Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на мелкооптовом рынке автомобильных бензинов в Тульской области с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.

1. Общие положения

1.1. Основание и цель исследования

Основанием для проведения анализа состояния конкурентной среды на мелкооптовом рынке автомобильных бензинов в Тульской области (далее по тексту – Анализ) является Приказ ФАС России от  05.12.2016 года № 1718/16.

Целью проведения анализа конкуренции на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов является установление доминирующего положения вертикально-интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК) на региональном рынке.

Анализ проводился в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее по тексту – Порядок), а также методических  рекомендаций по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов (далее по тексту – Методические указания), направленных в адрес территориальных органов ФАС России.

 

1.2. Источники исходной информации

 

В качестве источников исходной информации при проведении Анализа использованы:

- сведения, извлеченные из Единого государственного реестра юридических лиц, представленные Управлением ФНС по Тульской области;

- сведения, представленные Туластатом в части хозяйствующих субъектов, осуществлявших мелкооптовую торговлю моторным топливом в Тульской области с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.;

- сведения, представленные министерством экономического развития и промышленности Тульской области в части хозяйствующих субъектов, осуществлявших мелкооптовую торговлю моторным топливом в Тульской области по состоянию на 31.12.2017 г.;

- сведения, представленные хозяйствующими субъектами Тульской области, осуществляющими деятельность по мелкооптовой торговле моторным топливом на территории Тульской области с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.

 

2. Временной интервал исследования мелкооптового рынка автомобильных бензинов

 

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик мелкооптового рынка автомобильных бензинов, которые сложились до момента проведения исследования, Анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования мелкооптового рынка автомобильных бензинов, в соответствии с Методическими указаниями, является период с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.

 

3. Продуктовые границы мелкооптового рынка автомобильных бензинов

 

Предварительное определение товара – автомобильные бензины.

Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2011 № 454-ст, мелкооптовая торговля автомобильными бензинами классифицирована в группе 51.51.2 «Оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин».

Бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТ по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями…»).

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов, предназначенных для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99).

Вместе с тем, распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и другие.

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

На практике единственным существенным показателем, классифицирующим автомобильные бензины, является октановое число моторного топлива (далее-ОЧ). По ОЧ автомобильные бензины разделяются на две подгруппы, что и является существенным различием:

- низкооктановые бензины – А-76, АИ-80, Нормаль-80 (ОЧ 76,0 по моторному методу и 80,0  по исследовательскому методу);

- высокооктановые бензины – Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и другие (ОЧ 82,5-88,0 по моторному методу, 91-98 по исследовательскому методу).

С целью определения продуктовых границ товарного рынка можно предположить, что для мелкооптовых покупателей автомобильных бензинов, владельцев автозаправочных станций (далее-АЗС), марка автомобильного бензина не играет существенной роли при его реализации, поскольку на любую марку имеется спрос в условиях случайного потока автомобилей. Однако для крупных промышленных предприятий, приобретающих автомобильные бензины преимущественно для целей профессионального использования и располагающих мощностями по заправке и (или) хранению автомобильных бензинов для собственных нужд, вопрос о взаимозаменяемости автомобильных бензинов по маркам может стоять более остро, так как они зачастую имеют определенный, а не случайно-сформировавшийся парк автомобилей, для эксплуатации которого нужны определенные марки автомобильных бензинов.

На основании вышеизложенного Тульским УФАС России для уточнения продуктовых границ товарных рынков автомобильных бензинов был произведен опрос мелкооптовых покупателей автомобильных бензинов (тест «гипотетического монополиста»), с целью определения готовности заменить одну марку автомобильного бензина на другую, если цена одного из товаров долговременно (дольше одного года) повысится на 5-10%, а цены на остальные товары останутся неизменными.

Так как не было выявлено готовности заменить одну марку автомобильного бензина на другую при вышеперечисленных обстоятельствах, то продуктовые границы данных товаров рассматриваются как автомобильные бензины по ОЧ (низкооктановые и высокооктановые).  

Таким образом, исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования мелкооптовых рынков автомобильных бензинов можно выделить следующие товары:

Группа товаров

Подгруппа товаров

Товары (марки)

Октановое число

 

 

Автомобильные бензины

(ОКП 02 5110)

 

Низкооктановые

 

А-76 (АИ-80)

76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу

 

Высокооктановые

АИ-92 (АИ-91, АИ-93)

82,5-88 по моторному методу, 91-98 по исследовательскому методу

АИ-95 (АИ-96)

АИ-98

 

 

4. Географические границы мелкооптового рынка автомобильных бензинов

 

Предварительное определение географических границ товарного рынка, в соответствии с Методическими указаниями, определено границами субъекта Российской Федерации - границами Тульской области.

