Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по водоотведению в городе Туле и на рынке услуг по водоотведению в муниципальном образовании город Новомосковск за 2009-2010 год

1. Общие положения

1.1. Основание и цель исследования

Основанием для проведения анализа состояния конкуренции на рынке услуг по водоотведению в городе Туле и на рынке услуг по водоотведению в муниципальном образовании город Новомосковск за 2009-2010 г.г. (далее по тексту – Анализ) является пункт 2.1 приказа ФАС России от 27.09.2010 №551 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 – 2012 годы».

Целью проведения Анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынках услуг по водоотведению и установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории города Тулы и муниципального образования город Новомосковск Тульской области, с последующим их включением в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее по тексту - Реестр).

Анализ проводился в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее по тексту – Порядок), а также методических рекомендаций по проведению анализа состояния конкуренции на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению (письмо заместителя руководителя ФАС России от 30.12.2010 № АК/47825), (далее по тексту – Методические рекомендации).

1.2. Источники исходной информации

В качестве источников исходной информации при проведении Анализа использованы:

- сведения, представленные Департаментом Тульской области по тарифам, в части хозяйствующих субъектов Тульской области, которым были установлены тарифы на водоотведение на 2009-2010 год;

- сведения, извлеченные из Единого государственного реестра юридических лиц, представленные Управлением ФНС по Тульской области;

- сведения, представленные Туластатом в части хозяйствующих субъектов, прошедших государственную регистрацию в налоговых органах и включенных в Статистический регистр Росстата по Тульской области с основными кодами ОКВЭД: - 90.01 «Сбор и обработка сточных вод»;

- сведения, представленные администрацией города Тулы о хозяйствующих субъектах, оказывающих услуги водоотведения;

- сведения, представленные администрацией муниципального образования город Новомосковск о хозяйствующих субъектах, оказывающих услуги водоотведения;

- сведения, представленные хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по водоотведению на территории г. Тулы и мо г. Новомосковск Тульской области.

2. Временной интервал исследования рынка услуг по водоотведению

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик рынка услуг по водоотведению, которые сложились до момента проведения исследования, Анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования рынка услуг по водоотведению в соответствии с Методическими рекомендациями, является 2009-2010 год.

3. Продуктовые границы рынка: «услуги по водоотведению»

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, предварительное определение товара, необходимое для установления продуктовых границ товарного рынка, может быть проведено на основе:

- условий договора, заключенного в отношении товара;

- нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

- общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1.1) (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст) введен раздел О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», подразделу ОА «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», класс 90 «Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность», подклассу 90.01 «Сбор и обработка сточных вод».

В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, под водоотведением понимается технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.

Установленные продуктовые границы включают в себя исключительно такой товар, как сточные воды - воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций), которые по своим функциональным назначениям не могут быть сравнимы с другими товарами. Следовательно, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.

Таким образом, в соответствии с Методическими рекомендациями продуктовыми границами товарного рынка является услуга водоотведения.

4. Географические границы рынка услуг по водоотведению

Географические границы товарного рынка, согласно пункту 4.1 Порядка, определяются границами территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.
Таким образом, для установления географических границ рынка в первую очередь необходима идентификация приобретателя (приобретателей) на данном товарном рынке.

Согласно Методическим рекомендациям, географическими границами товарных рынков услуг водоотведения являются муниципальные образования с населением более 100 тысяч жителей и административным центрам субъекта Российской Федерации. В Тульской области – это город Тула и муниципальное образование город Новомосковск.

Географические границы рынков предоставления услуг по водоотведению уточнены с учетом наличия и расположения технологической инфраструктуры и возможности доступа к ней.

5. Состав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке услуг по водоотведению

Согласно пункту 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Для определения состава хозяйствующих субъектов, осуществляющих предоставление услуг по водоотведению в географических границах город Тула, были проанализированы сведения за 2009-2010 год:

- о хозяйствующих субъектах города Тулы, являющихся участниками рынка услуг водоотведения;

Для определения состава хозяйствующих субъектов, осуществляющих предоставление услуг по водоотведению в географических границах муниципальное образование город Новомосковск, были проанализированы сведения за 2009-2010 год:

- о хозяйствующих субъектах муниципального образования город Новомосковск Тульской области, являющихся участниками рынка услуг водоотведения.

В результате вышеуказанного анализа составлен перечень хозяйствующих субъектов, осуществлявших предоставление услуг по водоотведению, включая организации, осуществляющие отведение сточных вод потребителей на очистные сооружения, т.е. оказывающих услугу конечным потребителям в городе Туле и муниципальном образовании город Новомосковск за 2009-2010 год.

Согласно пункту 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, следует считать достаточным, так как выполняется следующее условие:

- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

В данном случае в качестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги по водоотведению, рассматриваются хозяйствующие субъекты, имеющие утвержденные тарифы на услуги водоотведения, установленные Департаментом Тульской области по тарифам.

