Анализ работы по рассмотрению жалоб, поданных по результатам проведения аукционов в электронной форме.

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Анализ работы по рассмотрению жалоб, поданных по результатам проведения аукционов в электронной форме.
 
Введение. Электронные аукционы в госзаказе становятся сегодняшним днем страны

          Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года № 94 (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.10.2008 № 786) установлено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу.
          Открытый аукцион в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт - это аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети "Интернет" в порядке, установленном главой 3.1. Закона № 94-ФЗ.
          Электронная площадка - сайт в сети "Интернет", на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме.
          Оператор электронной площадки - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которых осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации, которые владеют электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивают проведение открытых аукционов в электронной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
На официальном сайте Минэкономразвития России www.economy.gov.ru, а также на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru. опубликована информация, что с 01.10.2010 года заказчики могут проводить открытые аукционы в электронной форме в соответствии с главой 3.1 закона 94-ФЗ исключительно на электронных площадках, прошедших аудит ФАС России и Минэкономразвития России.
В связи с этим на основании части 31 статьи 65 Закона Минэкономразвития России совместно с ФАС России по результатам конкурсного отбора определены следующие операторы электронных площадок:
- ОАО "Единая электронная торговая площадка" - www.roseltorg.ru;
- ЗАО "ММВБ-Информационные технологии" - www.etp-micex.ru ;
- ГУП "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" - etp.zakazrf.ru;
- ЗАО "Сбербанк-Автоматизированная Система Торгов" - www.sberbank-ast.ru;
- ООО " РТС-тендер" - www.rts-tender.ru.
Срок функционирования отобранных и подтвердивших свое соответствие требованиям соглашения электронных площадок составляет 5 лет. Плата за участие в аукционе взимается только с победителя аукциона и не может превышать 3 000 рублей.
Предпринимателям не нужно будет получать ЭЦП для работы на каждой из 5 площадок отдельно, достаточно получить одну ЭЦП для работы на всех электронных площадках.
В целях своевременного получения ЭЦП и регистрации государственных и муниципальных заказчиков на Общероссийском официальном сайте Минэкономразвития России просит ознакомиться с Порядком выдачи ЭЦП и порядком регистрации на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

          Важнейшим элементом всей системы электронных аукционов по главе 3.1. 94-ФЗ является базовый принцип – конфиденциальность участия в аукционе, которая сохраняется до момента подведения итогов аукциона. Это позволяет избежать как сговора участников между собой, так и административного давления на участников со стороны заказчиков просто потому, что заказчик до окончания аукциона не будет знать о том, кто в нем участвует.
           Заявка участника делится на две части. Первая часть – информация о товаре, работе или услуге. Вторая часть – информация о самом участнике. Вначале заказчик осуществляет допуск участников по первой части, не зная, от кого она поступила. Потом проходит электронный аукцион. И только после этого заказчик узнает, кто в нем принимал участие.
           Главный результат перехода от проведения открытых аукционов к проведению открытых аукционов в электронной форме ожидается в  развитии конкуренции, создании единого экономического пространства, борьбе с коррупцией, повышении организации и качества размещаемого заказа в целом, а также в быстром и неизбежном переходе на электронные технологии – до самого далекого муниципального образования.
         При проведении электронного аукциона не предполагается бумажного документооборота между заказчиками, участниками и электронной площадкой. Весь документооборот – исключительно электронный.
          Электронные площадки будут жить на те доходы, которые им будут платить банки за нахождение денежных средств юридических лиц и предпринимателей в обеспечение их заявок на электронных аукционах на счетах площадок, обслуживаемых банками.
         ЭЦП заказчикам выдает только Федеральное казначейство по всей территории страны и только бесплатно. Это означает простоту распознавания подписи, авторматическую инвентаризацию бюджетной сети и жесткий порядок работы органов власти и бюджетных учреждений при использовании ЭЦП.   
           На электронных аукционах страхование ответственности как форма обеспечения обязательства предпринимателей по контракту применяться не может. Участник должен предоставить либо финансовую гарантию (поручительство крупного юридического лица, собственные средства которого не менее 300 млн. руб. или гарантию банка) либо представить в залог денежные средства. Если контракт не исполняется, поставщик теряет до 30 % от стоимости контракта. Данное экономическое обеспечение предоставляется на электронный аукцион посредством Интернета, заверенное ЭЦП Участника, а в случае внесения в обеспечение денежных средств через банковскую систему.        
В соответствии с главой 3.1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон) по результатам проведенных аукционов в электронной форме государственные (муниципальные) контракты заключаются в форме электронного документа и подписываются сторонами контракта электронной цифровой подписью.
В связи с этим у заказчиков отсутствует необходимость хранить указанные контракты на бумажном носителе. При этом, в случае если указанный контракт требуется для предоставления в судебные инстанции, либо органам, осуществляющим проверку или контроль за деятельностью заказчика, указанный контракт распечатывается на бумажном носителе из личного кабинета заказчика на электронной площадке, на которой был определен победитель аукциона в электронной форме. Подлинность и достоверность бумажной копии электронного контракта заверяется уполномоченным представителем заказчика (например, лицом, чьей электронной цифровой подписью подписан электронный контракт).
Заказчик не вправе требовать от победителя открытого аукциона или лица, с которым в соответствии с положениями Закона заключается контракт, подписания контракта в письменной форме. При этом дополнительные документы, сопровождающие государственный контракт (например, счета, акты сдачи-приемки, дополнительные соглашения и т.п.), оформляются сторонами путем подписания на бумажном носителе. Обмен указанными документами в электронной форме между заказчиком и исполнителем по контракту посредством электронной площадки не предусмотрен Законом.

1. Обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказов при размещении заказов путем проведения открытых аукционов в электронной форме. О разграничении полномочий при рассмотрении жалоб

            Любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном настоящей главой, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа (часть 1 статьи 57 главы 8 «Обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказов» Закона № 94-ФЗ).
            Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки, аукционной комиссии в случае, если такие действия (бездействие) совершены при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с положениями главы 3.1 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время размещения заказа и в период аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на электронной площадке протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, а также протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или протокола проведения открытого аукциона в электронной форме в случае признания такого открытого аукциона несостоявшимся. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в открытом аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом аукционе или при заключении государственного или муниципального контракта, обжалование таких действий (бездействия) возможно до заключения государственного или муниципального контракта. По истечении указанных сроков обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке (часть 2.1. статьи 57 главы 8 «Обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказов» Закона № 94-ФЗ).
           Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке, в порядке, установленном настоящей главой, допускается в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия). Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с проведением открытого аукциона в электронной форме, в порядке, установленном настоящей главой, допускается в сроки, предусмотренные частью 2.1статьи 57 Закона № 94-ФЗ (часть 2.2. статьи 57 главы 8 «Обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказов» Закона № 94-ФЗ).
          Обжалование действий заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки, связанных с заключением государственного или муниципального контракта, в порядке, установленном настоящей главой, допускается не позднее даты заключения государственного или муниципального контракта (часть 2.3. статьи 57 главы 8 «Обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказов» Закона № 94-ФЗ).
           В случае, если обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, аукционной комиссии совершены при размещении заказа для государственных или муниципальных нужд путем проведения в соответствии с положениями главы 3.1 настоящего Федерального закона открытого аукциона в электронной форме, участник размещения заказа вправе подать жалобу на такие действия (бездействие) исключительно в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (часть 5. статьи 57 главы 8 «Обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказов» Закона № 94-ФЗ).
           Участник размещения заказа, подавший заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме, вправе подать в форме электронного документа жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с положениями главы 3.1 настоящего Федерального закона, а также на действия (бездействие) оператора электронной площадки в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (часть 5.1. статьи 57 главы 8 «Обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказов» Закона № 94-ФЗ).

Нормативные документы:

