Позиция Тульского УФАС России полностью поддержана Арбитражным судом Тульской области

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Тульская городская Дума проиграла в арбитраже свой способ решения вопросов местного значения в сфере благоустройства путем целевого выделения муниципальным унитарным предприятиям, имеющим в хозяйственном ведении соответствующее муниципальное имущество, субсидий на содержание такого имущества вместо проведения публичных процедур в рамках размещения муниципального заказа

23.12.2011г. Арбитражный суд Тульской области огласил резолютивную часть решения, признав отдельные положения пункта 22 решения Тульской городской Думы от 20.12.2010 № 15/314 "О бюджете муниципального образования город Тула на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (далее – решение о бюджете) недействующими и несоответствующими законодательству.

Данная норма решения о бюджете устанавливала, что в 2011 году из бюджета города Тулы хозяйствующим субъектам с организационно-правовой формой – муниципальное унитарное предприятие – предоставляются субсидии на возмещение затрат по содержанию:

-средств наружного освещения в городе, переданных в хозяйственное ведение;

-автомобильных дорог, переданных в хозяйственное ведение;

-объектов благоустройства;

-зеленых насаждений города, находящихся в хозяйственном ведении;

-ливневой канализации, переданной в хозяйственное ведение.

В тоже время согласно Закону о местном самоуправлении содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, организация освещения улиц, относятся к вопросам местного значения городского округа и являются муниципальной нуждой.

Следовательно, решение вопросов местного значения должно происходить с применением публичных процедур посредством размещения муниципального заказа, а в бюджете города, принимаемом на очередной финансовый год, должны быть предусмотрены расходные обязательства по решению вопросов местного значения в соответствующем финансовом году.

Таким образом, решение вопросов местного значения, в том числе, по содержанию:


-автомобильных дорог общего пользования местного значения (включая содержание ливневых канализаций);

-средств наружного освещения;

-объектов благоустройства и зеленых насаждений,

должно быть предусмотрено в городском бюджете в качестве самостоятельных расходных обязательств на очередной финансовый год, но не как финансирование за счет средств городского бюджета путем предоставления субсидий конкретным хозяйствующим субъектам с организационно-правовой формой "предприятие".

Закрепление данного муниципального имущества города Тулы на праве хозяйственного ведения за конкретными хозяйствующими субъектами с организационно-правовой формой муниципальное унитарное предприятие и последующее исполнение муниципальной нужды по содержанию такого имущества в виде целевого предоставления субсидий из городского бюджета в размере, соответствующем 100% финансированию расходов на содержание этого имущества, имеет целью избежать проведения публичных процедур посредством размещения заказа, при котором происходит расширение возможностей для участия в них хозяйствующих субъектов, стимулирование хозяйствующих субъектов к участию в размещении заказов, эффективное расходование бюджетных средств и, как следствие, развитие конкуренции на товарных рынках содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения (включая содержание ливневых канализаций), содержания средств наружного освещения и объектов благоустройства и зеленых насаждений в географических границах муниципального образования город Тула.

По мнению Тульского УФАС России данные нормы пункта 22 решения Тульской городской Думы о бюджете приводят к ограничению, устранению, недопущению конкуренции в сфере доступа к муниципальному ресурсу – бюджетным денежным средствам, а также устранению, недопущению доступа хозяйствующих субъектов иных, чем муниципальные унитарные предприятия, организационно-правовых форм для осуществления деятельности на товарных рынках:

-содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения (включая содержание ливневых канализаций);

-содержания средств наружного освещения;

-содержания объектов благоустройства и зеленых насаждений.