Интернет-интервью с руководителем УФАС по Тульской области

28 декабря 2009 года состоялось интернет-интервью с Руководителем управления федеральной антимонопольной службы по Тульской области Юрием Владимировичем Елагиным Тема встречи – Второй антимонопольный пакет законов. Интервью организовано компанией «Гарант-Тула» в рамках программы сотрудничества с органами государственной власти. Ведущая (Кузнецова Надежда): Добрый день, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью организованное компанией «Гарант-Тула» совместно с УФАС по Тульской области. Разрешите представить Юрия Владимировича Елагина – Руководителя управления федеральной антимонопольной службы по Тульской области. Тема сегодняшнего интернет-интервью:: Второй антимонопольный пакет законов К моменту начала проведения интервью поступило значительное число интересных и проблемных вопросов, которые мы и обсудим сначала, а затем у вас также будет возможность задать свои вопросы Юрию Владимировичу. Время встречи 1 час. Итак , первый вопрос следующего содержания: 1. Учитываются ли договоры до 100 тыс, заключенные с малыми предпринимателями при определении объемов средств, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства? Роспотребнадзор, Маркова Светлана Сергеевна, зам.нач.юр.отдела Ю.В.Елагин Уважаемая Светлана Сергеевна! По нашему мнению указанные договоры должны учитываться при определении объёмов средств, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства. К такому выводу мы приходим, исходя из анализа норм законодательства о размещении заказов, а также с учётом совместных разъяснений Минэкономразвития России и ФАС России норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ в части размещения заказов у субъектов малого предпринимательства от 20 августа 2009 года. Однако в каждом конкретном случае планирования размещения заказов у субъектов малого предпринимательства в соответствии с требованиями нормативного правового акта - «Перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства» (утв. постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 года №642, в последующей редакции), могут возникать коллизии закона, требующие индивидуального рассмотрения. 2. Скажите, пожалуйста, какая ответственность грозит аптекам, которые завышают цены на противовирусные препараты (например "Арбидол"). Куда я могу пожаловаться, что бы их наказали? спасибо. Мария Григорьевна, экономист Ю.В.Елагин Уважаемая Мария Григорьевна! За превышение предельных розничных надбавок на лекарственные средства, в том числе, на противовирусные лекарственные средства, предусмотрена административная ответственность лиц в соответствии с Кодексом об Административных правонарушениях Российской Федерации (Далее по тексту– КоАП РФ). Если данный хозяйствующий субъект (аптечное учреждение, аптечная сеть, аптечный пункт) находится в Реестре хозяйствующих субъектов (сайт - http://www.tula.fas.gov.ru), занимает доминирующее положение на рынке розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами, т.е. доля этого хозяйствующего субъекта на рынке превышает 50%, то совершение указанным хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации (нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования) влечет наложение административного штрафа антимонопольным органом: - на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей, либо дисквалификацию на срок до 3 лет; - на юридических лиц в зависимости от отношения суммы выручки правонарушителя от реализации товара к совокупному размеру выручки правонарушителя, но не менее 100 тысяч рублей (ст.14.31 КоАП РФ). Если доля хозяйствующего субъекта на рынке данного товара составляет менее 50%, рассмотрение дел и наложение административных штрафов осуществляется органами, уполномоченными в области государственного регулирования тарифов (Федеральная служба по тарифам – ФСТ России). Величина штрафов в соответствии со ст.14.6 КоАП РФ при этом составляет: - на должностных лиц в размере 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет; - на юридических лиц – в 2-кратном размере излишне полученной выручки от реализации товара вследствие неправомерного завышения регулируемых государственных цен (розничных надбавок) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более 1 года. Жаловаться по вопросам завышения цен на лекарственные средства можно: - в органы прокуратуры; - в территориальные Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития: - в органы, уполномоченные осуществлять государственное регулирование тарифов в субъектах Российской Федерации; - в определенных случаях, в антимонопольный орган. 3. Добрый день! Беспокоит директор государственного учреждения культуры Тульской области "Киновидеофонд" Корчагин Павел Серафимович. У меня есть один вопрос. ГУК ТО "Киновидеофонд" приобретает кино-, видеофильмы для кинофонда Тульской области. Вопрос. Имеем ли мы право заключать договоры на поставку копий кинофильмов у единственного поставщика на основании п.3 части 2 ст. 55 Федерального закона 94-ФЗ, и какие необходимы документы для подтверждения этого права. P.S. Любой кинофильм создается в единственном экземпляре и является художественным или другим произведением, а после делаются копии и передаются права. В департаменте считают, что закупка кинофильмов у ЕП неправомочна, и не дают возможности производить закупки этим способом. Спасибо! Ю.В.Елагин Уважаемый Павел Серафимович! В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая копии, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино- фото- фонда и иных аналогичных фондов. Таким образом, Вы имеете право осуществлять размещение заказа у единственного поставщика на поставку копий кинофильмов, только если они относятся к вышеуказанным культурным ценностям. 