1.       Федеральный закон от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в редакции 27 июля 2010 года).
2.    Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», утвержденный приказом ФАС России от 14.11.2007 года № 379 и зарегистрированный в Минюсте РФ 10 декабря 2007 года № 10661.
3.      Приказ ФАС России от 23.12.2009 года № 863 «О разграничении полномочий при осуществлении проверок, рассмотрении жалоб на действия (бездействие) оператора электронной площадки».
           Проведение проверок, рассмотрение жалоб на действия (бездействие) оператора электронной площадки, в том числе связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке, осуществлять в центральном аппарате ФАС России.
           В случае подачи участником размещения заказа жалобы на действия (бездействие) оператора электронной площадки, территориальный орган передает такое обращение и/или жалобу по подведомственности в центральный аппарат ФАС России для рассмотрения по существу. Оригинал жалобы (с приложениями) направляется в ФАС России по почте. Копия жалобы направляется факсимильной связью или электронной почтой не позднее следующего рабочего дня после дня поступления жалобы (пункт 3.8. Административного регламента).
           Проведение проверок, рассмотрение жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме осуществлять в соответствии с подведомственностью, установленной Административный регламентом Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 года № 379 и зарегистрированным в Минюсте РФ 10 декабря 2007 года № 10661.
4.  Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 года № 236-р, с изменениями от 25.03.2010 года.
5.   Письмо Министерства экономического развития РФ, Федеральной антимонопольной службы и Федерального казначейства от 19 апреля 2010 г. №№ 4736-АП/Д22, АЦ/7522, 42-7.4-05/10.4-236 «О порядке проведения открытых аукционов в электронной форме, порядке заключения государственных контрактов по результатам открытых аукционов в электронной форме, порядке осуществления контроля за операторами электронных площадок».
6.  Письмо Федерального казначейства и Министерства экономического развития РФ от 11 июня 2010 г. №№ 42-7.4-05/10.0-374, 9613-АП/Д22 (Об особенностях исполнения настоящего письма см. письмо Федерального казначейства от 19 июля 2010 г. N 42-7.4-05/1.5-449).  Федеральное казначейство сообщает, что:
- по вопросам, касающимся изготовления новых сертификатов открытых ключей ЭЦП для работы государственных и муниципальных организаций на уполномоченных ЭТП и на Официальном сайте, Управлениям необходимо обращаться к администраторам Уполномоченного удостоверяющего центра Федерального казначейства А.Ю. Нагдаеву (внутр. тел. 5564), С.И. Яшкину (внутр. тел. 5392);
- по вопросам функционирования ППО СЭД необходимо обращаться в службу сопровождения Поставщика ППО СЭД в соответствии с Порядком сопровождения и технического обслуживания ППО;
 - по вопросам использования сертификатов открытых ключей ЭЦП на уполномоченных ЭТП необходимо обращаться к Оператору соответствующей площадки (Приложение № 2 к настоящему письму).
 Приложения: 1. Порядок регистрации пользователей и пользования официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на 65 л. в 1 экз.
2. Список уполномоченных ЭТП на 1 л. в 1 экз.
3. Структура сертификата ключей ЭЦП на 24 л. в 1 экз.
7.  Письмо Федерального казначейства от 20 января 2010 г. N 42-7.4-05/10.0-31 «Обобщенное разъяснение о выдаче сертификатов электронных цифровых подписей государственным заказчикам для участия в открытых аукционах в электронном виде»
        По вопросам выдачи сертификатов открытых ключей электронной цифровой подписи государственным и муниципальным заказчикам см. письмо Федерального казначейства от 12 апреля 2010 г. N 42-7.4-05/10.1-215
8. Письмо Федерального казначейства от 22 июля 2010 г. N 42-7.4-05/1.5-463
9.  Письмо Федеральной антимонопольной службы и Министерства экономического развития РФ от 27, 29 июля 2010 г. NN АЦ/24051, 13369-АП/Д22 «О порядке проведения открытых аукционов в электронной форме»

Порядок получения и применения электронных цифровых подписей разъясняется письмом Федерального казначейства от 1 октября 2010 г. N 42-10.1-11/56. Данное письмо, а также иные разъяснения Минэкономразвития России, ФАС России и Федерального казначейства по вопросам организации и проведения открытых аукционов в электронной форме размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru по ссылке http://www.zakupki.gov.ru/Default.aspx?link=161.

Информация о подключении к системе электронного документооборота Федерального казначейства и порядке получения электронных цифровых подписей для организации открытых аукционов в электронной форме и подписания контрактов в электронной форме размещена в разделе «Вопросы организации и проведения открытых аукционов в электронной форме» официального сайта Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru.
           Сведения о порядке получения электронных цифровых подписей размещены в подразделе «Нормативные правовые акты и письма ФАС России и иных федеральных органов исполнительной власти» раздела «Законодательство о размещении заказов» официального сайта Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (ссылка: http://zakupki.gov.ru/Default.aspx?link=80).

2. Рассмотрение жалоб, поданных по результатам проведения аукционов в электронной форме. Практика ФАС России. Практика Тульского УФАС России.

 
Пример № 1. Дело № К-695/10 о нарушении законодательства о размещении заказов.

         Заказчиком проведен открытый аукцион в электронной форме № 250-2010 АЭ на право заключения государственного контракта на поставку бумаги для офисной техники.
          Заявитель обжалует действия Единой комиссии по размещению заказов государственного заказчика, выразившиеся в неправомерном отклонении заявки на участие в аукционе в электронной форме по следующим основаниям: «в заявке не в полном объеме описаны требования к упаковке и условиям поставки товара (п.4.4.2. документации об Аукционе в электронной форме)».
           Комиссия ФАС России по контролю в сфере размещения заказов в результате рассмотрения жалобы установила следующее.
Согласно пункта 1) части 4 статьи 41.6. «Содержание документации об открытом аукционе в электронной форме» Закона № 94-ФЗ, документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6. сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта:
- требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
           Однако Заказчиком, в нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, не установлены требования к упаковке товара в части указания значения показателей: в соответствии с пунктом 10.4.6. «Требования к упаковке товара» раздела 10 «Сведения по предмету заказа» документации об аукционе в электронной форме: поставляемый товар должен быть упакован в тару, соответствующую требованиям государственных стандартов, ТУ, иной нормативной документации и обеспечивающую его сохранность в пути следования, а также в течение гарантийного срока хранения.
            Кроме того, Заказчиком, в нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, не указана информация в отношении конкретного места поставки товара в документации об Аукционе в электронной форме: в соответствии с пунктом 10.3. раздела 10 «Сведения по предмету заказа» документации об аукционе в электронной форме: местом поставки товара является город Москва, объекты (приведено наименование Заказчика) по заявкам Заказчика.
            Таким образом, действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2. статьи 7.30 КоАП РФ: утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
 
