Состоялось заседание коллегии при губернаторе Тульской области по обеспечению взаимодействия органов исполнительной власти Тульской обл и территориальных органов власти Тульской обл и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Руководитель Тульского УФАС России Ю.В.Елагин выступил докладом « О деятельности Управления Федеральной службы России по Тульской области, направленной на развитие конкуренции в регионе» В сентябре этого года состоялся Международный форум по конкуренции, который проводился под эгидой стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) в Казани. На форуме присутствовали представители 70 зарубежных государств. В своих выступлениях международные эксперты отмечали, что конкурентная политика в настоящее время является центральной составляющей программ по реформированию экономик почти всех стран. По этому направлению Россия движется достаточно динамично, опережая по многим параметрам другие государства с развивающейся рыночной экономикой. Планы развития конкуренции в нашей стране тесно связаны с программными установками Президента Российской Федерации по борьбе с коррупцией, проведением административной реформы, поддержкой малого и среднего бизнеса. Председатель Правительства Владимир Владимирович Путин, формулируя задачи конкурентной политики, говорил о том, что деятельность по развитию конкуренции условно делится на два основных блока. Первый блок - это защита конкуренции с использованием мер антимонопольного характера, направленных в первую очередь на повышение ответственности за нарушение правил конкуренции представителями органов власти и хозяйствующими субъектами, а также борьбу с картелями. Второй блок - это формирование конкурентных рынков путём создания максимально благоприятных условий для появления и выхода на рынки новых высокоэффективных хозяйствующих субъектов. И если первый блок является прерогативой деятельности антимонопольных органов, то вторая задача может быть реализована только объединёнными усилиями всех без исключения органов власти. Несколько слов о Программе развития конкуренции Политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность и эффективность предприятий с одной стороны, и уровень жизни граждан, с другой. Основой конкурентной политики в нашей стране является Программа развития конкуренции, разработанная по поручению Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. Эта программа утверждена в мае 2009 года. В соответствии с этими документами: - в каждом субъекте Российской Федерации должны быть разработаны, приняты и реализовываться региональные программы развития конкуренции; - в ближайшее время индикатор развитости региональной конкурентной среды будет введён в качестве показателя, применяемого для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; - антимонопольные органы обязаны активно участвовать в осуществлении Программы, в том числе должны оценивать эффективность реализации региональных программ развития конкуренции. Сама Программа представляет собой объёмный документ, касающийся множества аспектов развития и защиты конкуренции. В обобщённом виде императивными моментами Программы являются • улучшение конкурентной среды, • предотвращение избыточного регулирования, • эффективность защиты конкуренции, • повышение открытости и прозрачности деятельности органов власти. Отдельными разделами предусмотрены конкретные меры в экономической сфере с разбивкой по наиболее важным отраслям экономики, реализация которых позволит полнее использовать потенциал нынешних преобразований. В Программе предусмотрен комплекс мер, затрагивающих вопросы снижения административных барьеров, уменьшения инфраструктурных ограничений экономики, поддержки малого и среднего бизнеса, совершенствования антимонопольного контроля, таможенного регулирования, налоговой политики, и т.д. вплоть до активизации оперативно-розыскной деятельности при выявлении соглашений хозяйствующих субъектов, называемых картельными соглашениями. Картели являются наиболее опасным видом нарушения конкурентного законодательства. Программа предусматривает, что борьба с этим явлением возможна путем более широкого применения норм об освобождении от ответственности участника соглашения, мониторинга рынков с олигополистической структурой, снижения барьеров входа на рынок, проведения полного комплекса оперативно-розыскных мероприятий, адвокатирования конкуренции с целью получения информации о наличии картелей от иных участников рынка. В Тульское управление нередко поступает информация, указывающая на признаки картельных соглашений, в том числе – информация о вовлечении в антиконкурентные действия должностных лиц. Мы сможем значительно активизировать наши усилия по пресечению подобного рода нарушений, при условии активного включения в этот процесс правоохранительных органов. Масштабные задачи, сформулированные в правительственной программе, нашли отражение и в проекте региональной программы развития