Легким движением руки казенные предприятия вновь превратятся в МУПы?

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Как сообщил наш источник в администрации города, в пятницу вечером прошло совещание, на котором рассматривался вопрос о возвращении казенным предприятиям статуса муниципально-унитарных предприятий.
Работа в качестве казенных предприятий оказалась гораздо сложнее, чем думали изначально, а главный плюс - отсутствие необходимости проведения тендеров и конкурсов - оказался мифом. Более того, в марте этого года Тульское УФАС России по результатам проверки возбудило дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации г. Тулы (приказ Тульского УФАС России от 29.02.2012 No. 40) и в отношении Тульской городской Думы (приказ Тульского УФАС России от 29.02.2012 No. 39). Вопрос касается законности принятия органами местного самоуправления г. Тулы решений о создании муниципальных казенных предприятий и предоставления им субсидий за счет средств бюджета г. Тулы.

По информации ИА "Тульские новости", одним из идеологов перевода МУПов в казенные предприятия стал заместитель главы администрации  города - начальник управления по транспорту и дорожному хозяйству Евгений Талызин, его позицию поддерживал и глава Тулы Евгений Авилов. Так, 2 сентября на внеочередной Думе глава Тулы Евгений Авилов заявил: "В связи со вступившим в силу Федеральным Законом, работы по уборке города должны быть проведены через аукционы. Мы можем получить к концу сентября заваленные аукционы. Любые предприятия со всей страны могут прийти, выиграть и уйти. У нас много фирм-однодневок. Казенные предприятия должны быть как подстраховочный вариант. Есть улицы, которые убирать убыточно. Частники туда не идут, а убирать их необходимо. Для этого и будут созданы казенные предприятия".
Большинство депутатов поддержало своего председателя, даже один из главных оппонентов власти Владимир Тимаков сказал тогда: "Я думаю, это, в целом, положительный процесс. У нас иногда продаются МУПы или их имущество, и в этом случае городская казна ничего не получает. А если будет продаваться МКП, то деньги поступят в бюджет. Опять же, если МКП получит прибыль, она будет полностью подконтрольна бюджету. В предприятиях с такой формой собственности гораздо сложнее использовать муниципальное имущество для обогащения отдельных лиц. То есть с созданием МКП город потенциально несет гораздо меньше убытка, и муниципальное имущество находится в большей сохранности".

Против выступила экс-глава Тулы Алиса Толкачева в своем блоге в "ЖЖ". По словам Толкачевой, сегодня депутатам поступил проект решения Тульской городской Думы для утверждения "Положения о Муниципальных казенных предприятиях". Далее цитата: "Меня всегда очень настораживают проекты решений, поступающие на рассмотрение тихо и с нарушением сроков. Согласно Регламенту Тульской городской Думы, при проведении внеочередных заседаний материалы по повестке дня должны быть розданы депутатам не позднее, чем за два дня до заседания. Данный проект решения поступил только сегодня, 1 сентября. Дума состоится завтра, 2 сентября, в 10 часов утра. В 9.30 - за полчаса до Думы - состоится заседание бюджетной комиссии под председательством Воеводина. Не сомневаюсь, что за пару минут одобрят.

В чем суть решения? Город собирается изменить организационно-правовую форму МУПов путем создания муниципальных казенных предприятий (МКП). Если сейчас бюджет города не несет обязанностей по финансовым обязательствам МУПов, то при возникновении финансовых обязательств, проще говоря - долгов, у МКП муниципальное образование за счет бюджетных средств будет оплачивать долги предприятия. Круто? К этому же решению прилагается проект трудового контракта с директором, по которому он управляет предприятием на принципах единоначалия, получает к отпуску два оклада и шесть окладов при увольнении, в случае смерти - шесть окладов выплачивается семье. А если он умрет от запоя или шашлыком подавится?

Еще к решению прилагается Пояснительная записка председателя комитета имущественных и земельных отношений, где указано, что бюджет согласен на софинансирование обязательств МКП, т.е. необоснованные финансовые траты исключительно для усиления контроля за качеством работ. Давать оценку финансовым рискам и страдать за контроль качества - не полномочия Комитета по имуществу, для этого есть финуправление и контрольно-ревизионная комиссия, но их заключений по данному вопросу нет.

Еще нет заключения о наличии коррупционной составляющей и нарушении антимонопольного законодательства. Я буду голосовать против этого решения. Бюджет города не потянет таких рисков. Кстати, принятие решений, повлекших негативные последствия для бюджета, является одним из оснований для роспуска Думы".
С вопросом о том, так ли уж необходимо на базе МУПов создавать муниципальные казенные предприятия, и какая от этого польза для города, корреспондент ИА "Тульские новости" обратился к депутату Тульской городской Думы Владимиру Тимакову.
В марте этого года, по нашей информации, тульское УФАС России по результатам проверки возбудило дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации г. Тулы (приказ Тульского УФАС России от 29.02.2012 No. 40) и в отношении Тульской городской Думы (приказ Тульского УФАС России от 29.02.2012 No. 39). Вопрос касается законности принятия органами местного самоуправления г. Тулы решений о создании муниципальных казенных предприятий и предоставления им субсидий за счет средств бюджета г. Тулы.

Напомним: с 1 января 2012 года полномочия по уборке и благоустройству всех дорог в городе переданы МУП "Комбинат по благоустройству города", директором которого является Александр Штанин. Второй организацией, занимающейся благоустройством дорог, является МУП <>. По решению администрации Тулы, этим организациям в текущем году выделяются субсидии из городского бюджета на ремонт, благоустройство и содержание дорог в областном центре.

 

До 1 января дорожными работами занимались подрядчики, нанимаемые по итогам торгов. Они выполняли работу, а качество контролировало Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства Тулы. Почему было принято решение поменять порядок и форму работы, неизвестно.

 

Между тем, еще в 2011 году по заявлению областной прокуратуры области решением арбитражного суда Тульской области от 12.04.2011 признаны недействительными постановления главы администрации города Тулы, согласно которым орган местного самоуправления делегировал свои функции по содержанию автомобильных дорог местного значения специализированным предприятиям. Это привело к неназначению конкурса на проведение указанных работ, созданию преимущественных условий деятельности предприятий и необоснованному препятствию к осуществлению деятельности других организаций с аналогичным видом деятельности.



Кроме того, незаконным было признано и постановление о выделении субсидий. Об этом прокурор Тульской области рассказал в конце ноября прошлого года на расширенном заседании Президиума Арбитражного суда Тульской области. Таким образом, выделение субсидий МУП <> и МУП  <> является незаконным.

- Если судом было установлено, что выдача субсидий незаконна, то должны быть установлены виновные лица, допустившие начисление субсидий, возбуждено уголовное дело, - сказала по этому поводу депутат Тульской городской Думы Алиса Толкачева. -  Субсидии - это выделение денежных средств на возмещение убытков. Но вопрос: когда МУП "Комбинат по благоустройству Тулы" начал работу по ямочному ремонту, есть ли уже убытки, которые необходимо возмещать? То есть предприятие для начала должно определить, понесло ли оно убытки. Однако если статьи бюджета на 2012 год подразумевают выделение субсидий, это вопрос уже к прокуратуре.