            Заявитель в заявке на участие в аукционе в электронной форме указал:
- место поставки товара - город Москва, объекты (приведено наименование Заказчика) по заявкам Заказчика;
- поставляемый товар упакован в тару, соответствующую требованиям государственных стандартов, ТУ, иной нормативной документации и обеспечивающую его сохранность в пути следования, а также в течение гарантийного срока хранения,
что соответствует требованиям  пункта 4.4.2. раздела 4 «Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе (требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе)» документации об Аукционе в электронной форме, пункта 10.3.раздела 10 «Сведения по предмету заказа», пункта 10.4.6. «Требования к упаковке товара» раздела 10 «Сведения по предмету заказа» документации об аукционе.
             Комиссия ФАС России по контролю в сфере размещения заказов, руководствуясь часть 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 года № 379,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной;
2. Признать в действиях Единой комиссии по размещению заказов государственного заказчика нарушение части 5 статьи 41.9. Закона о размещении заказов (отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 41.9. «Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме», не допускается).
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.6. Закона о размещении заказов;
4. Выдать Заказчику, Единой комиссии заказчика предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов следующего содержания:
4.1. Заказчику, Единой комиссии заказчика отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме, разместить на электронной площадке информацию об отмене протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме, уведомить участников размещения заказа, подавших заявки на участие в аукционе в электронной форме, об отмене протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме;
4.2.  Оператору электронной площадки (ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная Система Торгов») обеспечить Заказчику возможность отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме, разместить на электронной площадке информацию об отмене протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме, уведомить участников размещения заказа, подавших заявки на участие в аукционе в электронной форме, об отмене протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме;
4.3.  Заказчику, Оператору электронной площадки вернуть участникам размещения заказа ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе в электронной форме;
4.4.  Оператору электронной площадки в соответствии с частью 6 статьи 41.5. Закона о размещении заказов осуществить действия, направленные на прекращение осуществленного в соответствии с частью 11 статьи 41.8. Закона о размещении заказов блокирования операций по счетам участников размещения заказа;
4.5.   Заказчику привести документацию об Аукционе в электронной форме в соответствие с требованиями Закона о размещении заказов и с учетом решения Комиссии;
4.6.   Заказчику продлить срок подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме на 15 дней со дня размещения на официальном сайте изменений, внесенных в документацию об Аукционе в электронной форме;
4.7.  Заказчику, Оператору электронной площадки в срок, установленный Предписанием (до Число, Месяц, год) представить в ФАС России копии документов, подтверждающие исполнение пунктов 1,2,3,4,5,6 настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (Номер факса) и электронной почте (Адрес электронной почты);
            В соответствии с частью 7 статьи 19.5. КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц Заказчика в размере 50 000 рублей.
     
Пример № 2.  Дело № К-512/10 о нарушении законодательства о размещении заказов.

         На участие в аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку ГСМ для работы флота Волгоградского района водных путей и судоходства было подано три заявки: фирма «А», фирма «Б» и фирма «С».
          Комиссия ФАС России по контролю в сфере размещения заказов в результате рассмотрения жалобы установила следующее.
1.   В документации об открытом аукционе в электронной форме Заказчиком не установлено требование к участникам размещения заказа о наличии лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте.
          Согласно части 7 статьи 41.11 «Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме» Закона № 94-ФЗ, принятие решения о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 41.11, не допускается.
           В нарушение части 7 статьи 41.11. Закона о размещении заказов, Единая комиссия государственного заказчика в соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок признала заявку фирмы «А» не соответствующей требованиям, установленным в документации об открытом аукционе в электронной форме в связи с отсутствием лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте.
           Действия Единой комиссии, выразившиеся в отклонении заявки фирмы «А» по данному основанию, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ: нарушение членом единой комиссии порядка отбора участников аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт, в том числе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

