфере теплоснабжения согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) относится к разделу Е «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», классу 40 «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды», подклассу 40.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)».

Процесс теплоснабжения включает следующие стадии: производство, передачу, сбыт тепловой энергии.

Предметом договорных отношений могут быть как отдельное действие, так и несколько последовательных действий, составляющих процесс теплоснабжения.

Таким образом, учитывая изложенное, в соответствии с Методическими рекомендациями в целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка является услуга теплоснабжения конечного потребителя, включающая производство, передачу, сбыт тепловой энергии.

Тепловая энергия по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.

 

4. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка, согласно пункту 4.1 Порядка, определяются границами территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Для рассматриваемого рынка характерно оказание услуг организациями теплоснабжения потребителям в пределах расположения тепловых сетей теплоснабжающих или теплосетевых организаций. Присоединение теплопотребляющих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и, как правило, требует значительных расходов.

Учитывая изложенное, географическими границами рынка будут границы локальных рынков в пределах территорий расположения технологической инфраструктуры (сетей) хозяйствующих субъектов, оказывавших услуги теплоснабжения или транспортировки тепловой энергии.

Согласно Методическим рекомендациям, географическими границами товарного рынка оказания услуг теплоснабжения являются муниципальные образования с населением более 100 тысяч жителей и административным центрам субъекта Российской Федерации. В Тульской области – это город Тула и муниципальное образование город Новомосковск Тульской области.

Комитетом Тульской области по тарифам установлен статус единой теплоснабжающей организации ООО «Новомосковская тепловая компания»  в границах зоны деятельности - территория муниципального образования г. Новомосковск Тульской области и АО «Тулатеплосеть» в границах зоны деятельности - территория г. Тулы.   

Таким образом, географические границы рынка предоставления услуг по теплоснабжению уточнены с учетом наличия и расположения технологической инфраструктуры и возможности доступа к ней.

 

5. Состав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке  

Согласно пункту 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Для определения состава хозяйствующих субъектов, осуществляющих предоставление услуг по теплоснабжению конечным потребителям в географических границах город Тула, были проанализированы сведения за 2016 год:

- о хозяйствующих субъектах города Тулы, являющихся участниками рынка услуг теплоснабжения;

Для определения состава хозяйствующих субъектов, осуществляющих предоставление услуг по теплоснабжению конечным потребителям в географических границах муниципальное образование город Новомосковск Тульской области, были проанализированы сведения за 2016 год:

- о хозяйствующих субъектах муниципального образования город Новомосковск Тульской области, являющихся участниками рынка услуг теплоснабжения.

В результате вышеуказанного анализа составлен перечень хозяйствующих субъектов, осуществлявших предоставление услуг по теплоснабжению в городе Туле (таблица 1 по г.Туле) и муниципальном образовании город Новомосковск (таблица 1 по МО г. Новомосковск) за 2016 г.

Согласно пункту 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, следует считать достаточным, так как выполняется следующее условие:

- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

В данном случае в качестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги по теплоснабжению, рассматриваются хозяйствующие субъекты, имеющие утвержденные тарифы на реализуемую тепловую энергию, установленные комитетом Тульской области по тарифам.

При проведении данного анализа были выявлены 53 хозяйствующих субъекта, оказывающих услуги по теплоснабжению по г. Туле в 2016 г. 7 хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по теплоснабжению по МО г. Новомосковск в 2016 г.

Согласно пункту 5.4 для хозяйствующих субъектов, действующих на указанном товарном рынке определялось также:

- принадлежность к группе лиц;

- приобретатели товара либо регионы продаж данного товара;

- наличие собственного производства данного товара.

Анализ представленных от хозяйствующих субъектов сведений показал, что хозяйствующие субъекты, вошедшие в состав участников рынка услуг теплоснабжения как правило не образуют групп лиц (за исключением ПАО «Тулачермет» и АО «Тулатеплосеть» код основания 9, в географических границах г.Тулы) и имеют собственную производственную базу (в собственности, аренде, оперативном управлении и пр. находятся котельные, магистральные и распределительные сети), а регионом продаж является:

-город Тула;

-МО город Новомосковск Тульской области.

Подробно схемы теплоснабжения приведены в пункте 9 Анализа.