Для определения географических границ товарного рынка была запрошена информация у хозяйствующих субъектов, осуществляющих мелкооптовые поставки автомобильных бензинов в предпринимательской деятельности, с целью определения перечня, хозяйствующих субъектов, которые конкурируют друг с другом при осуществлении поставок данного товара.

При определении географических границ рынка мелкооптовой реализации нефтепродуктов в первую очередь в учет принималось, что на территории Тульской области действующих нефтеперерабатывающих предприятий, осуществляющих переработку сырой нефти и реализацию нефтепродуктов, не имеется.

Покупателями на данном уровне оборота нефтепродуктов являются предприятия, осуществляющие мелкооптовую реализацию нефтепродуктов хозяйствующим субъектам, дислоцирующимся как внутри, так и за пределами Тульской области, которые в свою очередь являются либо потребителями конечного уровня (розничные продавцы нефтепродуктов-АЗС, промышленные и транспортные предприятия), либо мелкооптовыми продавцами, в свою очередь осуществляющими реализацию нефтепродуктов конечным потребителям). Доставка крупных партий нефтепродуктов на данном уровне рынка осуществляется, как правило, непосредственно с НПЗ трубопроводным либо железнодорожным транспортом с приемкой на региональные нефтебазы (хранилища нефтепродуктов) в целях хранения и последующего распределения по потребителям. Отгрузка мелкооптовых партий непосредственно потребителям конечного уровня осуществляется на данном уровне оборота автомобильным транспортом с нефтебаз, расположенных за пределами региона.

Последующий оборот нефтепродуктов (вторичный оборот) включает в себя отгрузку нефтепродуктов с региональных нефтебаз преимущественно автомобильным транспортом мелкооптовым продавцам и конечным потребителям. При этом нефтепродукты также могут отгружаться потребителям, как дислоцирующимся на территории региона, так и за его пределами. В зависимости от количества посреднических звеньев оборот нефтепродуктов от ввоза их на территорию региона до поступления к конечному потребителю может быть многократным, причем его границы, как правило, уже на вторичном обороте сужаются с межрегионального уровня до регионального.

Конечная стадия оборота нефтепродуктов (поступление их от мелкооптовых продавцов к конечным потребителям в сферу розничной реализации нефтепродуктов или потребления) ограничивается почти исключительно границами региона.

Таким образом, наиболее правомерным является для описания рынка мелкооптовой реализации нефтепродуктов с учетом его многооборотности принимать в качестве географических границ рынка территориальные границы субъекта Российской Федерации, в рассматриваемом случае – границы Тульской области.

 

5. Состав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на мелкооптовом рынке автомобильных бензинов

 

Согласно пункту 5.1 Порядка, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Поставщиками на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по поставке автомобильных бензинов в мелкооптовом сегменте товарного рынка, в том числе хозяйствующие субъекты, закупающие товар преимущественно для целей последующей перепродажи.

Покупателями на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию автомобильных бензинов, крупные промышленные предприятия, приобретающие автомобильные бензины преимущественно для целей профессионального использования, а также хозяйствующие субъекты, приобретающие товар мелкооптовыми партиями преимущественно для целей последующей перепродажи.

Для определения состава хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на мелкооптовом рынке реализации автомобильных бензинов, были проанализированы сведения:

- представленные Туластатом в части хозяйствующих субъектов, осуществлявших мелкооптовую торговлю моторным топливом в Тульской области с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.;

- представленные министерством промышленности и топливно-энергетического комплекса Тульской области  по состоянию на 31.12.2017 г.;

- представленные хозяйствующими субъектами Тульской области, осуществляющими деятельность по мелкооптовой торговле моторным топливом на территории Тульской области с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.

Для целей проведения данного Анализа были использованы данные, полученные от 9 хозяйствующих субъектов.

В результате вышеуказанного анализа составлен перечень хозяйствующих субъектов, осуществлявших деятельность по мелкооптовой реализации автомобильными бензинами в Тульской области с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г. (Таблица 1).

