Информация руководителя Тульского УФАС России Ю.В.Елагина по практике контроля применения закона № 44-ФЗ «О контрактной системе» в 1 квартале 2014 г.

В настоящий момент Закон о контрактной системе предусматривает необходимость обращения федеральных органов власти в ФАС для согласования заключения контракта в случае, если на участие в закупке вышел только один участник, либо, если в результате рассмотрения заявок, заявка только одного участника закупки признана соответствующей требованиям документации и Закона о контрактной системе.

Анализ результатов рассмотрения такого рода обращений, поступивших в Тульское УФАС России за 1 квартал 2014 года (70 обращений), показывает, что лишь около 20 % проверенных Управлением закупок проведены заказчиками без нарушений. При этом основная масса нарушений  связана с ненадлежащим правовым регулированием заказчиками закупочной деятельности, и уклонением заказчиков от проведения установленных Законом процедур торгов и запроса котировок.

Закон о контрактной системе требует доработки и следует отметить, что Закон о контрактной системе с момента его принятия уже претерпел существенные изменения, в том числе изменения внесены Федеральным  законом  от 28.12.2013 N 396-ФЗ.

К сожалению, подавляющее большинство заказчиков не учитывают такие изменения при формировании документов по проведению закупочных процедур.

Так статья 31 Закона о контрактной системе предусматривает необходимость установления требований к участникам закупки. Действующая в настоящий момент редакция  статьи 31 среди таких требований предусматривает обязанность заказчиков устанавливать требование  об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.

При этом, если раньше Закон о контрактной системе среди обязательных требований предусматривал отсутствие в предусмотренном Законом о контрактной системе  реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки, то теперь установление такого требования является правом заказчиков.

Необходимо также обратить Ваше внимание на положения статьи 112 Закона, которые предусматривают право заказчиков устанавливать требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в соответствии с 94-ФЗ. Таким правом заказчики могут воспользоваться в течение двух лет со дня вступления в силу Закона о контрактной системе.  Однако, исходя из проанализированных документаций о закупках, такое право заказчики не реализуют, что может в итоге привести к тому, что заказчики будут вынуждены заключать контракты с  недобросовестными поставщиками, подрядчиками, исполнителями.

Следующей нормой, которая подверглась существенному изменению, является статья 66 Закона о контрактной системе. Указанная статья Закона о контрактной системе содержит требования к содержанию и составу заявок участников электронных аукционов.

Необходимо обратить внимание, что расширился перечень сведений, которые должны представлять участники закупок в своих заявках. Но чтобы такие сведения были представлены, заказчикам необходимо прописывать в документации соответствующие обязательные требования.

Зачатую заказчиками к участникам закупок:

- не предъявляются требования о представлении сведений об идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона, однако без указанных данных сведений невозможно будет в дальнейшем включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения о недобросовестных участниках;

-  не предъявляются требования о представлении декларации соответствия участника закупки обязательным требованиям, в том числе декларации принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

В тоже время заказчиками необоснованно возлагается на участников закупок обязанность декларирования своего не нахождения в реестре недобросовестных поставщиков.

Более того, согласно положениям Закона о контрактной системе протокол рассмотрения единственной заявки предполагает содержание решения каждого члена комиссии заказчика как о соответствии (несоответствии) заявки участника закупки, так и самого участника закупки требованиям Закона и документации. Наличие такой информации в протоколе позволит в дальнейшем дать правовую оценку действиям каждого члена комиссии при принятии им того или иного решения. При этом отказ в допуске участнику или признание заявки участника закупки должно быть мотивированным, со ссылками на положения с документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.

 Проведение запросов котировок также вызывает множество вопросов. Наверно недоработкой Закона о контрактной системе является отсутствие у участника запроса котировок обязанности представлять в своих котировочных заявках сведения  о наименовании и месте нахождения участника закупки, его ИНН. Нельзя не согласиться, что эти данные необходимы заказчику, но, учитывая, что в настоящий момент Закон о контрактной системе не дает право заказчикам требовать такие сведения в обязательном порядке, то следует при разработке формы котировочной заявки рекомендовать участникам закупки представлять такие сведения.

Изученные документации о запросе котировок не содержат обязательные требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе, о  которых  указано выше.

Большинство заказчиков не требуют от участников запроса котировок сведений об идентификационном номере налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участников запроса котировок.

Перечислены основные нарушения, которые выявлены на сегодняшний день в действиях заказчиков при проведении закупок. Указанные нарушения являются достаточным основанием для выдачи предписаний.  Но, учитывая, что подвергнуть правовому анализу документации о закупках в целом при достаточно их большом количестве является практически невозможным, то иные нарушения Закона о закупках могут быть выявлены в ходе дальнейшей контрольной деятельности Управления. В связи с этим является необходимым при разработке документов о закупках руководствоваться действующей редакцией Закона о закупках.

Особо следует остановиться  на случаях обязательного уведомления федеральными органами власти Тульской области о заключении контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

Таких случаев три:

- закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе);

- закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно (пункт 9   части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе);

- заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в случае, если запрос предложений, проведенный в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона, признан не состоявшимся в соответствии с частью 19 указанной статьи (пункт 34 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе).

В указанных случаях заказчики обязаны уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

В заключение следует отметить, что Закон о контрактной системе на настоящий момент содержит много неточностей, которые приводят к неоднозначному трактованию его норм, в связи с чем подходы к его применению не всегда совпадают. Соответственно чем чаще мы будем согласовывать свои действия в период  становления новой системы закупок, тем проще и эффективней будет наша совместная работа.