2.        Государственным заказчиком в информационной карте документации об аукционе в электронной форме установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать помимо согласия участника размещения заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, соответствующих требованиям документации об аукционе в электронной форме и на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе, также описание обеспечения правил безопасности при исполнении договорных обязательств по поставке продукции.
 Согласно части 7 статьи 41.8. «Порядок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме», требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.
           Данное требование к содержанию первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме не предусмотрено частью 3 статьи 41.8. Закона о размещении заказов, является нарушением части 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов  и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ: утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
          Комиссия ФАС России по контролю в сфере размещения заказов, руководствуясь часть 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 года № 379,

РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной;
2. Признать в действиях Единой комиссии по размещению заказов государственного заказчика нарушение части 7 статьи 41.11. Закона о размещении заказов;
3. Признать в действиях Заказчика нарушение части 7 статьи 41.8. Закона о размещении заказов;
4. Выдать Заказчику, Единой комиссии заказчика предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов следующего содержания:
-  Единой комиссии заказчика отменить протокол рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме;
- Оператору электронной площадки (ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная Система Торгов») обеспечить Единой комиссии заказчика возможность отмены протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме;

- Единой комиссии заказчика – провести повторную процедуру рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме;
-  Оператору электронной площадки, Заказчику осуществить дальнейшее проведение процедуры размещения заказа в соответствии с требованиями Законодательства о размещении заказов и с учетом решения по делу;
- Заказчику, Единой комиссии заказчика в срок, установленный Предписанием (до Число, Месяц, год) представить в ФАС России копии документов, подтверждающие исполнение пунктов 1,2,3,4 настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (Номер факса) и электронной почте (Адрес электронной почты);
          В соответствии с частью 7 статьи 19.5. КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц Заказчика в размере 50 000 рублей.

Пример № 3. Дело № К-679/10 о нарушении законодательства о размещении заказов.

       Оператором электронной площадки проведен открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту двухэтажного административного здания государственного заказчика.
       По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что он не имел возможности 03.08.010 и 04.08.2010 пройти аккредитацию на электронной площадке из-за технических неполадок на сервере Оператора электронной площадки.
       Комиссия ФАС России по контролю в сфере размещения заказов в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 закона о размещении заказов внеплановой проверки установила следующее.

1.      Согласно части 1 статьи 41.3 «Аккредитация участников размещения заказа на электронной площадке» Закона № 94-ФЗ, для обеспечения доступа к участию в открытых аукционах в электронной форме оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников размещения заказа.
          В нарушение требований части 1 статьи 41.3  Закона о размещении заказов, в период времени 03.08.2010 года и 04.08.2010 года Заявитель не смог пройти аккредитацию на электронной площадке в связи техническими неполадками на сервере, которые привели к невозможности  или некорректности проведения некоторых операций на электронной площадке в связи с осуществлением Оператором электронной площадки перехода на расширенную версию системы.
           Вышеуказанные действия оператора электронной площадки содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.30 КоАП РФ: нарушение оператором электронной площадки порядка аккредитации участников размещения заказа - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере трехсот тысяч рублей.

2.    Согласно части 1 статьи 41.6 «Содержание документации об открытом аукционе в электронной форме» Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1-3.2, 4.1-6  статьи 34 Закона.
          В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
          В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция или капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектной документацией.
          Согласно информации, размещенной Заказчиком на сайте Оператора электронной площадки www.sberbank-ast.ru , документация об Аукционе в электронной форме не содержит проектно-сметную документацию, что не позволяет определить объем и технологии работ, являющихся предметом размещаемого заказа, в том числе требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.
           Не включение заказчиком в документацию об аукционе в электронной форме требований к результатам работ и иным показателям, связанным с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика, нарушает часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2. статьи 7.30 КоАП РФ: утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

