В защиту конкуренции

В защиту конкуренции

В 2012 году Управление Федеральной антимонопольной службы России по Тульской области взыскало с нарушителей законов штрафов на общую сумму 6,2 млн рублей.

Руководитель регионального УФАС Юрий Елагин встретился с журналистами и рассказал об итогах работы Управления за прошлый год. Основная цель деятельности ФАС — обеспечение свободы конкуренции во всех сферах экономики и товарных рынков. Главные направления, по которым проводятся проверки и осуществляется мониторинг, — это антиконкурентные акты и действия (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, рынки, связанные с удовлетворением муниципальных нужд: выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, озеленению территории и т. п. Отслеживаются действия с муниципальным недвижимым имуществом, в том числе системами тепло- и водоснабжения, товарный рынок транспортного обслуживания (пассажирские перевозки) населения, рынок ритуальных услуг, предпринимаются меры по недопущению фактов корпоративных сговоров субъектов экономики и управления по росту цен, тарифов и др.

По словам Ю. Елагина, законодательные акты, регулирующие деятельность ФАС России, достаточно часто корректируются и меняются. Многие действия антимонопольщиков находятся в зоне особого внимания судебных органов, прокуратуры, и нередко возникают спорные ситуации по поводу тех или иных решений регионального УФАС. К тому же многие дела о допущенных нарушениях являются очень длительными по времени. Коллектив областного Управления ФАС — всего 32 человека, и нагрузка на каждого сотрудника велика.

Тульские антимонопольщики достигли в своей работе весомых результатов. После 2,5 года судебных разбирательств доказан ценовой сговор владельцев тульских мукомольных предприятий, одновременно и на один и тот же уровень поднявших цены на свою продукцию в неурожайном 2010 году. Тульские городские власти согласились с представлениями по поводу нарушений, связанных с предоставлением права на исполнение муниципальных заказов ряду учреждений без проведения конкурсов. Речь, в частности, идет о «целевом» (заранее выбранным учреждениям и организациям) выделении из городской казны средств на компенсацию расходов по перевозке льготных категорий пассажиров в трамваях и троллейбусах, освещении улиц, размещении социальной рекламы и т. д., и т. п. Из 2 200 нормативных актов, принятых в Тульской области, 81 оказался неправомерным и был либо отменен, либо скорректирован. Из проверенных 375 муниципальных заказов в 276 случаях были допущены разного рода нарушения. 31 субъект региональной экономики был внесен в список недобросовестных поставщиков услуг (исполнителя работ).

Все поступившие жалобы и заявления были своевременно рассмотрены. Впрочем, как показал анализ, лишь в 16% этих обращений были в компетенции УФАС Тульской области, и по ним были произведены предусмотренные законом действия (проведены проверки, выданы предписания, наложены взыскания и денежные штрафы). Однако проверять пришлось все полученные письма и обращения, давая на них разъяснения и консультации.

Как пояснил Ю. Елагин, пять лет назад Тульское УФАС по итогам своей работы находилось в числе 20 «отстающих региональных управлений. В 2011 году туляки заняли 28-е место (из более чем 80 УФАС страны), сейчас у туляков 23-я строчка в федеральном рейтинге.