При выявлении хозяйствующих субъектов, действующих на мелкооптовом рынке автомобильных бензинов, следовало руководствоваться пунктом 5.2 Порядка.

Количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:

- выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;

- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Тульское УФАС России максимально стремилось к выполнению требований пункта 5.2 Порядка.

Согласно пункту 5.4 Порядка для хозяйствующих субъектов, действующих на указанном товарном рынке, определялась также:

- принадлежность к группе лиц.

Анализ представленных от хозяйствующих субъектов сведений показал, что хозяйствующие субъекты, вошедшие в состав участников мелкооптового рынка автомобильных бензинов, не образуют групп лиц.

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

 

В соответствии с Методическими указаниями в качестве показателя объема товарной массы используется показатель объема продаж автомобильных бензинов в натуральном выражении (тонны).

Согласно пункту 6.2 Порядка, объем мелкооптового рынка автомобильных бензинов определялся как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. При этом не допускался повторный учет одного и того же товара.

Согласно пункту 6.3 Порядка, доля хозяйствующего субъекта на указанном товарном рынке рассчитывалась как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Результаты расчетов объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов представлены  в Таблице 1.

 

7. Определение уровня концентрации мелкооптового рынка

 

Для определения уровня концентрации мелкооптового рынка автомобильных бензинов в соответствующих географических границах в соответствии с пунктом 7.1 Порядка использованы:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

 

,

 

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

 

,

 

где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Результаты расчета показателя уровня  концентрации приведены в Таблице 1.

Уровень концентрации мелкооптового рынка автомобильных бензинов определен в соответствии с критериями пункта 7.2 Порядка и приведен также в Таблице 1.

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

В соответствии с разделом VIII Порядка, процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

К барьерам входа на товарный рынок относятся:

а) экономические ограничения, в том числе:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обуславливающего для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого оптимального объема производства с минимумом издержек (эффект масштаба производства).

б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:

- необходимость получения лицензии;

- экологические ограничения;

- трудности в получении земельных участков;

- стандарты, предъявляемые к качеству.

При оценке барьеров входа на исследуемый товарный рынок исходили из следующих соображений.

Для осуществления мелкооптовой реализации нефтепродуктов в крупных размерах необходимым условием является наличие хранилищ нефтепродуктов на отведенных земельных участках, оборудованных в соответствии с нормами и  правилами эксплуатации и позволяющих осуществлять налив, хранение, слив нефтепродуктов, а также транспортной инфраструктуры для обеспечения доставки нефтепродуктов с НПЗ и отгрузки их потребителям. Таким образом, вход на рынок мелкооптовой реализации нефтепродуктов требует значительных капитальных вложений, связанных или со строительством новых хранилищ нефтепродуктов и объектов транспортной инфраструктуры, или с приобретением этих объектов на праве собственности или аренды, что накладывает существенные экономические, а в случае строительства новых объектов и административные ограничения.

В то же время, вход на рынок мелкооптовой реализации нефтепродуктов, предполагающей возможность закупки моторного топлива у крупных оптовых поставщиков с одновременным приобретением у них же услуги временного хранения закупленного топлива на период единовременной или многоразовой отгрузки его собственным покупателям, значительных капиталовложений не требует. Однако, в данном случае барьеры для входа на рынок могут проявиться с одной стороны в наличии уже сложившегося удовлетворенного спроса, отсутствии свободных объемов нефтехранилищ, предлагаемых в рамках услуг по хранению нефтепродуктов, а также, с другой стороны, в стратегии поведения действующих на рынке вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, направленной на создание преимуществ для участников вертикально-интегрированных структур по сравнению с другими потенциальными участниками рынка.

Наличие на товарном рынке хозяйствующих субъектов, входящих в группу ВИНК, также создает ограничения для входа на рынок независимых хозяйствующих субъектов – продавцов автомобильных бензинов.

Экономические барьеры входа на мелкооптовый рынок автомобильных бензинов вряд ли можно назвать преодолимыми, так как затраты на преодоление этих барьеров экономически не оправдываются (во всяком случае в приемлемые сроки).

 

9. Оценка состояния конкурентной среды на мелкооптовом рынке автомобильных бензинов  Тульской области

 

При оценке состояния конкурентной среды в сфере региональной мелкооптовой реализации автомобильных бензинов учитывались следующие региональные факторы и особенности, влияющие на условия обращения товара и состояние конкурентной среды.

