РЕШЕНИЕ
По делу № 68-5/01-2011 по признакам нарушения ООО «Копилка» Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
19 декабря 2011 года г. Тула
Резолютивная часть решения оглашена 19 декабря 2011года.
В полном объеме решение изготовлено 22 декабря 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >
при участии лиц:
Заявители:
со стороны ТРО ОООМП «ОПОРА России»:
ТРО ОООМП «ОПОРА России» уведомлено надлежащим образом, представитель не явился,
Ответчики: со стороны ООО «Копилка»: < --- > – представитель по доверенности от 26.10.2011 № б/н,
рассмотрев дело № 68-5/01-2011 по признакам нарушения ООО «Копилка» (пр.Ленина д.104, г.Тула, 300026) подпункта а) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о регулировании торговой деятельности),
УСТАНОВИЛА
Тульское УФАС России провело проверку по заявлению ТРО ОООМП «ОПОРА России» от 02.11.2011г. вх. № 4606 хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети на территории Тульской области, на наличие признаков нарушения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
По результатам анализа документированной информации, представленной по запросу Тульского УФАС России ООО «Копилка», были выявлены признаки нарушения подпункта а) пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о регулировании торговой деятельности.
Приказом Тульского УФАС России от 06.12.2011 № 218 в отношении ООО «Копилка» возбуждено дело № 68-5/01-2011 по признакам нарушения ч. 1 ст. 13 Закона о регулировании торговой деятельности.
В ходе рассмотрения дела 19.12.2011г., изучив материалы дела и заслушав объяснения представителей ООО «Копилка», Комиссия установила следующие обстоятельства.
ООО «Копилка» является юридическим лицом, которое внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г. Тулы 17.09.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027100968113, ИНН7107059708/КПП710401001. Основном видом деятельности ООО «Копилка» является розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, дополнительным – деятельность агентов по оптовой торговле пищевыми продуктами.
ООО «Копилка» осуществляет розничную продажу продовольственных товаров посредством организации торговой сети «Семейная Копилка» в 38 торговых объектах, расположенных на территории города Тулы и Тульской области.
Статья 9 Закона о регулировании торговой деятельности содержит обязанность обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или путем предоставления запрашиваемой информации.
Как было установлено в ходе проверки, при обращениях в ООО «Копилка» потенциальных поставщиков (лично, посредством телефонной связи, письменно), дается ссылка на Интернет-сайт ОАО «ГК «Виктория» www.victoria-group.ru., которое является владельцем 100% доли в уставном капитале ООО «Копилка». На указанном сайте опубликованы критерии отбора контрагентов для последующего заключения договоров поставки. Информация предусмотренная п.1 статьи 9, представляется потенциальным контрагентам при их непосредственном обращении в печатном виде.
В представленных ООО «Копилка» «Критериях отбора контрагентов для последующего заключения договоров поставки» (далее – Критерии), содержатся положения, противоречащие антимонопольным требованиям, установленным частью 1 статьи 13 Закона о регулировании торговой деятельности запрещающим хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, создавать дискриминационные условия, в том числе создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов.
В вышеуказанном документе в экономических критериях отбора содержаться следующие положения:
- К рассмотрению принимается востребованная потребителем продукция, имеющая лидирующее положение по продажам в своей товарной категории;
- Приоритет компании, работа напрямую с производителем продукции.
Указанные положения содержат дискриминационные условия для доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов, не имеющих лидирующего положение по продажам в своей товарной категории. Также создаются непреодолимые препятствия для заключения договора поставки с лицами, не являющимися непосредственно производителями товара, т.е. оптовыми организациями.
В ходе рассмотрения дела представителем хозяйствующего субъекта, привлеченным в качестве ответчика по делу, были даны объяснения, из которых следует, что ООО «Копилка» в соответствии со статьей 506 ГК РФ, заключая договора поставки на продовольственные товары, является стороной - «Покупателем», производит отбор поставщиков товара самостоятельно.
Собственного сайта общество не имеет. При обращении в ООО «Копилка»» потенциальных поставщиков для ознакомления с условиями, которым должен соответствовать контрагент для заключения договора поставки, указывается ссылка на Интернет-сайт ОАО «ГК «Виктория».
По первому Критерию представитель ООО «Копилка» разъяснил Комиссии, что для определения «продукции, имеющей лидирующее положение по продажам в своей категории», используются отчеты Нильсона (ACNielsen - корпорация предоставляющая информацию по маркетинговым исследованиям и пр. услуги), а также собственные маркетинговые исследования потребности покупателей в магазинах «Семейная копилка» ООО «Копилка». Второй Критерий: «… приоритет компании, работа напрямую с производителями продукции» ООО «Копилка» объясняет как возможность без дополнительной наценки дистрибьютора или оптовика предложить минимальную розничную цену покупателю.