4. Как "второй антимонопольный пакет законов" борется с коррупцией, в том числе на региональном уровне? Сергей Сергеевич (юрист) Уважаемый Сергей Сергеевич! Второй антимонопольный пакет законов состоит из Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 164 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон от 29 июля 2009 года № 216 ФЗ «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации»; Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 160 ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законы на 2/3 направлены против недобросовестных чиновников, нарушающих права предпринимателей, предоставляющих преференции своим фирмам, вступающих в незаконные соглашения с отдельными компаниями и тем самым ограничивающих конкуренцию. Принятые поправки значительно расширяют возможности по привлечению к ответственности чиновников и руководителей предприятий за антиконкурентные действия. Это и большие штрафы, и возмещение в государственную казну причиненного ущерба. За неоднократные нарушения антимонопольного законодательства должностным лицом органа власти или частной компании Законом предусмотрена дисквалификация сроком до 3-х лет. Законы в значительной степени снижают административное бремя на предпринимателей. Важным аргументом в борьбе с коррупцией является введение уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. В Тульской области на должностных лиц разных уровней власти и бизнеса наложено штрафов более двух миллионов рублей. Однако говорить о том, что указанные должностные лица заведомо являются коррупционерами, не следует. В большинстве случаев наши меры носят профилактический предупредительный характер и только по отдельным эпизодам, имеющим признаки коррупционности, мы направляем свои материалы в правоохранительные органы. 5. Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на вопрос. По Вашему мнению, на какие сферы деятельности в большей степени повлияло принятие второго антимонопольного пакета? Алексей, юрист. Ю.В.Елагин Уважаемый Алексей! Если смотреть в отраслевом разрезе - это рынки нефтепродуктов, лекарственных средств, продуктов питания. В целом же развитие, состояние конкуренции должно влиять, и влияет на подавляющее большинстве товарных рынков, что в свою очередь воздействует на общую экономическую ситуацию в стране и в регионах. Кроме этого необходимо отметить, что нормы антимонопольного регулирования включены в так называемое отраслевое законодательство – земельное, лесное, водное, природоохранное и т.д. 6. Здравствуйте! Слышала что ведётся разработка "третьего антимонопольного пакета законов", на что он будет направлен? спасибо. Юлия Николаевна, экономист Ю.В.Елагин Уважаемая Юлия! ФАС России приступил к разработке т.н. "третьего антимонопольного пакета законов". Основной идеей законопроекта является формирование системы законодательного регулирования деятельности естественных монополий, обеспечивающей надежное, эффективное и качественное обеспечение потребителей товарами и услугами, повышение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, а также создание условий для развития конкуренции. В сферах естественных монополий конкуренция ограничена, поэтому должно быть обеспечено эффективное государственное тарифное регулирование и надлежащий антимонопольный контроль, связанный с недискриминационным доступом к услугам естественных монополий, прозрачность закупок товаров для их нужд. В общих расходах граждан в некоторых случаях расходы на услуги естественных монополий могут достигать 40%. Поправки в закон позволяют защитить интересы конечных потребителей, в том числе в отношении качества услуг, а также обеспечить интересы эффективно работающих поставщиков услуг естественных монополий. 7. Здравствуйте! Меня интересует вот такой вопрос: можете ли вы подробнее рассказать о системе электронных торгов? Есть ли какие-то особенности проведения таких торгов в Тульском регионе? Спасибо. Александра Анатольевна. Ю.В.Елагин Уважаемая Александра Анатольевна В главе 3.1. Федерального закона от 21.07.2005 года № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» содержится подробная информация о размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме. В Тульской области комитет государственного заказа Тульской области осуществляет методическое и информационное обеспечение государственных и муниципальных заказчиков Тульской области по вопросам размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Каких либо особенностей при проведении таких торгов в Тульском регионе нет, поскольку законодательное регулирование сферы заказа происходит на федеральном уровне. 8. Уважаемый Юрий Владимирович, прощу дать разъяснения по следующим вопросам: 1. Какие меры принимаются с целью проверки соблюдения антимонопольного законодательства? Ю.В.Елагин Уважаемая Надежда! Управление ежегодно планирует проведение контрольных мероприятий. Однако, следует отметить, что большое количество проверок является внеплановым, так как осуществляется в ходе рассмотрения заявлений и обращений граждан, хозяйствующих субъектов, органов власти. Как изменились полномочия у антимонопольных органов в свете принятия этих законов? Надежда Ю.В.Елагин С точки зрения доступа к документации, полномочия стали сопоставимы с полномочиями налоговой службы и таможни или полномочиями Центробанка в отношении банков. Также у антимонопольного органа появились права по исследованию места возможного совершения нарушений и преступлений. ФАС России может обращаться в правоохранительные органы, прежде всего в МВД, и включать его сотрудников в состав комиссий ФАС России. Во время проверок планируется, что оперативные мероприятия будут проводить сотрудники правоохранительных органов. 9. Здравствуйте! Юрий Владимирович, подскажите, пожалуйста, предусматривает ли действующее законодательство обязанность Заказчика вести реестр государственных контрактов и гражданско-правовых договоров? Ю.В.Елагин Ответ. В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона осуществляют ведение реестров государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации, государственных контрактов, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования соответственно федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов. Как обязанность заказчика ведение реестров контрактов Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не закреплена. 