Антимонопольная политика государства на современном этапе: проблемы и перспективы

В последние годы государство уделяет повышенное внимание проблеме развития конкуренции и пресечению нарушений антимонопольного законодательства. Обновлено антимонопольное законодательство, значительно ужесточены санкции за его нарушение. У антимонопольных органов появилось достаточно полномочий, чтобы решить поставленные перед ними задачи по пресечению антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов. Многие компании уже на себе почувствовали, что такое «оборотные штрафы» за картельные сговоры и за злоупотребление монопольным положением на рынке. Нарушители закона заплатили и заплатят в будущем десятки и сотни миллионов рублей штрафа в бюджет за свои противоправные антисоциальные действия. Вместе с тем, мы полагаем, что на сегодняшний день основными системными, институциональными угрозами для конкуренции на российских рынках продолжают оставаться: • формирование государственных корпораций; • деятельность естественных монополий; • риски возникновения картелей; • антиконкурентные действия органов власти. Усилия ФАС направлены на решение существующих проблем, защиту и развитие конкуренции. Особое внимание в 2008 году ФАС уделяла социально значимым рынкам (рынок лекарств, рынок продовольственных товаров и т.д.), а также рынкам, имеющим инфраструктурное значение для экономики страны (рынок электроэнергии, нефтепродуктов, транспортным рынкам и т.д.). В рамках указанной работы были устранены запрещённые практики и соглашения, которые могли привести к повышению цен, снижению качества товаров и услуг и ограничению выбора для потребителя. Так, с начала 2008 года мы возбудили по всей стране более 150 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства в топливно-энергетическом комплексе, и своевременно зафиксировала несоответствие цен на нефтепродукты с рыночной ситуацией. По результатам рассмотрения дел в 2008 году на нефтяные компании было наложено штрафов на сумму более 800 миллионов рублей. Вместе с территориальными органами мы начали проводить ежемесячный мониторинг рынков социально значимых продуктов питания (хлеб, растительное масло, молоко, мука, сахар). В случае обнаружения нарушения антимонопольного законодательства мы незамедлительно будем пресекать антиконкурентное поведение хозяйствующих субъектов. Другим важным направлением деятельности антимонопольного органа в 2008 году стала борьба с картелями. Обновление антимонопольного законодательства и создание в 2008 году нового управления ФАС России по борьбе с картелями повлекло за собой усиление по это направлению нашей деятельности. Благодаря введению в закон о защите конкуренции статьи 17.1, предусматривающую передачу прав владения и пользования в отношении государственного и муниципального имущества, в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, исключительно по результатам торгов были созданы равные условия доступа хозяйствующих субъектов к государственному и муниципальному имуществу. Данная норма также направлена на реализацию Национального плана противодействия коррупции. Действия ФАС России по обеспечению конкуренции в сфере поставок товаров и услуг для государственных или муниципальных нужд, направленные на повышение уровня прозрачности реализации государственных закупок, обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к государственным контрактам, позволили значительно повысить эффективность использования бюджетных средств. Экономия бюджетных средств в 2008 году составила 260 млрд. рублей. Кроме того, по нашей инициативе были внесены изменения в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которыми размещение заказов на подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам) осуществляется у единственного поставщика, без проведения торгов. Поскольку технологическое присоединение к электрическим сетям может быть осуществлено только той сетевой организацией, к сетям которой осуществляется присоединение, проведение конкурсных процедур является бессмысленным. Важно отметить, что в настоящее время Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проекты федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», составляющие «второй антимонопольный пакет», разработанные ФАС России. Положения, предлагаемые законопроектами, существенно изменяют антимонопольное законодательство. К государственным и муниципальным служащим будут применяться меры административной ответственности в виде дисквалификации. Законопроект устанавливает ответственность должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства. Нашла