Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) в Тульской области за 2010 год

1. Общие положения

1.1. Основание и цель исследования

Основанием для проведения анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) в Тульской области (далее по тексту – Анализ) является пункт 3 приказа ФАС России  от 27.09.2010 №551 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 – 2012 годы».

Целью проведения Анализа является установление доминирующего положения энергосбытовых организаций (в том числе гарантирующих поставщиков электрической энергии (мощности)), осуществляющих деятельность на территории Тульской области, с последующим их включением в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее по тексту - Реестр).

Анализ проводился в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее по тексту – Порядок), а также методических  рекомендаций по проведению анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) (далее по тексту – Методические рекомендации), утвержденных  Комиссией ФАС России по проведению анализа товарных рынков от 19.11.2010 (письмо заместителя руководителя ФАС России от 02.12.2010 № ЦА/42758).

 

1.2. Источники исходной информации

В качестве источников исходной информации при проведении Анализа использованы:

- сведения, содержащиеся в Реестре субъектов рынка, извлеченные с сайта НП «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью», в части хозяйствующих субъектов Тульской области, зарегистрированных как поставщики электрической энергии и мощности - владельцы генерирующего оборудования и как покупатели электрической энергии и мощности;

- сведения о членах партнерства, извлеченные с сайта НП «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью», в части хозяйствующих субъектов Тульской области, входящих в Палату продавцов электроэнергии, Палату покупателей электроэнергии и Палату экспертов;

- сведения, представленные Департаментом Тульской области по тарифам, в части хозяйствующих субъектов Тульской области, которым присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии;

- сведения, представленные Департаментом Тульской области по тарифам, в части хозяйствующих субъектов Тульской области, которым был установлен тариф на услугу по передаче электрической энергии на 2010 год;

- сведения, извлеченные из Единого государственного реестра юридических лиц, представленные Управлением ФНС по Тульской области;

- сведения, представленные Туластатом в части хозяйствующих субъектов, осуществляющих куплю-продажу электрической энергии (мощности) в Тульской области в 2010 году;

- сведения, представленные Департаментом промышленной политики, науки и топливно-энергетического комплекса Тульской области в части хозяйствующих субъектов, осуществляющих куплю-продажу электрической энергии (мощности) в Тульской области в 2010 году;

- сведения, представленные хозяйствующими субъектами Тульской области, осуществляющими деятельность по купле-продаже электрической энергии (мощности) на территории Тульской области;

- сведения, представленные хозяйствующими субъектами Тульской области, осуществляющими деятельность по передаче электрической энергии (мощности) на территории Тульской области.

 

2. Временной интервал исследования розничного рынка электрической энергии (мощности)

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик розничного рынка электрической энергии (мощности), которые сложились до момента проведения исследования, Анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования розничного рынка электрической энергии (мощности), в соответствии с Методическими рекомендациями, является 2010 год.

 

3. Продуктовые границы розничного рынка: «электрическая энергия (мощность)»

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, предварительное определение товара, необходимое для установления продуктовых границ товарного рынка,  может быть проведено на основе:

- условий договора, заключенного в отношении товара;

- нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

- общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1.1) (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст) введен раздел Е «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», имеющий код группировки вида экономической деятельности 40.13.2 «Торговля  электроэнергией»,  который предусматривает в соответствии с подразделом ЕА:
- продажу электроэнергии потребителям;

- деятельность посредников и агентов, которые организуют сделки по продаже электроэнергии, передаваемой по распределительным системам, управляемым другими лицами.

Установленные продуктовые границы включают в себя исключительно такой товар, как электрическая энергия, которая по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.

Кроме того, поскольку производство, купля-продажа и потребление электрической энергии осуществляется одновременно с мощностью, невозможно рассматривать рынок электрической энергии и рынок мощности отдельно, рынок электрической энергии (мощности) в данном случае является единым.

Таким образом, в соответствии с Методическими рекомендациями продуктовыми границами товарного рынка является «электрическая энергия (мощность)».

 

4. Географические границы розничного рынка электрической энергии (мощности)

Географические границы товарного рынка, согласно пункту 4.1 Порядка, определяются границами территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Таким образом, для установления географических границ рынка в первую очередь необходима идентификация приобретателя (приобретателей) на данном товарном рынке.

В данном случае, руководствуясь пунктом 5.4 Порядка, а также учитывая, что приобретение услуги (покупка электрической энергии и мощности) возможно для приобретателя только при наличии у него энергопринимающего устройства, подключенного к электрической сети, в качестве критерия выбора группы приобретателей использована принадлежность приобретателя к региону продаж, а именно, местонахождение приобретателя (энергопринимающего устройства приобретателя) в Тульской области в пределах территориальных границ балансовой принадлежности электрических сетей, по которым приобретатель получает (имеет возможность получить) приобретенную им у энергосбытовых организаций электрическую энергию.

