Охота по-антимонопольному

Во втором номере журнала «Конкуренция и право» опубликован материал начальника  отдела контроля органов власти Тульского УФАС России Дианы Алпатовой о проблемах доступа к охотничьим угодьям. Автор обращает внимание на то, что при наличии охотничьих угодий и желающих заключить охотхозяйственные соглашения возможности доступа к ним нет. Почему? Причина проста. Соглашения заключаются на крайне длительные сроки, за незначительную плату, с нарушением правил проведения аукционов, и менять эту практику никто не собирается. Представители управления, между тем, оспорили порядок в арбитражном суде и… выиграли дело.Постановлением ФАС ЦО от 28 марта 2013 г. описываемые в статье судебные акты были отменены. Поддержка судом позиции антимонопольного органа позволит в корне пересмотреть систему сложившихся правоотношений в сфере распределения охотничьих ресурсов, заверяет автор.

В настоящее время правовое регулирование отношений пользования такими объектами осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон «Об охоте»), вступившего в силу с 1 апреля 2010 г., ч. 2 ст. 25 которого устанавливает, что расположенные в границах охотничьих угодий, не предоставленные физическим и юридическим лицам и находящиеся в государственной собственности земельные участки и лесные участки (если  регулирование отношений по таким земельным  и лесным участкам осуществляется органами исполнительной власти субъекта РФ)  арендуются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений.

Ранее же основанием для получения права пользования объектами животного мира являлись долгосрочная лицензия, выдаваемая в заявительном порядке, т.е. без проведения торгов (единственное исключение − наличие нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию), и заключенный на ее основании договор о предоставлении в пользование территории или акватории (ст. 37 Закона «О животном мире»).

И вот теперь, казалось бы, созданы все условия для равнодоступного удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан − в аукционах на право заключения охотхозяйственных соглашений могут участвовать все (отменены приоритеты претендентов, волокита заявительного порядка), должны побеждать достойнейшие, если бы не одно но…

С апреля 2010 г. в Тульской области не проведено ни одного аукциона. А охотничьи угодья есть, желающие заключить охотхозяйственные соглашения есть… только возможности доступа нет. Почему? Ответ по-российски прост – все уже давно разделено и отдавать «свое» никто не собирается.

Причем весь передел охотничьих угодий, как ни странно, обличен в правовую форму и подкреплен судебной практикой. Так, из ст. 71 Закона «Об охоте» следует:

• право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий (ч. 1);

• долгосрочные лицензии, указанные в ч. 1 настоящей статьи, не подлежат продлению;

• юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу данного Закона (1 апреля 2010 г.), вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственные соглашений (ч. 3);

• устанавливается обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в ч. 3 настоящей статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 4).

А как на практике…

А теперь применим данные законодательные постулаты к российской действительности.

31 марта 2010 г. ООО «ЖАС» Комитетом Тульской области по охоте и рыболовству выдается долгосрочная лицензия (на 35 лет) на право пользования животным миром в границах 16,9 тысяч гектаров, соответственно, заключается договор о предоставлении в пользовании данной территории.

ООО «ЖАС» является очень «везучим» «молодым» (дата рождения − также 2010 г.) юридическим лицом: всего за сутки до вступления в силу Закона «Об охоте» ему удается заполучить угодья, чей  небольшой по охотничьим меркам размер с лихвой компенсируется наличием на них многочисленной популяции кабанов и прохождением там путей их миграции.

Казалось бы, что любому «везению» должны быть пределы, но в Тульской области много уникального, и ООО «ЖАС» подает в Комитет Тульской области по охоте и рыболовству заявление на заключение без аукциона охотхозяйственного соглашения в отношении используемых им угодий уже на срок 49 лет, и, естественно, оно заключается.

Однако ст. 71 Закона «Об охоте», устанавливая льготный порядок заключения охотхозяйственных соглашений, четко регламентирует, что долгосрочные лицензии не подлежат продлению.

В свою очередь, ст. 47 Закона «О животном мире» определяет одним из оснований прекращения пользования животным миром истечение установленного срока пользования.

