Интервью руководителя Тульского УФАС России Ю.В. Елагина газете «АиФ в Туле»

ВОПРОС:

В Туле абсолютным монополистом на рынке ЖКХ является ОАО «Управляющая компания г. Тулы», в ведении которой находится не менее 85% домов областного центра. Власти Тулы полностью лоббируют интересы этой УК, во всех случаях поддерживая её неправомерные действия, вставая на её сторону и не защищая интересы жителей города.

Используя это явное лобби, компания не даёт развиваться конкуренции на данном рынке услуг. У газеты есть информация, что при полной поддержке городских властей УК г. Тулы давит на другие управляющие организации, мешая им забирать от неё дома. Коме того, компания чинит всяческие препятствия жителям, желающим перейти в другие, более добросовестные управляющие компании с более выгодными условиями. Так, дом № 3 по ул. Демонстрации чуть ли не год судился за право уйти от УК г. Тулы. А тем, кому ценой жестокой борьбы всё-таки удалось отделаться от этой компании, она не даёт пользоваться, например, услугами паспортных столов. Они все принадлежат ей, так как ОАО «УК г. Тулы» было создано путём незаконной приватизации МУП «УК г. Тулы».

Пользуясь своим монопольным положением на рынке услуг ЖКХ и поддержкой городских властей, УК г. Тулы создаёт для обитателей принадлежащих ей домов невыносимые и унизительные условия жизни. Она навязывает им выгодные только ей условия договора, не предоставляет надлежащего обслуживания, назначает грабительские цены на услуги по содержания и ремонту жилья, никогда не давая внятного и исчерпывающего отчёта о расходовании собранных средств.
Может ли УФАС как-то помочь тулякам в этой ситуации?

ОТВЕТ:

Тульское УФАС старалось помочь. Но в этом деле арбитражные суды разошлись в оценке действий антимонопольного управления. Так, арбитражный суд Тульской области отказал ОАО «Управляющая компания г. Тулы» в удовлетворении исковых требований об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа. Арбитражный суд апелляционной инстанции оставил указанное решение без изменений. То есть арбитражные суды двух уровней признали обоснованными выводы управления о том, что ущемляющие интересы граждан действия управляющей компании являются нарушением антимонопольного законодательства.
Однако при проверке судебных актов в кассационном порядке Федеральный арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу, в частности, о том, что ущемление интересов граждан происходит вне сферы конкуренции (состязательности хозяйствующих субъектов).

Заявление антимонопольного органа о пересмотре этого постановления оставлено без удовлетворения судебным составом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Необходимо отметить одно важное обстоятельство. Судами не опровергнуты выводы антимонопольного органа о наличии у ОАО «Управляющая компания г. Тулы» доминирующего положения на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами.

Несмотря на то, что суд признал недействительными решения и предписания антимонопольного органа, граждане сами могут обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о защите их нарушенного имущественного права. При этом антимонопольный орган может быть привлечен к участию в деле в качестве третьего лица и предоставить суду необходимые сведения об обстоятельствах дела.

ВОПРОС:

Абсолютным 100%-ным монополистом на рынке техобслуживания внутридомового газового оборудования в Туле выступает ЗАО «Тулагоргаз». Общество почти в буквальном смысле «выкручивает руки» у жителей Тулы, под угрозой отключения газа заставляя их заключать с ним договоры на ТО ВДГО, не предоставляя за собранные средства услуг надлежащего объема и качества. После многочисленных сокращений персонала в ЗАО «Тулагоргаз» осталось слишком мало работников, способных заниматься техобслуживанием газового оборудования, поэтому чаще всего общество требует деньги за услугу, которую заведомо не способно оказать.

Но даже и таким образом заключенные договоры охватывает дай Бог если 30 % туляков. Это создает реальную опасность крупномасштабных аварий и катастроф на системах внутридомового газоснабжения.

В то же время, ЗАО «Тулагоргаз» не позволяет тулякам заключать договоры на ТО ВДГО с другими организациями под предлогом, что у них нет своей аварийно-диспетчерской службы.

Может ли УФАС как-то воздействовать на развитие конкуренции на рынке данных услуг, что повысило бы их качество и безопасность туляков?

ОТВЕТ:

Обязанность потребителя заключить договор на ТО ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение закреплена пунктом 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально–бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации.

Отмечу, что Правила поставки газа предусматривают заключение договора на ТО ВДГО только с газораспределительными организациями, что предопределяет монополизацию рынков услуг ТО ВДГО.

По нашему мнению, исполнение Правил поставки газа в действующей редакции ведет к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и фактическому «закрытию» рынка.

Мы считаем целесообразным внести соответствующие изменения в Правила поставки газа в части уточнения понятия специализированная организация с учетом необходимости обеспечения конкуренции на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования. Такие предложения мы направили в Правительство Российской Федерации, но решения по ним пока не принято.

ВОПРОС:

Торговый дом «Фролов» на улице Епифанской в Туле объявил на четыре дня после своего открытия акцию «15-процентные скидки на всё». Об этом объявляли соответствующий баннер в торговом центре и реклама с фотографией баннера в тульской газете «Слобода». Причём, пометка: «Подробности на месте продаж» - совершенно не читается ни на самом баннере, ни в рекламе. Для этого использован слишком мелкий шрифт, невыразительный серый цвет, и к тому же пометка закамуфлирована под дизайнерскую строку. Всё вместе взятое вводит потребителей в заблуждение, так как 15-процентная скидка в центре введена на ограниченные категории товара, а не «на всё».

Может ли этим вопросом заняться непосредственно УФАС, или же возмущённым и обманутым тулякам надо самим писать заявления?

ОТВЕТ:

Антимонопольные органы могут начать проверять рекламу на предмет ее соответствия Федеральному закону «О рекламе» как инициативно (в случае, если сотрудники антимонопольного органа сами выявили сомнительную рекламу), так и при поступлении соответствующего обращения от граждан, юридических лиц. Обратиться в УФАС может любое лицо. Образцы заполнения жалоб в ФАС (или описание, как можно направить жалобу) есть на сайте ФАС России – www.fas.gov.ru - в разделе «Обратная связь».