Согласно Методическим рекомендациям географические границы товарного рынка электрической энергии (мощности) должны соответствовать границам зон деятельности хозяйствующих субъектов, которым присвоен статус гарантирующего поставщика в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее по тексту - Правила).

В частности, в соответствии с требованиями Методических рекомендаций, географическими границами деятельности энергосбытовых организаций, созданных в результате реорганизации  АО-энерго (применительно к Тульской области – ОАО «Тульская сбытовая компания», созданная в результате реорганизации ОАО «Тулэнерго»  и наделенная статусом гарантирующего поставщика), являются административные границы соответствующего субъекта Российской Федерации – Тульской области (зона деятельности гарантирующего поставщика).

Согласно Методическим рекомендациям, если на территории субъекта Российской Федерации осуществляют деятельность несколько энергосбытовых компаний, которым присвоен статус гарантирующего поставщика, географическими границами  деятельности данных компаний являются границы, определенные уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации  в области государственного регулирования тарифов в соответствии с пунктами 54 и 55 Правил, а именно:

- для организаций, являющихся участниками оптового рынка, зона деятельности определяется по точкам (группам точек) поставки, зарегистрированным на оптовом рынке электрической энергии;

- для организаций, не являющихся участниками оптового рынка (бывшие оптовые покупатели-перепродавцы), зона деятельности определяется по границе балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей энергоснабжающей организации (сетевой организации), к сетям которой присоединены потребители.

В случае, если энергосбытовая организация не наделена статусом гарантирующего поставщика, географические границы товарного рынка устанавливаются в пределах территории (города, муниципального образования, поселка и др.) по границам балансовой принадлежности соответствующих электрических сетей или по точкам (группам точек) поставки, зарегистрированным на оптовом рынке электрической энергии.   

В случае осуществления  деятельности на территории субъекта Российской Федерации нескольких энергосбытовых организаций, наделенных статусом гарантирующих поставщиков с отличающимися друг от друга территориально зонами деятельности, розничный рынок электрической энергии в пределах региона делится на соответствующие рынки с различными географическими границами в пределах муниципальных районов.

Постановлениями Департамента Тульской области по тарифам от 29.11.06 № 25/9, от 26.01.2007 №2/3, от 16.08.2007 №19/6 согласованы зоны деятельности энергосбытовых организаций Тульской области, наделенных статусом гарантирующего поставщика (таблица 1).

Таким образом, на территории Тульской области помимо регионального розничного рынка электрической энергии, географические границы которого определяются административными границами Тульской области, могут быть выделены также розничные рынки электрической энергии, географические границы которых определяются зонами деятельности гарантирующих поставщиков в пределах муниципальных образований Алексинский район, Новомосковский район, город Тула и Ленинский район Тульской области.

 

 

 

Таблица 1

Перечень хозяйствующих субъектов, наделенных статусом гарантирующих поставщиков в Тульской области в 2010 году постановлением Департамента Тульской области по тарифам от 12.10.2006 № 25/9, от 26.01.2007 №2/3, от 16.08.2007 №19/6

 

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Границы зоны деятельности

1

3

5

1

ОАО "Тульская сбытовая компания"

Административные границы Тульской области, за исключением зон деятельности следующих гарантирующих поставщиков:ОАО "Тульская энергосбытовая компания", ООО "Новомосковская энергосбытовая компания", ООО "Алексинэнергосбыт".

2

ООО "Новомосковская энергосбытовая компания"

Границы балансовой принадлежности электрических сетей ООО "ПромЭнергоСбыт", расположенных на территории г.Новомосковск Тульской области, г.Сокольники, п.Малиновский, п.Ширинский, п.Клин, п.Гипсовый, п.Шамотный, п.Заречье, п.Энергетиков, п.Депо, п.МОГЭС, п.Западный, п.25 лет Химкомбината, п.Химиков, п.Новозасецкий, п.Аварийный, п.Шпальный, д.Маклец, д.Ильинка, д.Мошок, д.Урванка, д.Большое Колодезное, п.шахт № 15, № 21, № 22, № 27, № 28, № 31, № 35, № 38 Новомосковского района Тульской области, на которых потребители непосредственно или опосредованно (через электрические сети других организаций) присоединены к электрическим сетям ООО "ПромЭнергоСбыт" и не имеют присоединения к электрическим сетям ОАО "Тулэнерго" и распределительным устройствам ОАО "Новомосковская ГРЭС".