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

В соответствии с Методическими рекомендациями расчет общего объема рынка теплоснабжения осуществлялся на основании объема продаж (поставок) тепловой энергии, за исследуемый период в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов, производился на основании объема продаж (поставок) выраженного в  натуральном выражении (Гкал).

Согласно пункту 6.2 Порядка объем рынка теплоснабжения определялся как сумма объемов продажи  (поставки) тепловой энергии, реализованной конечным потребителям теплоснабжающими организациями (в том числе единой теплоснабжающей организацией), а также производителями тепловой энергии  в соответствующих географических границах. При этом не допускался повторный учет одного и того же товара.

Согласно пункту 6.3 Порядка доля хозяйствующего субъекта на указанном товарном рынке рассчитывалась как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, реализуемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Результаты расчетов объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов по г.Туле представлены  в таблице 2 за 2016 г (по г.Туле).

Результаты расчетов объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов по МО г.Новомосковск Тульской области представлены  в таблице 2 за 2016 г (по МО г.Новомосковск Тульской области).

Доля группы лиц на рынке теплоснабжения определяется как сумма долей хозяйствующих субъектов, действующих на одном рынке и составляющих группу лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

 

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации рынка услуг по теплоснабжению в соответствующих географических границах в соответствии с пунктом 7.1 Порядка использованы:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

 

,

 

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

 

,

 

где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Результаты расчетов показателей уровня концентрации по рынку услуг теплоснабжения по г.Туле представлены  в таблице 2 за 2016 г. (по г.Туле).

Результаты расчетов показателей уровня концентрации по рынку услуг теплоснабжения по МО г.Новомосковск Тульской области представлены  в таблице 2 за 2016 г. (по МО г.Новомосковск Тульской области).

Уровни концентрации рынков услуг по теплоснабжению определены в соответствии с критериями пункта 7.2:

- по г. Туле в  2016 г. - уровень концентрации высокий, поскольку величина коэффициента рыночной концентрации CR3 находится в интервале от 70% до 100%, а индекс Герфиндаля-Гиршмана- в интервале от 2000 до 10000;

- по МО город Новомосковск в 2016 г.-  уровень концентрации высокий, поскольку величина коэффициента рыночной концентрации CR3 находится в интервале от 70% до 100%, а индекс Герфиндаля-Гиршмана- в интервале от 2000 до 10000.

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

В соответствии с разделом VIII Порядка процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

К барьерам входа на товарный рынок относятся:

а) экономические ограничения, в том числе:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений:

- оказание услуг по теплоснабжению конечного потребителя возможно только хозяйствующими субъектами, имеющими техническое оснащение, коммуникации и прочее оборудование, необходимое для снабжения абонентов тепловой энергией;

- значительные затраты на поддержание сетей в исправном состоянии; 

           - несвоевременная оплата потребителями покупаемой услуги, ведущие  к росту дебиторской задолженности и недостаточности средств на текущие расходы;

- наличие потерь тепловой энергии;

- необходимость крупных инвестиций для модернизации активов отрасли с целью повышения конкурентоспособности.

б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:

- так как рассматриваемые услуги нередко оказываются с использованием теплосетей и оборудования, являющихся муниципальной собственностью, организациям необходимо участвовать в конкурсах на заключение договоров аренды муниципального имущества;

- утверждение тарифов на услугу теплоснабжения, устанавливаемых комитетом Тульской области по тарифам;

- необходимость оформления лицензии на газовые котельные.  

Экономические барьеры выхода на рынке услуг по теплоснабжению вряд ли можно назвать преодолимыми, так как затраты на преодоление этих барьеров экономически не оправдываются (во всяком случае в приемлемые сроки).

 

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по теплоснабжению

Как следует из проведенного анализа, в 2016 году рынок услуг по теплоснабжению в городе Туле и рынок услуг по теплоснабжению в муниципальном образовании город Новомосковск Тульской области в силу высокого уровня концентрации относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Причина этого заключается в необходимости осуществления значительных первоначальных капитальных вложений для осуществления деятельности по теплоснабжению.

