Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах Тульской области в 2010 году.

I. Общие положения

1.1. Основание и цель проведения работы

Основанием для проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными домами (МКД) в городах является пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» и План работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, утвержденный приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66.

Целью проведения работы является оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по управлению МКД в городах Тульской области с населением более 100 тысяч человек (город Тула и городской округ – город Новомосковск).

Анализ проводился в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, а также Методических указаний по подготовке анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах, утвержденных Комиссией ФАС России по проведению анализа товарных рынков.


1.2. Источники исходной информации

В качестве источников исходной информации при проведении анализа использованы:

- сведения, представленные территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тульской области (Туластат);

- сведения, извлеченные из Единого государственного реестра юридических лиц, представленные Управлением ФНС по Тульской области;

- сведения, представленные органами местного самоуправления городов Тулы и Новомосковска;

- сведения, представленные хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по управлению МКД.

II. Временной интервал исследования рынка услуг по управлению многоквартирными домами в городах
Временной интервал исследования рынка услуг по управлению МКД в соответствии с планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы и методическими указаниями установлен с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года.

III. Продуктовые границы товарного рынка
Согласно пункту 3 Порядка предварительное определение товара, необходимое для установления продуктовых границ товарного рынка, проводится на основе:

а) условий договора, заключенного в отношении товара;

б) разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

в) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

г) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

д) товарных словарей или справочников товароведов;

е) заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере;

ж) иного способа, позволяющего однозначно определить товар.
В целях проведения данного исследования в соответствии с Методическими указаниями в качестве продуктовых границ рынка выбран комплекс услуг по управлению МКД, включающий услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в таком доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности (услуги по управлению МКД).

Данный вид услуг наиболее близко соответствует описанию группировки Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст, «услуги по управлению эксплуатацией жилого фонда» с кодом группировки 70.32.1.

IV. Географические границы товарного рынка
Согласно пункту 4 Порядка процедура определения географических границ товарного рынка (границ территорий, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Возможность приобретения услуг по управлению МКД ограничена территорией того муниципального образования, на территории которого проживают потребители и располагаются МКД. Продавцы услуг по управлению МКД осуществляют деятельность в границах муниципальных образований, то есть исходя из принципа максимальной приближенности к обслуживаемому жилью.

Ограничивающим экономические возможности приобретения товара фактором является то, что товар может перемещаться к покупателю, а покупатель не может перемещаться к товару, то есть получение услуги возможно только по месту жительства покупателя.

Экономическая возможность и целесообразность приобретения указанных услуг (выбор конкретной управляющей организации) определяется местонахождением жилищного фонда и хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по управлению МКД. Как правило, локализация оказания услуг по управлению многоквартирными домами определяется границами населенного пункта (город, поселок, поселение).

На основании изложенного, а также в соответствии с Методическими указаниями географическими границами анализируемого товарного рынка являются административные границы городов с населением более 100 тысяч жителей – город Тула и городской округ – город Новомосковск.

V. Результаты анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городе Туле.

Согласно сведениям о распределении жилищного фонда города Тулы по способам управления МКД, представленным администрацией муниципального образования города Тулы по состоянию на 01.01.2011:

- жилищный фонд, находящийся в непосредственном управлении собственников жилых помещений, составил 0,13 % от общего жилищного фонда города;

- жилищный фонд, собственники которого выбрали способ управления МКД путем организации товариществ собственников жилья (ТСЖ), составил 4.62 % от общего жилищного фонда города;

- жилищный фонд, собственники которого выбрали способ управления МКД путем привлечения управляющей организации, составил 77,98 % от общего жилищного фонда города;

- не определились с выбором способа управления собственники жилых помещений, владеющие 17,26 % от общего жилищного фонда города Тулы.

При этом объемы жилищного фонда, управляемые управляющими организациями, выбранными на общих собраниях собственников жилых помещений и по результатам конкурса, проведенного администрацией города Тулы, составили 75.03% и 2,96 %, соответственно, от общего жилищного фонда.