поддержку наша инициатива повышения пороговых значений активов организаций или их оборота для целей осуществления контроля экономической концентрации. При этом предварительное согласование потребуется в случае, если суммарная стоимость активов приобретателя превышает 7 млрд. руб. или оборот такого лица превышает 10 млрд. руб. Это существенно снизит административное воздействие на многие компании малого и среднего бизнеса. Исключается необходимость предварительного согласования в рамках контроля экономической концентрации сделок по приобретению земельных участков, зданий, строений, объектов незавершенного строительства. Законопроект также уточняет положения статьи 11 закона о защите конкуренции в части ее применения к «вертикальным» соглашениям хозяйствующих субъектов. Указанные предложения позволят существенно снизить административную нагрузку на средний бизнес и позволит антимонопольным органам в 2009 -2010 гг. сосредоточиться на серьезных нарушениях антимонопольного законодательства. Справка Некоторые наиболее значимые дела ФАС России Дела в отношении нефтяных компаний В 2008 году ФАС России и ее территориальные органы возбудили более 200 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства в топливно-энергетическом комплексе. Из общего количества дел по нарушению антимонопольного законодательства на топливных рынках: – согласованные действия хозяйствующих субъектов по установлению, поддержанию цен на нефтепродукты – 52; – злоупотребление доминирующим положением (установление монопольно высоких цен на нефтепродукты, создание дискриминационных условий, необоснованный отказ от заключения договоров) – 92; Из них: – на рынках автобензинов – 82; – на рынках авиаГСМ и услуг топливозаправочных комплексов в аэропортах– 62. По результатам рассмотрения дел в 2008 году наложено штрафов на сумму более 6 миллиардов рублей. Дела в сфере электроэнергетики Принято решение о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Федеральная сетевая компания ЕЭС» в части нарушения Правил технологического присоединения к электрическим сетям. Значимость дела обусловлена тем, что это одна из наиболее крупных электросетевых компаний Российской Федерации, имеет инфраструктурное значение для развития отрасли в целом и пример данного решения позволит показать иным сетевым компаниям, что Правила технологического присоединения к электрическим сетям подлежат неукоснительному исполнению, в противном случае антимонопольный орган устанавливает соответствующие факты нарушений и применяет административные санкции. «Угольные» дела ФАС России признала компании «Мечел», «ЕвразХолдинг», «Распадский уголь», «Сибуглемет» нарушившими статью 10 закона о конкуренции и о наложила на первые три компании административных штрафов в размере 798, 149 и 117 млн. рублей соответственно. Компаниями «Мечел», «ЕвразХолдинг», «Распадский уголь» наложенные штрафы оплачены, отпускные цены на угольные концентраты снижены на 30-40%, с крупнейшими потребителями заключены долгосрочные договора на поставку угольных концентратов. Дела о нарушениях требований к торгам ФАС России признала Департамент муниципального имущества г. Волгограда нарушившим антимонопольные требования к торгам (ч. 1 и 2 ст. 17 закона о защите конкуренции) при передаче в аренду объектов коммунальной инфраструктуры города (объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения передавались одним лотом, процедура конкурса не соответствовала требованиям антимонопольного законодательства). Дело в отношении Газпрома В конце октября 2008 года ФАС России приняла решение о признании группы лиц в составе ОАО «Газпром» и ООО «Газпром добыча Оренбург» нарушившей статью 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в установлении монопольно высокой цены на серу гранулированную во втором квартале 2008 года. Неконтролируемый рост цен на серу гранулированную привел к существенному увеличению затрат на производство минеральных удобрений и соответствующему росту цен на конечную продукцию. В сентябре 2008 года группа лиц в составе ОАО «Газпром» и ООО «Газпром добыча Оренбург» добровольно снизила цену на серу гранулированную до приемлемого уровня. Кроме того, на ООО «Газпром добыча Оренбург» наложен оборотный административный штраф в размере 9908184 руб за допущенное нарушение антимонопольного законодательства. Для Федеральной антимонопольной службы наступила пора активных действий с целью пресечения монополизма практически во всех сферах экономической деятельности и реализации задач по развитию конкуренции на товарных рынках.