конкуренции. Необходимо отметить, что основная нагрузка по реализации программы возлагается на органы исполнительной власти Тульской области. Однако территориальные органы Федеральных органов власти обязаны принять активное участие в реализации обозначенных Правительством задач на подведомственной территории. Мне представляется, что силами одной администрации без участия территориальных органов, добиться результатов, обозначенных в Программе, весьма трудно. В современных условиях Федеральная антимонопольная служба стала одним из наиболее динамично развивающихся ведомств страны. Сегодня антимонопольные органы России практически полностью перестроили свою работу, получив в результате принятия второго антимонопольного пакета законов новые инструменты регулирования и новые полномочия. Одновременно с расширением полномочий антимонопольных органов на наших работников распространены положения закона о государственной защите. Динамичность развития службы проявилась, прежде всего, в активной законотворческой деятельности. Антимонопольные органы внимательно отслеживали изменения, происходящие в экономике страны, и активно наступательно проводили свою принципиальную линию в борьбе с нарушителями конкурентного законодательства, что было поддержано на самом высоком уровне. В конце июля этого года Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в беседе с Руководителем Федеральной антимонопольной службы Игорем Юрьевичем Артемьевым сказал: «Нормативная база теперь у нас абсолютно современная. Надо научиться ее применять». Тем самым определена задача нашей службы на ближайшую перспективу. Функции антимонопольных органов Компетенция антимонопольных органов охватывает широкий круг вопросов, имеющих как непосредственное отношение к регулированию конкурентных отношений, так и оказывающих существенное влияние на формирование условий конкуренции на товарных рынках. Для понимания всей широты охвата нашей деятельности хотелось бы коротко рассказать о функциях, реализуемых нами на сегодняшний день. Конечно, стержневой функцией является контроль соблюдения антимонопольного законодательства. Здесь наша деятельность осуществляется по двум основным направлениям: Первое - предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также контроль экономической концентрации; И второе - недопущения, ограничения конкуренции органами власти всех уровней, включая контроль за предоставлением государственных преференций. Антимонопольные органы являются одним из немногих органов исполнительной власти в Российской Федерации, которому предоставлены полномочия по контролю других органов исполнительной власти. Введённые в земельное, жилищное, водное, лесное, природоохранное законодательство антимонопольные нормы предусматривают обязательность проведения публичных процедур при распределении соответствующих активов/прав/ресурсов. Это развивает конкуренцию в указанных отраслях и дает возможность антимонопольному органу осуществлять контроль в тех сферах, которые раньше были «закрыты» для конкуренции. ФАС осуществляет контроль деятельности субъектов естественных монополий, целью которого является обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы. Контроль за рекламной деятельностью является важным направлением работы антимонопольных органов, т.к. способствует развитию соответствующих товарных рынков на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции и обеспечению конечного потребителя достоверной информацией о предлагаемых товарах и услугах, в том числе о их цене и качестве, давая ему возможность осуществлять обоснованный выбор. Также служба осуществляет контроль в сфере государственных и муниципальных закупок, обеспечивая равный доступ бизнеса к государственным ресурсам и добиваясь экономии бюджетных средств. (Подробнее об этой деятельности – чуть позже) Изменения в конкурентном законодательстве Конкурентное законодательство в уходящем году претерпело значительные изменения. Принят Второй антимонопольный пакет законов. Принятые изменения, прежде всего, направлены против недобросовестных чиновников и предпринимателей, нарушающих антимонопольное законодательство, на снижение административной нагрузки на бизнес при согласовании сделок. Важным моментом изменений законодательства является ужесточение в области так называемых преференций, которые оказываются отдельным компаниям на рынке. Нередко, особенно в условиях кризиса, привилегированным предприятиям раздаются прямые субсидии из бюджета, для них снижаются ставки арендной платы, в то время как другие компании должны платить большую арендную плату. Для нашего региона такая практика не характерна. Единичные случаи такого рода действий регулируются в рабочем порядке. Антимонопольные органы получили право накладывать штрафы на должностных лиц органов власти за нарушения антимонопольного законодательства, а также применять и такую санкцию как дисквалификация через судебные решения. При этом законодательством