В географических границах муниципального образовании город Новомосковск схема сбыта тепловой энергии  такова:

ПП "Новомосковская ГРЭС" филиала ОАО "Квадра" – «Центральная генерация" (ОАО «Квадра- Генерирующая компания»), является собственником Новомосковской ГРЭС, магистральной теплотрассы, котельной и внутриквартальных теплотрасс и осуществляет снабжение тепловой энергией своих абонентов. В 2015 г. его доля составляла  - 19,39%, в 2016 доля снизилась до 15,15%, за счет выделения ООО «Новомосковская тепловая компания» в самостоятельный хозяйствующий субъект. Таким образом, используется схема предоставления услуг теплоснабжения с наличием собственных сетей, без посредников между генерирующей организацией и потребителями тепловой энергии, у генерирующей компании в собственности находятся как магистральные, так и распределительные теплосети. 

ООО «Новомосковская тепловая компания», взяв в аренду котельный комплекс, принадлежащий администрации МО город Новомосковск, переданный администрации вследствие банкротства НМУП «Новомосковские коммунальные системы», и, имея в собственности распределительные теплосети,  достигло доли на рынке в 2016 г. – 44,36% по сравнению с 2015 г. – 40,78%.

ПП "Новомосковская ГРЭС" филиала ОАО "Квадра" – «Центральная генерация" помимо выработки тепловой энергии является и перепродавцом тепловой энергии, доля перепроданной энергии в 2016 году составила от общего объема тепловой энергии, реализованной предприятием -28 %.

АО «Новомосковская акционерная компания «Азот» имеет схему предоставления услуг теплоснабжения с использованием собственных сетей: магистральной, которая идет от Новомосковской ГРЭС (тепловая энергия, закупающаяся у филиала ОАО «Квадра» - «ТРГ») и распределительной теплосети до обслуживаемых абонентов, его доля по сравнению с 2015 г. -36,54% возросла в 2016 г. до 37,00%.

ООО «ПромЭнергоСбыт» имея в собственности котельную, расположенную на территории авторемонтного завода, обеспечивает тепловой энергией находящихся на территории того же предприятия абонентов, которым принадлежат распределительные  тепловые сети.

 

В географических границах город Тула схема сбыта тепловой энергии  такова:

АО «Тулатеплосеть» и ПАО «Тулачермет» входят в одну группу лиц:  доля на рынке теплоснабжения в 2015 г. составляла 82,09%, в 2015г. снизилась до -77,96%. АО «Тулатеплосеть» арендует более 120 объектов котельных, магистральные и распределительные сети у МУП мо г.Тула «Ремжилхоз» (основные средства находящиеся на балансе муниципального унитарного предприятия переданы ему администрацией города Тулы на праве хозяйственного ведения). Таким образом, используется схема предоставления услуг теплоснабжения с наличием арендованных сетей, без посредников между генерирующей организацией и потребителями тепловой энергии, у генерирующей компании в аренде находятся как магистральные, так и распределительные теплосети.  

 

10. Выводы и предложения

1. В соответствии с результатами проведенного Анализа установлено, что рынки услуг по теплоснабжению в географических границах города Тулы и географических границах муниципального образования город Новомосковск Тульской области в 2016 году имели высокий уровень концентрации и являлись рынками с неразвитой конкуренцией.

 Комитетом Тульской области по тарифам статус единой теплоснабжающей организации установлен:

- ООО «Новомосковская тепловая компания»  в границах зоны деятельности - территория муниципального образования г. Новомосковск Тульской области;

- АО «Тулатеплосеть» в границах зоны деятельности - территория г. Тулы.

Количественный состав теплоснабжаюших организаций, теплосетевых организаций и единых теплоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность на территории Тульской области представлен в таблицах №3.

Сведения о лицах, в интересах которых осуществляется владение, более чем 5% акций (долей) теплоснабжающих организаций их номинальными держателями, в том числе о таких лицах, учрежденных в государстве, которое предоставляет льготный налоговый режим и (или) законодательством которого не предусматриваются раскрытие и представление информации о юридическом лице (оффшорные зоны), т.е. сведения о конечных выгодоприобретателях представлены в таблице № 4.

 

2. По результатам проведенного Анализа установлено, что:

-  в географических границах города Тулы в 2016 году доминирующее положение занимает АО «Тулатеплосеть» с долей, учитывая группу лиц -77,96%.

-  в географических границах МО город Новомосковск в 2016 году доминирующее положение занимает ООО "Новомосковская тепловая компания" с долей 44.36%  и ОАО «Новомосковская акционерная компания «Азот» с долей 37,54%.