• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Юрий Елагин: В постановлении администрации Тулы содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства

Зимой администрация Тулы разработала постановление «О размещении информационных конструкций в городе Туле», регламентирующее размещение, вид и форму вывесок на торговых объектах. В частности, согласно документу, будут запрещены вертикальные вывески, на внешних поверхностях одного строения организация вправе установить не более одной конструкции.

Тульское УФАС выявило нарушения в этом постановлении.

 

- Итак, Юрий Владимирович, что же привлекло непосредственно Вас в постановлении администрации о вывесках?

 

- В чистом виде по антимонопольному законодательству - устроено таким образом, что мы можем возбуждать дела по собственной инициативе, а можем возбуждать дела по обращению граждан или предпринимателей, в заявлениях которых содержится информация о возможных нарушениях антимонопольного законодательства. В данном случае нам были устные обращения предпринимателей по поводу анализа норм данного постановления. В дальнейшем поступили официальные заявления предпринимателя, о которых Вы слышали, участвуя в нашем заседании комиссии.

 

- На что вы обратили внимание? На какие именно пункты данного постановления?

 

- Вы присутствовали на заседании комиссии. Это очень хорошо. Это приветствуется, потому что мы – открытая организация. Все аргументы Вы слышали. И, собственно, речь идет о том, что мы возбудили дело по признакам нарушения, подчеркиваю, - по признакам нарушения антимонопольного законодательства, которые в отдельных нормах данного постановления на наш взгляд содержатся. Какое мы вынесем решение, - я сейчас сказать не могу, поскольку у нас разнообразные решения бывают. Но само заседание комиссии, которое сейчас состоялось, оно говорит о том, и видно сразу, что принятие этого постановления выходит несколько на более широкий уровень, на более широкие рынки. И аргументация, которая прозвучала, свидетельствует о том, что этот вопрос интересует не только город Тулу. Но он остро стоит и в других регионах страны, и к нему часто привлекают внимание судебные решения, которые имеют место быть и в северных регионах страны, и в южных регионах страны. То есть, это – вопрос, который мы сегодня обсуждали, - он относится как бы уже к общероссийскому, я бы сказал, масштабу. Да, ФАС может пройти свой путь в конкретном регионе, в конкретном управлении в своем регионе, но, по большому счету, это вопрос уже всей страны, я сказал бы.

 

- Юрий Владимирович, а как Вы оцениваете после сегодняшнего заседания позицию администрации? Насколько веска и объективна у них позиция в данном вопросе? Действительно ли их доводы являются теми доводами, которые могли бы довести до того, что это постановление вступило бы в силу?

 

- Я хотел бы сказать, что я с большим удовлетворением, как председатель комиссии, увидел, что позиция администрации конструктивна, что нет ничего окончательно решенного в данном постановлении. И услышали, и члены комиссии то, что вместе с управлением антимонопольной службы мы будем двигаться как раз в том направлении, которое для нас, наверное, является принципом нашей работы – нахождение баланса интересов между органами власти, которая определенными полномочиями располагает, между предпринимательским сообществом, и, в конечном счете, в интересах граждан, проживающих на тульской земле. Вот мы в этом сюжете обязательно должны найти какое-то компромиссное решение, которое будет удовлетворять все заинтересованные стороны. Мотивация администрации города – она ясна и понятна. И направленность действий их тоже понятна. Это тоже звучало на заседании комиссии. И эта направленность как раз и говорит о том, что стремление навести регулятивным способом определенный порядок в размещении вывесок, которые, в конечном счете, влияют на внешний облик города. Мы все заинтересованы в разрешении этого вопроса, чтобы Тула выглядела красиво, чтобы было эстетично, чтобы жизненная среда, в которой мы все живем, - она радовала глаз. Здесь и стремление администрации такое, и стремление ФАС такое, и, я так думаю, стремление предпринимателей, точно такое же. И вот здесь мы должны найти разрешение этого вопроса. Но разрешение вопроса может быть исключительно в правовом поле. За пределами каких-то компетенций решение никакие государственные органы, включая ФАС, принимать не могут.

 

- Но ведь вопросов же много. И что касаемо тех предприятий, компаний, у которых лейбл зарегистрирован по всей России. Он является однотипным. И что касаемо непосредственно сетей тульских компаний. Много вопросов по этому поводу. О чем еще? На что бы еще обратили внимание?