           Комиссия ФАС России по контролю в сфере размещения заказов, руководствуясь часть 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 года № 379,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной;
2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 1 статьи 41.3. Закона о размещении заказов;
3. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 41.6. Закона о размещении заказов;
4. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов следующего содержания:
4.1. Заказчику отменить протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме, разместить на электронной площадке информацию об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме, уведомить участников размещения заказа, подавших заявки на участие в аукционе в электронной форме, об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме;
4.2. Оператору электронной площадки (ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная Система Торгов») обеспечить Заказчику возможность отменить протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме, разместить на электронной площадке информацию об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме, уведомить участников размещения заказа, подавших заявки на участие в аукционе в электронной форме, об отмене протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме;
4.3.  Заказчику, Оператору электронной площадки вернуть участникам размещения заказа ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе в электронной форме;
4.4.  Оператору электронной площадки в соответствии с частью 6 статьи 41.5. Закона о размещении заказов осуществить действия, направленные на прекращение осуществленного в соответствии с частью 11 статьи 41.8. Закона о размещении заказов блокирования операций по счетам участников размещения заказа;
4.5.  Заказчику привести документацию об Аукционе в электронной форме в соответствие с требованиями Закона о размещении заказов и с учетом решения Комиссии;
4.6.  Заказчику продлить срок подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме на 15 дней со дня размещения на официальном сайте изменений, внесенных в документацию об Аукционе в электронной форме;
4.7.  Заказчику, Оператору электронной площадки в срок, установленный Предписанием (до Число, Месяц, год) представить в ФАС России копии документов, подтверждающие исполнение пунктов 1,2,3,4,5,6 настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (Номер факса) и электронной почте (Адрес электронной почты);
          В соответствии с частью 7 статьи 19.5. КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц Заказчика в размере 50 000 рублей.
          Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Пример № 4.  Дело № 81/60-2010. Практика Тульского УФАС России.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области поступила жалоба Заявителя на действия Единой  комиссии Государственного заказчика при размещении государственного заказа в форме открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по межеванию и оформлению документов на особо ценный объект культурного наследия.
 По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, выразившимися в отказе  в допуске к участию в электронном аукционе с обоснованием - несоответствие сведений, предусмотренных пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, в том числе:
- в заявке  не указан объем работ;
- заявка содержит указание на виды работ, не содержащиеся в техническом задании, а также указаны виды работ, расхожие с требованиями технической документации;
- отсутствует указание о выполнении работ согласно инструкции по межеванию земель;
- не представлены сведения (описание, указание) о поверке оборудования;
Изучив представленные государственным заказчиком в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения государственным заказчиком и  Единой комиссией требований Закона при размещении вышеуказанного заказа, Комиссия установила следующее.
Предметом открытого аукциона в электронной форме является выполнение работ по межеванию и оформлению документов на особоценный объект культурного наследия.
В соответствии с пунктом 2 части  4 статьи 41.8 «Порядок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме» Закона, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать  сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, о размере, об упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Так как предметом данного открытого аукциона в электронной форме является не поставка товара, а выполнение работ, то первая часть заявки на участие в данном открытом аукционе в электронной форме должна была содержать только согласие участника размещения данного заказа на выполнение работ, соответствующих требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе.
Изучив документацию об открытом аукционе в электронной форме, Комиссия установила, что в подпункте 1.1.1. пункта 1.1. раздела 1 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме» документации об открытом аукционе в электронной форме государственный заказчик установил требование о представлении участниками размещения данного заказа в составе первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме сведений о качестве работ, которые оформляются в форме пояснительной записки. Описание выполняемых работ, их технологических и функциональных характеристик, требования к описанию выполняемых работ, их характеристикам, изложены в разделе 2 документации об аукционе.
Согласно пункту 2.1. раздела 2 «Требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик, требования к результатам работ» документации об открытом аукционе № 38/10 в электронной форме, участник размещения заказа описывает выполняемые работы в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, с учетом ведомости объемов работ (Приложение № 2 к документации), проектом государственного контракта (Приложение № 3 к аукционой документации) с указанием сведений следующего содержания:
- описание мероприятий по технике безопасности и охране труда;
- описание потребности в машинах, технике, механизмах и оборудовании, задействованных на данном объекте при выполнении работ;
- описание потребности в трудовых ресурсах: ИТР, рабочего персонала, непосредственно участвующих в выполнении работ;
- описание предоставляемых сроков гарантии на виды работ;
- описание сроков выполнения работ (можно в форме графика выполнения работ).  
 Установив в документации об открытом аукционе в электронной форме вышеуказанные требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, государственный заказчик нарушил часть 7 статьи 41.8 Закона, согласно которой требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона документов и сведений, не допускается.
Таким образом, документация об открытом аукционе в электронной форме на выполнение работ по межеванию и оформлению документов на особо ценный объект культурного наследия не соответствует требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Указанные действия должностного лица Государственного заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 17, 60 Закона и Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1.    Признать жалобу Заявителя на действия Единой  комиссии государственного Заказчика необоснованной.
2.     Признать государственного заказчика  нарушившим  часть 7 статьи 41.8 Закона.
      3.  На основании пункта 1 части 9 статьи 17 Закона выдать государственному заказчику  обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений требований части 7 статьи 41.8 Закона путем:
-    аннулирования торгов в форме  открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по межеванию и оформлению документов на особоценный объект культурного наследия;
-    Государственному заказчику в срок не позднее  (Число, месяц, год) уведомить об исполнении предписания Тульское УФАС России (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение настоящего предписания).
      4. На основании пункта 1 части 9 статьи 17 Закона выдать Единой комиссии государственного Заказчика обязательное для исполнения предписание:
-    об отмене протокола № 38/10-2ч от 07 июля 2010 года и протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме;
-     Единой комиссии Государственного заказчика в срок не позднее  (Число, месяц, год) уведомить об исполнении предписания Тульское УФАС России (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение настоящего предписания).
       5. Передать материалы дела должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица государственного заказчика по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
Пример № 5. Дело № К-202/10 о нарушении законодательства о размещении заказов.