3

ООО "Алексинэнергосбыт"

Границы балансовой принадлежности электрических сетей ЗАО"Алексинская электросетевая компания", расположенных на территории г.Алексин Тульской области, а также на территории п.Колосова и д.Ковша Алексинского района Тульской области, на которых потребители непосредственно или опосредованно (через электрические сети других организаций) присоединены к электрическим сетям ЗАО "Алексинская электросетевая компания" и не имеют присоединения к электрическим сетям ОАО "Тулэнерго" и распределительным устройствам ОАО "ТГК-4".

4

ОАО "Тульская энергосбытовая компания"

Границы балансовой принадлежности электрических сетей МУП "Тульские городские электрические сети", расположенных на территории г.Тула, п.Хомяково, п.Призаводской рудник, с.Маслово, с.Глухие Поляны, д.Судаково, д.Тихвинка, д.Варваровка, д.Ивановка Ленинского района Тульской области, на которых потребители непосредственно или опосредованно (через электрические сети других организаций) присоединены к электрическим сетям МУП "Тульские городские электрические сети" и не имеют присоединения к электрическим сетям ОАО "Тулэнерго".

 

Кроме того, учитывая, что в состав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии, входит энергсбытовая организация - ОАО «УРЭС» (ОАО «Узловская районная электросеть»), не наделенная статусом гарантирующего поставщика, передачу электрической энергии потребителям данной ЭСО осуществляет ООО «Трансэлектро», границы балансовой принадлежности электрических сетей которого находятся в пределах муниципального образования Узловский район Тульской области.

Таким образом, на территории Тульской области имеет место также розничный рынок электрической энергии, географические границы которого установлены в пределах муниципального образования Узловский район по границам  балансовой принадлежности электрических сетей ООО «Трансэлектро».

 

5. Состав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на розничном рынке электрической энергии (мощности)

Согласно пункту 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Для определения состава хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность купли-продажи (поставки) электрической энергии на определенных выше розничных рынках, были проанализированы сведения за 2010 год:

- о хозяйствующих субъектах Тульской области, являющихся участниками оптового рынка электрической энергии;

- о хозяйствующих субъектах Тульской области, наделенных статусом гарантирующего поставщика;

- о хозяйствующих субъектах, использующих (заключивших договоры на передачу электрической энергии) электрические сети сетевых организаций Тульской области для передачи потребителям поставляемой ими электрической энергии.

В результате вышеуказанного анализа составлен перечень хозяйствующих субъектов, осуществлявших деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии в Тульской области в 2010 году (таблица 2).

Согласно пункту 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, следует считать достаточным, так как выполняется следующее условие:

- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

В данном случае в качестве покупателей рассматриваются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии. Данная сфера деятельности  относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий и подлежит государственному регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

 

 

 

Таблица 2

 

Перечень хозяйствующих субъектов, осуществлявших деятельность, связанную

с оптовой торговлей электрической энергией (без передачи) и торговлей электрической энергии  в Тульской области в 2010 году

 

 

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Принадлежность к участникам НОРЭМ/ФОРЭМ*

Примечание

Географические границы рынка, участником которого является хозяйствующий субъект**

Принадлежность к группе лиц

Основание принадлежности к группе лиц

Наличие собственного производства электроэнергии

1

3

5

6

7

8

9

10

1

ОАО "Тульская сбытовая компания"

да

Гарантирующий поставщик

Тульская область

-

-

нет

2

ООО "Новомосковская энергосбытовая компания"

да

Гарантирующий поставщик

Новомосковский район Тульской области

-

-

нет

3

ОАО "Тульская энергосбытовая компания"

да

Гарантирующий поставщик 

город Тула и Ленинский район Тульской области

ОАО "Нижегородская сбытовая компания", ОАО "Воронежская энергосбытовая компания"

п.11 ч.1 ст.9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

нет

4

ООО "Алексинэнергосбыт"

да

Гарантирующий поставщик

Алексинский район Тульской области

ООО "Межрегиональная компания Центрэнергосбыт"

п.1, 3, 7 ч.1 ст.9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

нет

5

ОАО "Узловская районная электросеть"

нет

Энергосбытовая организация

Узловский район Тульской области

-

-

нет

6

ООО "Русбизнес-КС"

нет

Энергосбытовая организация

город Тула и Ленинский район Тульской области в границах балансовой принадлежности электросетей ООО "КС-Энерго"

-

-

нет

7

ООО "ЕвроХим-Энерго"

да

Энергосбытовая организация

Новомосковский район Тульской области

ОАО "МХК "ЕвроХим"

ч.1 ст.9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

нет

8

ОАО "Сибурэнергоменеджмент"

да

Энергосбытовая организация

Узловский район Тульской области

ОАО "Газпром"

ч.1 ст.9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

нет

9

ОАО "Альфа-трейд"

да

Энергосбытовая организация

Тульская область***

-

-

нет

 

Примечание: * - по данным Реестра субъектов рынка, извлеченные с сайта НП «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и

                            розничной торговли электрической энергией и мощностью»

    ** - в границах балансовой принадлежности соответствующих электросетей

    *** - в границах балансовой принадлежности электросетей ОАО "МРСК Центра и Приволжья" Филиала "Тулэнерго"

 

 

 

В целях проведения данного анализа были опрошены 76 хозяйствующих субъектов, которым Департаментом Тульской области по тарифам на 2010 год был утвержден тариф по передаче электрической энергии на территории Тульской области. Все из опрошенных хозяйствующих субъектов представили истребованные сведения.

