Организация перевозок в г. Туле

Одно из полномочий органов местного самоуправления городского округа, установленных федеральным законодательством, – создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В 2011г. городской властью по результатам торгов с перевозчиками были заключены договоры на перевозки пассажиров автомобильным транспортом в г. Туле сроком на 5 лет (до конца 2016г.). Менее чем через три года органы местного самоуправления под конец 2014г. решили "переиграть" результаты публичных процедур, объявив новый конкурс на перевозку пассажиров в г. Туле.

В январе и марте 2015г. Тульским УФАС России по результатам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства были вынесены решения об аннулировании городского конкурса на выполнение автомобильных пассажирских перевозок. Суды трёх инстанций поддержали правоту Тульского УФАС, признав городские органы исполнительной власти нарушившими антимонопольное законодательство, что и повлекло аннулирование торгов.

С ноября 2014г. по январь 2018г. Тульское УФАС рассмотрело 15 жалоб на организацию конкурсов на пассажирские перевозки управлением по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы (далее – управление транспорта). За указанный период было выдано лишь 4 предписания о внесении изменений в конкурсную документацию. Предписания об аннулировании торгов по результатам рассмотрения жалоб не выдавались.

Вместе с тем, при рассмотрении в январе 2018г. жалобы № 3/37-2017 было установлено, что для выполнения транспортной работы по автобусному маршруту № 18К "з-д "Мелодия" – пос. Басово-Прудный" (далее – маршрут № 18К) предусмотрено 4 автобуса среднего класса. Протяжённость маршрута № 18К между конечными остановками ("з-д "Мелодия" и "пос. Басово-Прудный") составляет 18,6км в одну сторону.

Расписание движения транспортных средств по маршруту № 18К отсутствует как в открытом доступе, так и в составе конкурсной документации. Представители управления транспорта на рассмотрении жалобы пояснили, что предполагаемое расписание таково: с 7:00 до 9:00 интервал движения составляет 15 минут, с 9:00 до 16:00 – 60 минут, с 16:00 до 19:00 – 15 минут.

Простые арифметические подсчёты показывают, что соблюдение интервала движения в 15 минут в "пиковые" часы при такой протяжённости маршрута 4 автобусами невозможно. Присутствовавшие при рассмотрении жалобы представители городской администрации пояснили, что каждые 15 минут с 7:00 до 9:00 и с 16:00 до 19:00 автобусы должны отправляться только со стороны одной конечной остановки "пос. Басово-Прудный". Со стороны другой конечной остановки – "з-д "Мелодия" автобусы с 15-минутным интервалом начнут отправляться только после того, как доедут до неё. Согласно пояснениям присутствовавших при рассмотрении жалобы представителей городской администрации необходимость отправки автобусов с остановки "з-д "Мелодия" с 7:00 отсутствует.

Начальник управления городского транспорта письменно пояснил, что интервал движения по маршруту № 18К "был установлен эмпирическим путём", хотя описание предмета конкурса должно быть объективным. Доказательств "эмпирических" исследований управление транспорта в материалы жалобы не представило.

Оставляя филологам объяснения о разнице значений слов "эмпирический" и "объективный", Тульское УФАС считает возможным подвести некоторые итоги участия в контроле за организацией транспортной работы в нашей области.

Решения Тульского УФАС в большинстве случаев оцениваются судом. На протяжении последних лет наше Управление не проиграло в суде ни одного дела, предметом рассмотрения которого были перевозки.

Тульскому УФАС удалось не допустить монополизации сферы пассажирских перевозок, обеспечить конкуренцию на данных рынках. По нашим оценкам отсутствие конкуренции при осуществлении перевозок пассажиров в г. Туле приведёт к росту стоимости проезда, как минимум, в два раза.

Тульское УФАС неоднократно предлагало провести детальные научные исследования по организации транспортной работы в крупных городах области.

До тех пор, пока не будет проведено объективное изучение пассажиропотока, условий транспортной проходимости городских улиц, скоростного режима в разное время суток с учётом сезонности, составления реальных расписаний движения транспортных средств, размещённых в открытом доступе, в том числе, и для осуществления общественного контроля за их выполнением, учёта интересов и потребностей жителей города, столь долго у жителей города, будут возникать спорные ситуации.