В целях проведения данного анализа были выявлены 7 хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по водоотведению по г. Туле и 5 хозяйствующих субъекта, оказывающих услуги по водоотведению по мо г. Новомосковск.

Согласно пункту 5.4 для хозяйствующих субъектов, действующих на указанном товарном рынке определялось также:

- принадлежность к группе лиц;

- приобретатели товара либо регионы продаж данного товара;

- наличие собственного производства данного товара.

Анализ представленных от хозяйствующих субъектов сведений показал, что хозяйствующие субъекты, вошедшие в состав участников рынка услуг водоотведения не образуют групп лиц, имеют собственную производственную базу (в собственности, аренде, оперативном управлении и пр. находятся канализационные сети – накопители-усреднители; насосные станции перекачки; системы трубопроводов; коллекторов; каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод), а регионом продаж является:

- город Тула;

- мо город Новомосковск Тульской области.

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

В соответствии с Методическими рекомендациями расчет общего объема рынка водоотведения осуществлялся на основании объема сточных вод, отведенных на очистные сооружения, за исследуемый период в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов, производился на основании объема продаж (поставок) выраженного в натуральном выражении (м 3).

Согласно пункту 6.2 Порядка объем рынка водоотведения определялся как сумма объемов сточных вод, отведенных на очистные сооружения хозяйствующими субъектами, осуществляющими оказание услуг водоотведения в соответствующих географических границах. При этом не допускался повторный учет одного и того же товара.

Согласно пункту 6.3 Порядка доля хозяйствующего субъекта на указанном товарном рынке рассчитывалась как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, реализуемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.


7. Определение уровня концентрации товарного рынка

Уровни концентрации рынков услуг по водоотведению определены в соответствии с критериями пункта 7.2 :

- по г. Туле в 2009-2010 г.г. - уровень концентрации высокий, поскольку величина коэффициента рыночной концентрации CR3 находится в интервале от 70% до 100%, а индекс Герфиндаля-Гиршмана- в интервале от 2000 до 10000;

- по мо город Новомосковск в 2009-2010 г.г.- уровень концентрации высокий, поскольку величина коэффициента рыночной концентрации CR3 находится в интервале от 70% до 100%, а индекс Герфиндаля-Гиршмана- в интервале от 2000 до 10000.

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

В соответствии с разделом VIII Порядка процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

К барьерам входа на товарный рынок относятся:

а) экономические ограничения, в том числе:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений:
оказание услуг по водоотведению возможно только хозяйствующими субъектами, имеющими техническое оснащение, коммуникации и прочее оборудование, необходимое для пропуска расчетного количества стоков, при заданном режиме, за определенное время;

- значительные затраты на поддержание сетей в исправном состоянии;

- несвоевременная оплата потребителями покупаемой услуги, ведущая к росту дебиторской задолженности и недостаточности средств на текущие расходы;

- необходимость крупных инвестиций для модернизации активов отрасли с целью повышения конкурентоспособности.

б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:

- так как рассматриваемые услуги нередко оказываются с использованием водопроводных и канализационных сетей, являющихся муниципальной собственностью, организациям необходимо участвовать в конкурсах на заключение договоров аренды муниципального имущества;

- утверждение тарифов на услугу водоотведения, устанавливаемую Департаментом Тульской области по тарифам.

Экономические барьеры выхода на рынок услуг по водоотведению вряд ли можно назвать преодолимыми, так как затраты на преодоление этих барьеров экономически не оправдываются (во всяком случае в приемлемые сроки).

9. Оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоотведению

Как следует из проведенного анализа, в 2009-2010 году рынок услуг по водоотведению в городе Туле и рынок услуг по водоотведению в муниципальном образовании город Новомосковск Тульской области в силу высокого уровня концентрации относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Причина этого заключается в необходимости осуществления значительных первоначальных капитальных вложений для осуществления деятельности по водоотведению.

10. Выводы и предложения

1. В соответствии с результатами проведенного Анализа установлено, что рынки услуг по водоотведению в географических границах города Тулы и географических границах муниципального образования город Новомосковск Тульской области в 2009-2010 году имели высокий уровень концентрации и являлись рынками с неразвитой конкуренцией.

2. По результатам проведенного Анализа установлено, что:
- на вышеуказанных территориях в 2010 году по сравнению с 2009 годом не были выявлены новые хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по водоотведению.

По результатам Анализа товарного рынка услуг по водоотведению в географических границах города Тулы, оснований для изменений в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, не имеется, поскольку ОАО «Тулагорводоканал» было включено Тульским УФАС России в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов Приказом № 7 от 06.02.2007, с внесенными изменениями Приказом № 119 от 29.06.2009 по услугам водоотведения (ОКВЭД 90.00.1) с долей > 50 % в географических границах г. Тула.

По результатам Анализа товарного рынка услуг по водоотведению в географических границах муниципальное образование город Новомосковск подлежит включению в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов следующий хозяйствующий субъект - ООО "Новомосковский городской водоканал" в географических границах мо г. Новомосковск с долей > 50%