          Жалоба на действия оператора электронной площадки при проведении государственным заказчиком открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту аудитории № 315 учебного корпуса «Б».
           По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что Заявитель не был уведомлен Оператором электронной площадки о возобновлении Аукциона, вследствие чего не смог принять участие в данном Аукционе.
          Комиссия ФАС России по контролю в сфере размещения заказов в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 закона о размещении заказов внеплановой проверки установила следующее.
1.      В соответствии с протоколом № 1-1 ЭА от 16.04.2010 года рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме Заявитель допущен к участию в Аукционе в электронной форме и зарегистрирован под порядковым номером 25765.
          Согласно протоколу проведения открытого аукциона в электронной форме от 19.04.2010 года:
- Оператором электронной площадки 19.04.2010 в 10:00 начато проведение Аукциона в электронной форме;
- участником Аукциона с порядковым номером 25765 19.04.2010 в 10:45:30 заявлено минимальное предложение о цене контракта, составляющее 578 421 рублей 00 копеек;
- Аукцион в электронной форме окончен 19.04.2010 в 10:55:30 (с учетом 10 минут с момента завершения Аукциона в электронной форме – 19.04.2010 в 11:05:30).
           Однако 21.04.2010 Оператор электронной площадки самостоятельно возобновил Аукцион в электронной форме, в результате которого сформирован протокол проведения открытого аукциона в электронной форме от 21.04.2010, согласно которому:
- минимальным предложением о цене контракта является предложение, поданное единственным участником Аукциона в электронной форме с порядковым номером 16514 на сумму 575 000 рублей 00 копеек.
            В соответствии с протоколом проведения открытого аукциона в электронной форме от 21.04.2010 и на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе в электронной форме Единой комиссией государственного Заказчика оформлен протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 22.04.2010, согласно которому участник Аукциона с порядковым номером 16514 признан победителем Аукциона в электронной форме.
           Согласно части 23 статьи 41.10 «Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме», Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равный доступ участников открытого аукциона к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных настоящей статьей, независимо от времени окончания открытого аукциона.
Согласно части 2 статьи 41.10. Закона о размещении заказов, открытый аукцион в электронной форме проводится на электронной площадке в день, указанный в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме. Время начала проведения открытого аукциона устанавливается оператором электронной площадки.
           Оператор электронной площадки допустил нарушение  части 23 статьи 41.10, части 2 статьи 41.10. Закона о размещении заказов. Указанные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.30 КоАП РФ: нарушение оператором электронной площадки порядка проведения открытого аукциона в электронной форме, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере трехсот тысяч рублей.

2.       Согласно части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов,  кроме указанных в частях 1 - 3 статьи 11 требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
           В нарушение части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, Заказчик в пункте 9 Технического задания на выполнение работ по ремонту аудитории учебного корпуса документации об открытом Аукционе в электронной форме, пунктом 1,5, подпунктом 2.3.3 проекта государственного контракта на выполнение работ по ремонту предусмотрел положение о возможности привлечения субподрядчиков для выполнения работ исключительно по согласованию с Заказчиком.
           В нарушение части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов «Расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством», в проекте государственного контракта на выполнение работ по ремонту (подпункты 2.1.4, 2.1.4) предусмотрена возможность Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения государственного контракта.
           В нарушение части 6.1 статьи 9 Закона о размещении заказов («при исполнении государственного или муниципального контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения»), Заказчик в подпункте 2.1.5 проекта государственного контракт на выполнение работ по ремонту установил положение, согласно которому «если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе поручить устранение недостатков третьему лицу с отнесением расходов на Подрядчика».
В нарушение части 4.1 статьи 9 Закона о размещении заказов («Цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 настоящей статьи. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом, за исключением случаев заключения контракта на энергосервис на основании статьи 56.1 настоящего Федерального закона. Цена государственного или муниципального контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения государственного или муниципального контракта»), Заказчик пунктом 4.4 проекта государственного контракта на выполнение работ по ремонту установил следующее положение «Если фактические расходы Подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, Подрядчик имеет право на оплату работ по цене, указанной в п. 4.1 настоящего Контракта, если Заказчик не докажет, что полученная Подрядчиком экономия повлияла на качество выполненной работы».
Указанные  нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ: утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 17, 60 Закона и Административным регламентом, Комиссия

РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной;
2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение частей 2, 23 статьи 41.10. Закона о размещении заказов;
3.  Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 11, частей 4.1, 6.1, 8 статьи 9 Закона о размещении заказов;
4. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки, Единой комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов следующего содержания:
4.1. Оператору электронной площадки завершить процедуру Аукциона в электронной форме в соответствии с требованиями законодательства РФ о размещении заказов, в том числе утвердить результаты Аукциона в электронной форме в соответствии с протоколом проведения открытого аукциона в электронной форме от 19.04.2010;
4.2.    Заказчику в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов и с учетом решения Комиссии по делу № К-202/10:
-  отменить протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 22.04.2010;
-  в соответствии с протоколом проведения открытого аукциона в электронной форме от 19.04.2010 и на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе в электронной форме признать победителем Аукциона участника размещения заказа, предложившего наименьшую цену контракта и соответствующего требованиям законодательства;
4.3.    Заказчику при заключении государственного контракта исключить из проекта государственного контракта следующие положения, не соответствующие Закону о размещении заказов:
- положение пункта 1.5 «Подрядчик осуществляет выполнение работ собственными и привлеченными по согласованию с Заказчиком силами»;
-  положение подпункта 2.3.3. «Привлекать к выполнению работ субподрядные организации по письменному согласованию с Заказчиком»;
-  положение подпункта 2.1.4 «Если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению настоящего Контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится невозможным, Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта и потребовать возмещения убытков»;
- положение подпункта 2.1.5 «Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе поручить устранение недостатков третьему лицу с отнесением расходов на Подрядчика».
          Заказчику, Оператору электронной площадки, Единой комиссии Заказчика в срок, установленный Предписанием (до Число, Месяц, год) представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (Номер факса) и электронной почте (Адрес электронной почты);
          В соответствии с частью 7 статьи 19.5. КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 рублей.
         Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
 

О порядке применения главы 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»  государственными (муниципальными) заказчиками.
          
Государственные заказчики федерального уровня

С 1 июля 2010 года введена обязанность для федеральных государственных заказчиков размещать заказы в форме открытого аукциона в электронной форме на отобранных площадках (5) по всему перечню товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукционов (распоряжение Правительства РФ от 27.02.2008 года № 236-р).
Согласно части 30 статьи 65 «Переходные положения» Закона № 94-ФЗ, до 1 января 2011 года в случае проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с главой 3.1 настоящего Федерального закона документы и сведения, подлежащие размещению на официальном сайте в сети "Интернет", размещаются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на электронной площадке, на которой планируется проведение указанного открытого аукциона.

Заказчики субъектов Российской Федерации и муниципальные заказчики

Порядок получения и применения электронных цифровых подписей разъясняется письмом Федерального казначейства от 1 октября 2010 г. N 42-10.1-11/56. Данное письмо, а также иные разъяснения Минэкономразвития России, ФАС России и Федерального казначейства по вопросам организации и проведения открытых аукционов в электронной форме размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru по ссылке http://www.zakupki.gov.ru/Default.aspx?link=161.
Согласно части 40 статьи 65 «Переходные положения» Закона № 94-ФЗ, до 1 января 2011 года заказчик, уполномоченный орган при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в отношении которых частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона предусмотрено проведение аукциона или частью 4.1 статьи 10 настоящего Федерального закона - открытого аукциона в электронной форме, для нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд вправе осуществлять размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения аукциона или открытого аукциона в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с Законом размещение заказов на товары, работы, услуги, включенные в Перечень, размещаются путем проведения открытых аукционов в электронной форме федеральными государственными заказчиками с 1 июля 2010 г., а государственными заказчиками субъектов Российской Федерации и муниципальными заказчиками с 1 января 2011 г. Проведение открытых конкурсов и открытых аукционов при размещении заказов на указанные товары, работы, услуги не допускается. Вместе с тем, Минэкономразвития России и ФАС России отмечают, что положениями Закона не устанавливается запрет на возможность размещения заказов на соответствующие товары (работы, услуги) из Перечня "путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) при условии соблюдения ограничений, установленных Законом.
Таким образом, государственные и муниципальные заказчики вправе осуществлять размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в Перечень, путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в установленном Законом порядке.
           Новые нормы Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) регламентируют процедуру размещения заказа с использованием электронного документооборота, принцип которого строится на обмене документами в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи, что направлено на сокращение сроков размещения заказа и содействие заказчикам в получении необходимых им товаров, работ, услуг в кратчайшие сроки.
При проведении открытых аукционов в электронной форме согласно положениям Главы 3.1. исключена возможность сговора компаний, т.к. все подаваемые участниками размещения заказа предложения анонимны.