введены нормы, в соответствии с которыми антимонопольный орган обязан подавать иски о возмещении соответствующего вреда и возвращении имущества в государственную казну при выявлении нарушения порядка передачи государственного или муниципального имущества. Усилен инструментарий борьбы с картелями: - Расширены полномочия антимонопольного органа при проведении проверок хозяйствующих субъектов. - Уточнены положения «программы освобождения от ответственности» - Установлена уголовная ответственность за картельную деятельность (максимальное наказание - 7 лет лишения свободы) - Из-под действия запрета «per se» выведены вертикальные соглашения. - Внесены изменения в нормы, относящиеся к такому виду деятельности антимонопольных органов, как контроль экономической концентрации. Существенно уточнен понятийный аппарат. - теперь возможно признать доминирующее положение компании, доля которой на рынке составляет менее 35 % - Внесены существенные изменения в понятия «монопольно высокой» и «монопольно низкой» цены товара. -Внесены изменения в нормы, относящиеся к такому виду деятельности антимонопольных органов, как контроль экономической концентрации. - Повышены пороговые значения активов организаций для целей контроля экономической концентрации Управление совместно с ФАС России активно работает по контролю экономической концентрации на товарных рынках. Примерами такого рода деятельности являются сделки с акциями Управляющей компании города Тулы и Тулгорводоканала, которые подлежат антимонопольному контролю. Особо следует коснуться изменений в уголовном законодательстве за нарушение антимонопольных норм. 29 июля 2009 года Президент Российской Федерации подписал закон, вносящий изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающую уголовную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Теперь применение данной статьи распространяется не только на бизнесменов, ищущих обходные пути реальной конкуренции, но и на недобросовестных чиновников, совершающих антиконкурентные действия, которые влекут за собой причинение ущерба для граждан или общества в крупном или особо крупном размере. По этой статье предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет. Это означает, что преступления за нарушения антимонопольного законодательства, относятся к категории тяжких преступлений, а субъектный состав данного преступления имеет ярко выраженную коррупционную направленность. Поводом для возбуждения данной категории дел будут являться материалы антимонопольных органов. В условиях недостаточной развитости отдельных рынков, с точки зрения конкуренции, данные изменения статьи 178 УК РФ являются абсолютно необходимыми для развития здоровых конкурентных условий. В ФАС считают, что данные меры помогут влиять на колебания цен, которые являются результатом картельных сговоров. В связи с произошедшими изменениями нам необходимо уделить особое внимание вопросам взаимодействия антимонопольных, правоохранительных и судебных органов, от эффективности которого во многом зависит общий успех борьбы с картелями. Одновременно с ужесточением санкций законом предусмотрена возможность избежать наказания для тех компаний, которые добровольно заявили в антимонопольный орган об участии в антиконкурентных соглашениях и отказались от дальнейшего участия в них. В текущем году этой программой воспользовались целый ряд предприятий хлебопекарной промышленности Тульской области, которые добровольно признались в картельном сговоре и отказались от повышения цен на хлеб. (В розничном звене такое повышение цен могло составить около 10 % за единицу продукции). В итоге предприятия не только не повысили цены, но и снизили отпускную оптовую цену на хлеб пшеничный высшего сорта в среднем на 1 руб. 20 копеек за килограмм. Но я бы не точно отразил ситуацию, если бы не сказал о том, что этот достигнутый результат стал возможен благодаря конкретной поддержке позиции Управления в этом вопросе со стороны губернатора Тульской области Вячеслава Дмитриевича Дудки и главного федерального инспектора по Тульской области Сергея Алексеевича Харитонова. Кроме того, на мой взгляд, это хороший пример взвешенного подхода бизнеса к разрешению возникающих проблем, осознающего социальную ответственность за состояние дел в обществе. Мы благодарны руководителям предприятий за их позицию в этом вопросе. Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что с 1 января 2010 года от наказания будет освобождаться только первая, обратившаяся в антимонопольную службу компания. Остальные будут наказаны оборотными штрафами. Такая практика действует в США и в странах Евросоюза. Для полной и наиболее эффективной реализации новаций, внесенных законодателем в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации Управление будет обращаться за поддержкой в правоохранительные органы, прежде всего в органы МВД. В вышестоящих инстанциях обсуждается вопрос о включении сотрудников МВД в состав комиссий антимонопольных органов. Планируется, что в процессе антимонопольных расследований эти сотрудники будут осуществлять все необходимые оперативно- розыскные действия. В законе «О защите конкуренции» предусмотрено право антимонопольных органов обращаться в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении таких мероприятий. В организации более тесного взаимодействия с органами, осуществляющими оперативно розыскную деятельность, заложен большой потенциал по достижению результатов в части создания более благоприятной конкурентной среды в стране, и как следствие, реального улучшения экономической ситуации. В конкурентное законодательство внесены и другие изменения, носящие специальный характер и направленные на улучшение предпринимательского климата в стране. Антимонопольное законодательство и реклама Основные показатели деятельности управления: Рассмотрено около двухсот заявлений о нарушении антимонопольного законодательства. Силами двух отделов: антимонопольного контроля и контроля органов власти, общей численностью 11 сотрудников, возбуждено и расследовано более 105 дел. Из них 40 по антимонопольному законодательству, 32 дела в отношении органов власти и 33 по рекламному законодательству. По значительной части дел ведётся объёмная судебная работа. Всего Управлением наложено штрафов на сумму более полутора миллионов рублей. Управлением, в первую очередь, отделом анализа товарных рынков проводится большая аналитическая работа и работа по контролю экономической концентрации, результатом которой также является применение мер антимонопольного реагирования. Это очень важный и большой, но малоизвестный сегмент нашей работы, интересный в основном для крупного бизнеса, на который распространяются антимонопольные ограничения, и для специалистов. Кстати, это направление нашей деятельности является главным отличием антимонопольных органов от других органов контроля и надзора. Мы проводим мониторинг и анализируем рынки нефтепродуктов, лекарственных препаратов и продуктов питания, услуг управления многоквартирными домами и похоронных услуг, выделение земельных участков под жилищное строительство и финансовые рынки. Более 30 различных видов анализов и мониторингов ежегодно проводится управлением, из которых большинство выполняется по поручениям Правительства Российской Федерации. Можно осветить и другие направления нашей деятельности, но мне представляется, что и приведённых данных достаточно, для того чтобы оценить сложность, многообразие и масштабность нашей работы по антимонопольному направлению. Каждое антимонопольное дело, каждое наше решение и предписание регулирует вопросы защиты конкуренции, восстанавливает нарушенные права, предлагает законные пути решения. И каждое дело по-своему важно. Но, наверное, никто не будет отрицать и тот факт, что многие наши дела регулируют и влияют на вопросы значимые для всей Тульской области. Приведу некоторые из них: Дело в отношении Тульской сбытовой компании, в котором мы выступили в защиту интересов практически всех предприятий Тульской области (на компанию наложен штраф в размере 115 млн. рублей); Дела в отношении предприятий хлебной промышленности; Дела в отношении Управляющих компаний по потреблению электроэнергии в местах общего пользования и по приему платежей населением; Дела в отношении отдельных аптечных учреждений; Дело в отношении предприятия, которое под видом лотереи, решило опробовать в Тульской области возможность воссоздания финансовых пирамид; Дела в отношении «Тулагоргаз» по заключению договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования Дело о размещении под видом дорожных знаков – рекламы, в результате чего город понёс реальные бюджетные потери. По многим делам результат достигнут благодаря поддержке сотрудников прокуратуры Тульской области и УВД Тульской области. Завершая тему антимонопольного контроля, необходимо ещё раз обратить внимание на изменения в административном кодексе, касающиеся нарушений антимонопольного законодательства должностными лицами. Если раньше управление ограничивалось выдачей предписаний органам власти, то теперь мы обязаны привлекать руководителей этих органов к административной ответственности. Надеюсь, что в результате внимательного отношения к соблюдению антимонопольного законодательства удастся избежать увеличения количества неприятных процедур, которое угрожающим образом происходит в сфере размещения заказа. Эффективный контроль законодательства в области закупок для государственных и муниципальных нужд способствует развитию конкуренции, снижению цен на товары и услуги при сохранении их качества, защищает хозяйствующих субъектов от дискриминирующих действий органов власти, способствует значительной экономии бюджетных средств. За предыдущий год в целом по России контроль за осуществлением государственных закупок позволил сэкономить государству более 260 млрд. рублей бюджетных средств. Такая экономия была получена, в первую очередь, за