Согласно пункту 5.4 для хозяйствующих субъектов, действующих на указанном товарном рынке определялось также:

- принадлежность к группе лиц;

- приобретатели товара либо регионы продаж данного товара;

- наличие собственного производства данного товара.

Анализ представленных от хозяйствующих субъектов сведений показал, что хозяйствующие субъекты, вошедшие в состав участников розничного рынка электрической энергии (мощности) не образуют групп лиц, не имеют собственного производства электрической энергии, а регионом продаж является Тульская область.

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

В соответствии с Методическими рекомендациями расчет общего объема электрической энергии за исследуемый период в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей энергосбытовых организаций, производился на основании объема продаж (поставок) в натуральном выражении (кВт.ч).

Согласно пункта 6.2 Порядка объем розничного рынка электрической энергии (мощности) определялся как сумма объемов продажи (поставки) электрической энергии (мощности) энергосбытовыми организациями (в том числе гарантирующими поставщиками), осуществляющими деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии (мощности) в соответствующих географических границах. При этом не допускался повторный учет одного и того же товара.

Согласно пункту 6.3 Порядка доля хозяйствующего субъекта на указанном товарном рынке рассчитывалась как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

 

7. Определение барьеров входа на товарный рынок

В соответствии с разделом VIII Порядка процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

К барьерам входа на товарный рынок относятся:

а) экономические ограничения, в том числе:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- необходимость соблюдения требований пункта 76 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530), в соответствии с которыми при переходе на обслуживание от гарантирующего поставщика к иной энергосбытовой организации потребитель обязан возместить убытки гарантирующего поставщика, что ограничивает возможность перезаключения договоров на поставку электроэнергии на розничных рынках в течение календарного года;

- высокая стоимость затрат на установление автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии, необходимой для выхода на оптовый рынок электроэнергии;

- несвоевременная оплата потребителями покупаемой электроэнергии;

- долги предприятий ЖКХ за потребленную электроэнергию; 

- наличие потерь в электрических сетях;

- необходимость крупных инвестиций для модернизации активов отрасли с целью повышения конкурентоспособности.

б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:

- ограничения, вводимые Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 по присвоению статуса гарантирующего поставщика энергосбытовым организациям, путем проведения открытого конкурса;

- ограничения, вводимые Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, в части установления тарифов на электрическую энергию,  приобретаемую на оптовом рынке электрической энергии (мощности) для реализации ее потребителям.

Экономические барьеры выхода на розничные рынки электроэнергии вряд ли можно назвать преодолимыми, так как затраты на преодоление этих барьеров экономически не оправдываются (во всяком случае в приемлемые сроки).

 

8. Оценка состояния конкурентной среды на розничных рынках электрической энергии (мощности)  Тульской области

Как следует из проведенного анализа, в 2010 году региональный розничный рынок электрической энергии (мощности) Тульской области и розничные рынки электрической энергии (мощности) в пределах муниципальных районов Тульской области в силу высокого уровня концентрации относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Причина этого заключается в незавершенности процессов реструктуризации субъектов электроэнергетики и необходимостью осуществления значительных первоначальных капитальных вложений для осуществления деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии (мощности).

 

10. Выводы и предложения

1. В соответствии с результатами проведенного Анализа установлено, что региональный розничный рынок электрической энергии (мощности) и  розничные рынки электрической энергии (мощности) в пределах муниципальных районов Тульской области в 2010 году имели высокий уровень концентрации и являлись рынками с неразвитой конкуренцией.

2. По результатам проведенного Анализа установлено, что:

-  на территории субъекта Российской Федерации – Тульская область в 2010 году по сравнению с 2009 годом не были выявлены новые энергосбытовые организации на соответствующих розничных рынках электрической энергии (мощности);

- с регионального розничного рынка электрической энергии (мощности) Тульской области ушел хозяйствующий субъект ООО «Дизаж-М», что не привело к существенному изменению долей хозяйствующих субъектов.

Таким образом, оснований для включения (исключения) хозяйствующих субъектов в реестр (из реестра) хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, не имеется.