Выслушав позиции лиц, участвующих в деле, и оценив имеющиеся в деле доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункта 8 статьи 4 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами. товар.
Часть 1 статьи 13 Закона о регулировании торговой деятельности, запрещает хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети создавать дискриминационные условия, в том числе создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов.
Включение ООО «Копилка» в Критерии положений:
- К рассмотрению принимается востребованная потребителем продукция, имеющая лидирующее положение по продажам в своей товарной категории;
- Приоритет компании, работа напрямую с производителем продукции,
создает дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов, поставляющих продукцию, не имеющую лидирующее положение по продажам в своей товарной категории, дистрибьюторам и оптовым организациям и препятствует их доступу на соответствующий товарный рынок.
Как установила Комиссия из приобщенных к делу документов, ООО «Копилка» не придерживается указанных в Критериях положений о выборе поставщиков, имеющих лидирующее положение по продажам в своей товарной категории, как и о приоритете компании – работа напрямую с производителями продукции.
Это подтверждается наличием договоров, заключенных с дистрибьюторами и оптовыми организациями, а так же поставщиками продукции, не занимающей лидирующие положение в своей товарной категории. Например, 01.10.2011 ООО «Копилка» заключен договор с ООО «АВА» №571, предметом деятельности которого, согласно пункта 2.4 Устава ООО «АВА», является оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия; 01.09.2011 года ООО «Копилка» заключен договор с ООО «Торговая Компания Альянс» №564, видом деятельности которого, согласно пункта 2.3.1 Устава ООО «Торговая Компания Альянс», является оптовая торговля мукой и макаронными изделиями.
Отказов в заключении договоров поставки на основе данных положений Критериев со стороны ООО «Копилка» не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, статьей 16 Закона о регулировании торговой деятельности, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ООО «Копилка» нарушившим подпункт а) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» путем внесения в критерии отбора поставщиков дискриминационных условий, препятствующих доступу на товарный рынок хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставку продовольственных товаров в торговые сети.
2. Выдать ООО «Копилка» предписание о прекращении нарушения подпункта а) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
3. О выполнении настоящего предписания ООО «Копилка» письменно проинформировать Тульское УФАС России не позднее 23.01.2012г.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ
22 декабря 2011 года г. Тула
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: < --- >, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ст.16 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», на основании своего решения от 22.12.2011 по делу № 68-5/01-2011 о нарушении ООО «Копилка» требований подпункта а) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Копилка» прекратить нарушение подпункта а) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» путем внесения изменений в пункты Критериев отбора контрагентов для последующего заключения договоров поставки, исключив положения, создающие дискриминационные условия для поставщиков продовольственных товаров, не имеющих лидирующего положения на рынке, и контрагентов, не являющихся производителями продукции.
Данное предписание действует до 23.01.2012г.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Тульское УФАС России
stdClass Object
(
[vid] => 6931
[uid] => 5
[title] => РЕШЕНИЕ По делу № 68-5/01-2011 по признакам нарушения ООО «Копилка» Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 6931
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1326576892
[changed] => 1368719629
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1368719629
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
По делу № 68-5/01-2011 по признакам нарушения ООО «Копилка» Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
19 декабря 2011 года г. Тула
Резолютивная часть решения оглашена 19 декабря 2011года.
В полном объеме решение изготовлено 22 декабря 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >
при участии лиц:
Заявители:
со стороны ТРО ОООМП «ОПОРА России»:
ТРО ОООМП «ОПОРА России» уведомлено надлежащим образом, представитель не явился,
Ответчики: со стороны ООО «Копилка»: < --- > – представитель по доверенности от 26.10.2011 № б/н,
рассмотрев дело № 68-5/01-2011 по признакам нарушения ООО «Копилка» (пр.Ленина д.104, г.Тула, 300026) подпункта а) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о регулировании торговой деятельности),
УСТАНОВИЛА
Тульское УФАС России провело проверку по заявлению ТРО ОООМП «ОПОРА России» от 02.11.2011г. вх. № 4606 хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети на территории Тульской области, на наличие признаков нарушения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
По результатам анализа документированной информации, представленной по запросу Тульского УФАС России ООО «Копилка», были выявлены признаки нарушения подпункта а) пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о регулировании торговой деятельности.
Приказом Тульского УФАС России от 06.12.2011 № 218 в отношении ООО «Копилка» возбуждено дело № 68-5/01-2011 по признакам нарушения ч. 1 ст. 13 Закона о регулировании торговой деятельности.
В ходе рассмотрения дела 19.12.2011г., изучив материалы дела и заслушав объяснения представителей ООО «Копилка», Комиссия установила следующие обстоятельства.