Тульская область относится к числу регионов с развитыми промышленностью и сельским хозяйством. Предприятия этих отраслей, широко использующие автотранспортные средства, являются основными розничными потребителями моторного топлива (автомобильных бензинов, в частности, А-76, АИ-80, АИ-92). В связи с тем, что в число розничных потребителей нефтепродуктов входят предприятия сельского хозяйства, спрос на нефтепродукты (автомобильные бензины) носит ярко выраженный сезонный характер.

В Тульской области отсутствуют нефтеперерабатывающие предприятия. Ближайший нефтеперерабатывающий завод находится в Рязанской области. Поставка автомобильных бензинов в регион осуществляется преимущественно с Рязанского, Саратовского и Ярославского нефтеперерабатывающих заводов. Доставка нефтепродуктов осуществляется частично по нефтепродуктопроводу с Рязанского НПЗ и железнодорожным транспортом.

Основным предприятием нефтепродуктообеспечения в Тульской области является ПАО «Туланефтепродукт», входящее в группу лиц ВИНК НК-Роснефть, имеющее на территории региона 2 функционирующих предприятия нефтепродуктообеспечения (нефтебазы), осуществляющие прием, хранение и отпуск моторного топлива для контрагентов и собственных АЗС общества.

Для осуществления мелкооптовой реализации нефтепродуктов необходимым условием является наличие стационарных резервуаров на отведенных земельных участках, оборудованных в соответствии с нормами и правилами эксплуатации или бензовозов. Вход на рынок мелкооптовой реализации моторного топлива (автомобильных бензинов) требует определенных капитальных вложений, связанных или со строительством новой резервуаров хранения, или с приобретением действующих на правах собственности или аренды, что накладывает определенные экономические, а в случае строительства новых и административные ограничения (выделение земельного участка, получение разрешения на строительство и эксплуатацию) для входа на рынок.

По результатам Анализа установлено, что:

- наибольшую рыночную долю на мелкооптовом рынке реализации автомобильного бензина марки АИ-92 с 01.01.2017 г. по 31.01.2017 г. занимало ПАО «Туланефтепродукт», входящее в группу ВИНК НК-Роснефть (Таблица 1).

- наибольшую рыночную долю на мелкооптовом рынке реализации автомобильного бензина марки АИ-95 с 01.01.2017 г. по 31.01.2017 г. занимало ПАО «Туланефтепродукт», входящее в группу ВИНК НК-Роснефть (Таблица 1).

- наибольшую рыночную долю на мелкооптовом рынке реализации автомобильного бензина марки АИ-98 с 01.01.2017 г. по 31.01.2017 г. занимало ПАО «Туланефтепродукт», входящее в группу ВИНК НК-Роснефть (Таблица 1).

По итогам Анализа были усмотрено наличие ВИНК, занимающее доминирующее положение на мелкооптовом рынке автомобильного бензина АИ-92, АИ-95, АИ-98  у  ПАО «Туланефтепродукт» с рыночной долей 95,89 %, 97,94%, 100% соответственно.

По итогам сравнения коэффициентов рыночной концентрации и индексов рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана на мелкооптовом рынке автомобильных бензинов АИ-92, АИ-95, АИ-98 можно сделать вывод, что данные рынки являются рынками с высокой концентрацией и относится к рынкам с  неразвитой конкуренцией.

Согласно предоставленных данных  ПАО «Туланефтепродукт» отгружает большую часть нефтепродуктов в Тульскую область и незначительные объемы в Московскую, Липецкую, Орловскую и Рязанскую области.

 

10. Выводы и предложения

 

1. В соответствии с результатами проведенного Анализа установлено, что  региональный мелкооптовый рынок автомобильных бензинов в Тульской области за период времени с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г. имел следующие уровни концентрации:

- автомобильного бензина марки АИ-92 - высокий уровень концентрации и являлся рынком с недостаточно развитой конкуренцией;

- автомобильного бензина марки АИ-95 - высокий уровень концентрации и являлся рынком с недостаточно развитой конкуренцией;

- автомобильного бензина марки АИ-98 - высокий уровень концентрации и являлся рынком с неразвитой конкуренцией;

2. Наибольшая рыночная доля на мелкооптовом рынке автомобильных бензинов принадлежит ПАО «Туланефтепродукт», входящему в группу ВИНК НК-Роснефть.