Выданная ООО «ЖАС» лицензия и заключенный Комитетом Тульской области по охоте и рыболовству и ООО «ЖАС» 31 марта 2010 г. договор о предоставлении в пользование территории, необходимый для осуществления пользования охотничьими животными, имеют ограниченный срок действия до 31 марта 2035 г., и не подлежат продлению, что свидетельствует о наступлении правового основания для прекращения пользования животным миром.

Продление данного срока (до 9 апреля 2061 г.) охотхозяйственным соглашением является, по сути,  созданием нового правоотношения по пользованию животным миром, и на основании ст. 422 ГК РФ должно соответствовать действующим в момент его заключения правилам, установленным Законом «Об охоте», т.е., должно осуществляться посредством аукциона.

С такими доводами Тульское УФАС России и обратилось в Арбитражный суд с исковым заявлением о признании недействительным охотхозяйственного соглашения, заключенного между ООО «ЖАС» и Комитетом Тульской области по охоте и рыболовству (дело № А68-7294/2012).

Однако суды высказали прямо противоположную точку зрения, указав, что ст. 71 Закона «Об охоте» не ограничивает срок охотхозяйственного соглашения, заключенного в льготном порядке, и такой срок определяется общими положениями ст. 27 Закона «Об охоте», т.е. от 20 до 49 лет, и, кроме того, за заключение соглашения ООО «ЖАС» внесена плата.

И здесь стоит подчеркнуть размер той платы, которая была внесена ООО «ЖАС», − 169 тысяч рублей, т.е. суммарная сумма − 10 рублей за гектар, причем внесена она единовременно сразу за все 49 лет.

И дальше….

Дальше больше: суды поддержали схему, когда, получив охотничьи угодья до 1 апреля 2010 г. без каких-либо публичных процедур, можно просто обратиться за заключением охотхозяйственного соглашения на любой выбранный пользователем срок.

Площадь охотничьих угодий редко увеличивается, в большинстве своем они находятся в пользовании различных хозяйствующих субъектов. И если в случае с ООО «ЖАС» срок был увеличен с 35 до 49 лет, то порядка 70% выданных в Тульской области лицензий на право пользования животным миром истекают в 2014−2015 гг., т.е. в ближайшее время  эти территории должны быть выставлены на аукцион.

Но теперь судебная практика узаконила право на заключение охотхозяйственных соглашений на срок, превышающий срок действия лицензии, и то, что должно было бы стать в предстоящие  два-три года предметом аукциона, стало недоступным для новых участников рынка минимум еще на 20 лет [1] (по-русски говоря, «не дождетесь»).

В связи с чем Тульское УФАС России будет отстаивать свою позицию вплоть до ВАС РФ с верой в то, что рано или поздно охотничьи угодья, а вместе с ними жизни живых существ будут доставаться достойным ценителям животного мира, а не  сумевшим вовремя откусить свой «кусок народного достояния», используя близость к власти, где проще приостановить действия положений законодательства, предусматривающих аукционное распределение охотничьих ресурсов, и оставить для простых граждан только красивые формулировки о всеобщей их равнодоступности.

Выводы кассационной инстанции

Постановлением ФАС ЦО от 28 марта 2013 г. описываемые в статье судебные акты были отменены, охотхозяйственное соглашение признано недействительным.

Судом при этом было сделано три важных вывода:

1. Предоставление новым Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» лицам, имеющим лицензии на момент его вступления в силу, права на «переоформление сложившихся правоотношений» в льготном порядке не означает, что при заключении охотхозяйственного соглашения они могут выйти за пределы сроков ранее выданных лицензий.

2. Право пользования для таких лиц ограничено сроком действия лицензий.

3. Проведение аукционов имеет целью обеспечение конкуренции в среде пользования охотничьими ресурсами, и заключение рассматриваемого охотхозяйственного соглашения без проведения аукционов нарушает статью 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Поддержка судом позиции антимонопольного органа позволит в корне пересмотреть систему сложившихся правоотношений в сфере распределения охотничьих ресурсов с целью создания условий для равного доступа к ним всех заинтересованных лиц.

 

Диана Алпатова,

начальник  отдела контроля органов власти

Тульского УФАС России

 


[1] Минимальный срок заключения охотхозяйственного соглашения.

 

09 апреля 2013 г.