счет замены произвольной административной предварительной квалификации на экономические гарантии обеспечения обязательств со стороны поставщиков, что значительно затруднило допуск к государственному заказу компаний в зависимости от субъективных предпочтений отдельных чиновников. В текущем году УФАС по Тульской области провело 4 плановых проверки территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Тульской области, по результатам которых выдано 3 предписания. В наш адрес поступило 104 жалобы из них 70 жалоб рассмотрено по существу и выдано 60 предписаний, 23 возвращены без рассмотрения, 10 жалоб отозваны, 1 жалоба в отношении представителей судейского сообщества направлена в окружное управление. По результатам проверок и рассмотрения жалоб Тульским УФАС было возбуждено 68 дел об административном правонарушении. Общая сумма наложенных штрафов составила 763,6 тысяч рублей. Значительная часть постановлений находится в стадии рассмотрения. Каждое третье постановление о наложении штрафа обжалуется в суде. Однако в этом году суды подтвердили законность действий Управления по всем рассмотренным искам. Штрафные санкции применялись в отношении, должностных лиц организаций федеральных заказчиков , а также администраций муниципальных образований г. Алексин, г. Ефремова, п. Ильинское Ленинского района, Центрального района г.Тулы, г.Новомосковска, можно сказать традиционно оштрафован начальник муниципального учреждения «Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г.Тулы». Кроме того, УФАС по Тульской области рассмотрело 8 заявлений о включении в единый реестр недобросовестных поставщиков, 4 организации включены в этот реестр. Справочно: для объективной оценки приведённых показателей: - численность отдела государственного и муниципального заказа - 5 сотрудников. В новом году государственным и муниципальным заказчикам следует обратить особое внимание на проведение торгов для малого и среднего бизнеса. За несоблюдение норм, регулирующих эту деятельность в сфере размещения заказа, также введены штрафные санкции. Определенную обеспокоенность в этой сфере вызывает поступающая в управление информация об укрупнении лотов при размещении заказов и признаках сговоров при проведении торгов. Тульское управление намерено усилить контроль за этими направлениями. Информационная открытость при размещении заказов – это главное оружие против нечестных чиновников и предпринимателей. Незаконные действия заказчиков, реакция на эти действия уполномоченных органов незамедлительно становятся достоянием общественности, а существенные нарушения, вызывающие общественный резонанс, рассматриваются правительственными структурами, либо Администрацией Президента. Например, информация о нарушениях при размещении заказов медицинским техникумом в г. Ефремов через три дня после подведения итогов обсуждалась на правительственной комиссии с участием представителей общественного объединения ОПОРЫ России, а некоторое время назад развитием этой ситуации и принятых мерах интересовалась Эльвира Набиулина. За нарушения при размещении заказов и неисполнение нашего предписания все члены комиссии и представители заказчика привлечены к административной ответственности. Материалы переданы в прокуратуру и УВД Тульской области. Действенную помощь в проведении административного расследования этих нарушений нам оказало и оказывает управление внутренних дел. Подводя итог сказанному, для более точной оценки нашей деятельности, хотелось бы отметить, что общий результат территориальных управлений России и ФАС России достигается небольшой численностью при сравнительно невысоких затратах на содержание службы. На встрече Президента России и руководителя ФАС России этот аспект был особо отмечен Президентом. В антимонопольных органах России трудится чуть более 3000 работников. Территориальные органы представлены в каждом субъекте Российской Федерации. Численность управлений колеблется от 12 до 100 человек. В Тульском управлении работает 32 сотрудника. А содержание управления обходится федеральному бюджету всего в 8 миллионов рублей в год. Заключение В данном докладе приведено достаточно данных , из которых каждый желающий может сделать свой вывод хорошо или плохо работает управление по защите конкуренции, каков вклад управления в развитие региона и формирование благоприятной предпринимательской среды. Положительные оценки мы примем с благодарностью, а конструктивные критические замечания постараемся исправить в течение кратчайшего времени. Давая же собственную оценку своей деятельности, мы считаем, что много сделали для формирования атмосферы доверия в сфере развития и защиты конкуренции. Главное, что предприниматели и простые люди поверили в возможность защиты своих прав, поверили в независимость и справедливость принятия решений антимонопольными органами. Это обстоятельство имеет очень важное значение для строительства и развития новых экономических отношений в нашем государстве.