Кроме того, по данным, представленным управляющими организациями, ими оказываются также услуги по управлению частью многоквартирных домов, в которых собственники жилых помещений выбрали способ управления в форме ТСЖ и заключили договоры на возмездное оказание комплекса услуг по управлению домами с управляющими организациями.

В 2010 году способ управления не был выбран (не реализован) собственниками жилья в 503 МКД, однако органом местного самоуправления – администрацией города Тулы не были предприняты действия, предусмотренные положениями постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», не проводились конкурсы по выбору управляющей организации для управления МКД, собственники жилых помещений в которых не определились с выбором способа управления или принятое ими решение о выборе способа управления не было реализовано.

По данному факту Тульское УФАС России приступило к проверке на соответствие указанных действий (бездействия) органа местного самоуправления требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 5 Порядка определен состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по управлению МКД, включающий 21 хозяйствующий субъект различных форм собственности и организационно-правовых форм. При этом было установлено, что доля жилищного фонда, управляемого муниципальными и государственными управляющими организациямт, в 2010 году составила 1,86 % от общего жилищного фонда города и 2 % от общего жилищного фонда, обслуживаемого управляющими организациями. Доля жилищного фонда, находящегося в управлении частных управляющих организаций, в 2010 году составила 91,23 % от общего жилищного фонда города и 98 % от общего жилищного фонда, обслуживаемого управляющими организациями, что связано с приватизацией МУП МО г. Тула «Управляющая компания г. Тула» путем преобразования в ОАО «Управляющая компания города Тулы» и продажей акций ОАО «Управляющая компания города Тулы» частным инвесторам.

Судебные разбирательства по иску администрации муниципального образования г. Тула о признании сделки по продаже акций ОАО «Управляющая компания города Тулы» недействительной и возвращении акций ОАО «Управляющая компания города Тулы» в собственность муниципального образования город Тула завершились постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа, отменившим решение Арбитражного суда Тульской области и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда об удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования г. Тула.

Таким образом, ОАО «Управляющая компания города Тулы» на сегодняшний день является частной организацией, доля которой на рынке управления МКД города Тулы превышает 70 %.
В целом товарный рынок по управлению многоквартирными домами в городе Туле является рынком с неразвитой конкуренцией, характеризуется высоким уровнем рыночной концентрации и наличием на нем хозяйствующего субъекта, рыночная доля которого превышает установленный Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» порог доминирования.

VI. Результаты анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городском округе - городе Новомосковск.

Согласно сведениям о распределении жилищного фонда города Новомосковск по способам управления, представленным администрацией муниципального образования по состоянию на 01.01.2011:

- жилищный фонд, собственники которого выбрали в качестве способа управления МКД путем организации ТСЖ, составил 17,97 % от общего жилищного фонда города;

- жилищный фонд, собственники которого выбрали способ управления МКД путем привлечения управляющей организации, составил 79,97 % от общего жилищного фонда города;

- не определились с выбором способа управления собственники жилых помещений, владеющие 2,06 % от общего жилищного фонда города Новомосковска.

Кроме того, по данным, представленным управляющими организациями, ими оказываются также услуги по управлению частью многоквартирных домов, собственники жилых помещений которых выбрали способ управления в форме ТСЖ, но заключили договоры на возмездное оказание комплекса услуг по управлению домами с управляющими организациями.

В 2010 году количество многоквартирных домов, в которых собственники жилья не выбрали (не реализовали) способ управления было 31, в том числе, многоквартирные дома, управление в которых осуществляется организацией, назначенной органами государственной власти или органом местного самоуправления.

По данному факту Тульское УФАС России приступило к проверке на соответствие указанных действий (бездействия) органа местного самоуправления требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 5 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по управлению МКД, включены 12 хозяйствующих субъектов (юридических лиц) преимущественно частной формы собственности.

В целом товарный рынок по управлению многоквартирными домами в городе Новомосковске является рынком с развитой конкуренцией, характеризуется умеренным уровнем рыночной концентрации и отсутствием на нем хозяйствующих субъектов, рыночная доля которых превышала бы установленный Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» порог доминирования.