10. Заказ размещен для субъектов малого предпринимательства, а заявку подало физическое лицо. Подлежит ли заявка физ.лица отклонению? Александр Александрович Селиванов Ю.В.Елагин Ответ. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, установленным в статье 4 вышеуказанного закона. При соблюдении этих условий заявка физического лица не может быть отклонена по основанию, что физическое лицо не является субъектом малого предпринимательства. 11. Цена обусловлена прежде всего качеством товара. Не считаете ли вы, что выпускать качественный товар производителю не выгодно, он не сможет выиграть конкурс? Алексей, студент Ю.В.Елагин Ответ. В Федеральном законе от 21.07.2005 года № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при размещении заказа предусмотрено установление заказчиком требований к качеству товара. 12. Возникает ли у заказчика обязанность направлять сведения в УФК в порядке статьи 18 федерального закона о размещении заказов в следующем случае: если поставщик, монополист, предоставил при заключении договор на сумму до 100 000 рублей, но при этом назвал его государственным контрактом. Ю.В.Елагин Нет, не обязан, так как частью 1 статьей 18 Закона о размещении заказов предусмотрено, что в реестры контрактов не включаются сведения о государственных или муниципальных контрактах и об иных заключенных в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов гражданско-правовых договорах, то есть, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Как известно, была введена уголовная ответственность за картели, а всем нарушителям грозит «оборотный» штраф. Много ли было конкретных случаев на практике, когда применялись такие меры, согласно закону? Тульским УФАС России в 2009 году наложены оборотные штрафы на 7 хозяйствующих субъектов в сумме 116.8 миллионов рублей. При этом обращаю Ваше внимание на то обстоятельство, что наложение штрафов для нас не является самоцелью, что наша задача это защита конкуренции и мы в первую очередь должны добиваться от компаний и государственных органов, недопущения злоупотреблений рыночной властью, конкурентного поведения, восстановления нарушенных прав юридических лиц и граждан 13. Уважаемый Юрий Владимирович! Можно ли доказать факт существования картельного сговора? С уважением, Светлана, предприниматель. Ю.В.Елагин Доказать картельный сговор можно. В 2009 году управлением по данному факту возбуждено и рассмотрено два дела. Большое подспорье в доказывании картельного сговора содержится в программах смягчения ответственности, которые ФАС намерена развивать и совершенствовать в дальнейшем. По этим программам лицо, добровольно обратившееся в антимонопольный орган с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства, может быть освобождено от ответственности. 14. В исполнение части 1 статьи 15 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказов на поставки товаров, работ, оказание услуг у субъектов малого предпринимательства путем проведения торгов, запроса котировок планировался исходя из общего годового объема в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным постановлением Российской Федерации от 14.11.2006 № 642 «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещения заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства» согласно доведенным лимитам на текущий год. Ситуация № 1. Во II квартале проведен запрос котировок у субъектов малого предпринимательства на сумму, составляющую 15% от планируемого общего годового объема у субъектов малого предпринимательства. В результате уменьшения общего финансирования по итогам года сумма размещения заказов на поставки товаров, работ, оказание услуг у субъектов малого предпринимательства путем проведения торгов, запроса котировок превысила необходимые 10%-20%. Что делать в таком случае и предполагается ли административный штраф? Ю.В.Елагин В соответствии с частью 12 статьи 7.30 КоАП РФ размещение должностным лицом государственного или муниципального заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства в размере более чем 20 процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей. Ситуация №2 Запрос котировок у субъектов малого предпринимательства на сумму, составляющую 15% от планируемого общего годового объема у субъектов малого предпринимательства планировался к размещению в III-IV квартале. В результате уменьшения общего финансирования по итогам года планируемое размещение заказов на поставки товаров, работ, оказание услуг у субъектов малого предпринимательства путем проведения торгов, запроса котировок не было профинансировано, т.к. в III-IV квартале профинансированы были только ранее заключенные долгосрочные договоры. Что делать в таком случае и предполагается ли административный штраф? С уважением, гл.специалист эксперт Ю.В.Елагин В соответствии с частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ неразмещение должностным лицом государственного или муниципального заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей. При этом необходимо учитывать, что антимонопольный орган обязан доказать вину лица, привлекаемого к административной ответственности. Из приведённых Вами примеров виновность лица не усматривается. В таких случаях антимонопольный орган обязан прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава правонарушения. Наши ответы на вопросы выражают лишь наше мнение и взгляды на ту или иную проблему. Официальные разъяснения по юридическим вопросам, которые можно применять на практике, может дать либо Министерство экономического развития Российской Федерации, либо Федеральная антимонопольная служба. Таковы нормы конкурентного законодательства. Спасибо за интересные вопросы. С наступающим Новым Годом всех участников интернет – конференции, организованной компанией «Гарант». Ведущая: На этом наша встреча подошла к концу. Юрий Владимирович ответил на все вопросы интернет-аудитории. Мы благодарим нашего уважаемого Юрия Владимировича за то, что нашел время уделить нам внимание, и надеемся на дальнейшее сотрудничество!