 

- Те вопросы, на которые мы обратили внимание, мы все задали в заседании комиссии. И если Вы обратили внимание, то представители администрации города Тулы внимательно записывали то, что может, в конечном счете, или то, что должно быть урегулировано. Или то, что может, в конечном счете, повлечь какие-то негативные правовые последствия. Вот эти все пометочки – они есть. И работа будет продолжена. Да, я хотел бы сказать, что сегодняшнее заседание комиссии завершено отложением рассмотрения дела. Мы взяли паузу как раз для того, чтобы внимательнейшим образом еще раз вернуться к рассмотрению, в первую очередь, юридических тонкостей, о которых, наверное, сложно говорить в рамках интервью. Но самый главный вопрос, который, опять же, прозвучал на заседании комиссии – это то, что фактически такие постановления, например, в Москве существуют. И стремление организовать архитектурно-художественную среду в городе Москва, в городе Тула, в других городах нашей необъятной родины – оно понятно. Но, я еще раз подчеркну, что эти решения должны происходить в четком соответствии с законодательством Российской Федерации. И, соответственно, этому законодательству должны следовать и органы власти, как я говорил уже, и к которым, кстати, антимонопольные органы относятся. Мы тоже должны следовать и требованиям закона. И предприниматели. Но, опять же, может быть, уходя несколько от заданного Вами вопроса, есть юридическое определение, что права любых участников юридических отношений, заканчиваются тогда, когда эти права начинают ограничивать возможности хозяйствующих субъектов, хозяйствующих предпринимателей, людей на реализацию своих прав. Право заканчивается тогда, когда начинается ограничение права другого человека, лица. Вот, собственно, здесь такое.

 

- Юрий Владимирович, а что касается постановления, насколько я знаю, оно вышло в 2014-м году 21-го февраля.

 

- Так.

 

- В итоге оно на какой стадии? Оно не прошло определенные инстанции, оно, то есть, не подписано, не вступило в силу, либо оно заморожено - что?

 

- Значит, постановление вступило в законную силу. Но, опять же, как мы услышали на заседании комиссии, но уже сейчас, на данной стадии, уже вносятся какие-то изменения. И будут вноситься изменения с учетом всех вопросов, обсуждаемых в открытом режиме, с участием прессы. Хорошо бы, конечно, еще в этом обсуждении поучаствовали и общественные организации, объединение предпринимателей, предприятия, организации, учреждения, интересы которых это постановление затрагивает. Сидеть и ждать, когда антимонопольный орган вместе с администрацией города найдут какое-то приемлемое решение – наверное, неправильно. Надо высказывать открыто свою позицию и двигаться в этом направлении в интересах города Тулы, Тульской области, туляков.

 

 

-  В чем заключается претензия?

 

- Постановление главы администрации города устанавливает требования к размерам вывесок. Значит, это требование, исходя из позиции администрации города, коррелируется с таким понятием, как благоустройство. Есть благоустройство, включая внешний вид зданий города, зданий, которые на территории города Тула существуют. Устанавливаются размеры вывесок, какие хозяйствующие субъекты имеют право размещать. Хотя есть закон о защите прав потребителя. И там на субъекта предпринимательской деятельности возлагается обязанность по размещению вывески и доведения до потребителя информации о режиме работы, названии, торговом обозначении, о товарном знаке данные. Все это – обязанность предпринимателя. И вопрос стоит, где эта вывеска должна располагаться, какой она должна быть площади, какой цветовой гаммы должна быть эта вывеска, какого цвета, простым языком. И все это должно вписываться в архитектурно-художественную концепцию, разработанную, опять же, администрацией города для каких-то территорий.

 

Например, в Пролетарском районе будет одна архитектурно-художественная концепция. И эти вывески по постановлению главы города должны как раз соответствовать тем требованиям, которые установлены данным постановлением. Повторюсь: это размеры, цвет и, наверное, все. Значит, в случае, если эти вывески и это постановление будет реализовываться, норма данного постановления, то в случае несоответствия установленным требованиям, то для предпринимателя существует необходимость демонтажа вывесок, которые не соответствуют размерам. Вот такая вывеска должна быть на здании размещена, в определенном, не выше второго этажа. В любом случае такая вывеска, если какая-то другая, - она должна быть демонтирована. И висеть та, которая должна.