ООО «Копилка» является юридическим лицом, которое внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г. Тулы 17.09.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027100968113, ИНН7107059708/КПП710401001. Основном видом деятельности ООО «Копилка» является розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, дополнительным – деятельность агентов по оптовой торговле пищевыми продуктами.
ООО «Копилка» осуществляет розничную продажу продовольственных товаров посредством организации торговой сети «Семейная Копилка» в 38 торговых объектах, расположенных на территории города Тулы и Тульской области.
Статья 9 Закона о регулировании торговой деятельности содержит обязанность обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или путем предоставления запрашиваемой информации.
Как было установлено в ходе проверки, при обращениях в ООО «Копилка» потенциальных поставщиков (лично, посредством телефонной связи, письменно), дается ссылка на Интернет-сайт ОАО «ГК «Виктория» www.victoria-group.ru., которое является владельцем 100% доли в уставном капитале ООО «Копилка». На указанном сайте опубликованы критерии отбора контрагентов для последующего заключения договоров поставки. Информация предусмотренная п.1 статьи 9, представляется потенциальным контрагентам при их непосредственном обращении в печатном виде.
В представленных ООО «Копилка» «Критериях отбора контрагентов для последующего заключения договоров поставки» (далее – Критерии), содержатся положения, противоречащие антимонопольным требованиям, установленным частью 1 статьи 13 Закона о регулировании торговой деятельности запрещающим хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, создавать дискриминационные условия, в том числе создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов.
В вышеуказанном документе в экономических критериях отбора содержаться следующие положения:
- К рассмотрению принимается востребованная потребителем продукция, имеющая лидирующее положение по продажам в своей товарной категории;
- Приоритет компании, работа напрямую с производителем продукции.
Указанные положения содержат дискриминационные условия для доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов, не имеющих лидирующего положение по продажам в своей товарной категории. Также создаются непреодолимые препятствия для заключения договора поставки с лицами, не являющимися непосредственно производителями товара, т.е. оптовыми организациями.
В ходе рассмотрения дела представителем хозяйствующего субъекта, привлеченным в качестве ответчика по делу, были даны объяснения, из которых следует, что ООО «Копилка» в соответствии со статьей 506 ГК РФ, заключая договора поставки на продовольственные товары, является стороной - «Покупателем», производит отбор поставщиков товара самостоятельно.
Собственного сайта общество не имеет. При обращении в ООО «Копилка»» потенциальных поставщиков для ознакомления с условиями, которым должен соответствовать контрагент для заключения договора поставки, указывается ссылка на Интернет-сайт ОАО «ГК «Виктория».
По первому Критерию представитель ООО «Копилка» разъяснил Комиссии, что для определения «продукции, имеющей лидирующее положение по продажам в своей категории», используются отчеты Нильсона (ACNielsen - корпорация предоставляющая информацию по маркетинговым исследованиям и пр. услуги), а также собственные маркетинговые исследования потребности покупателей в магазинах «Семейная копилка» ООО «Копилка». Второй Критерий: «… приоритет компании, работа напрямую с производителями продукции» ООО «Копилка» объясняет как возможность без дополнительной наценки дистрибьютора или оптовика предложить минимальную розничную цену покупателю.
Выслушав позиции лиц, участвующих в деле, и оценив имеющиеся в деле доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункта 8 статьи 4 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами. товар.
Часть 1 статьи 13 Закона о регулировании торговой деятельности, запрещает хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети создавать дискриминационные условия, в том числе создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов.
Включение ООО «Копилка» в Критерии положений:
- К рассмотрению принимается востребованная потребителем продукция, имеющая лидирующее положение по продажам в своей товарной категории;
- Приоритет компании, работа напрямую с производителем продукции,
создает дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов, поставляющих продукцию, не имеющую лидирующее положение по продажам в своей товарной категории, дистрибьюторам и оптовым организациям и препятствует их доступу на соответствующий товарный рынок.
Как установила Комиссия из приобщенных к делу документов, ООО «Копилка» не придерживается указанных в Критериях положений о выборе поставщиков, имеющих лидирующее положение по продажам в своей товарной категории, как и о приоритете компании – работа напрямую с производителями продукции.
Это подтверждается наличием договоров, заключенных с дистрибьюторами и оптовыми организациями, а так же поставщиками продукции, не занимающей лидирующие положение в своей товарной категории. Например, 01.10.2011 ООО «Копилка» заключен договор с ООО «АВА» №571, предметом деятельности которого, согласно пункта 2.4 Устава ООО «АВА», является оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия; 01.09.2011 года ООО «Копилка» заключен договор с ООО «Торговая Компания Альянс» №564, видом деятельности которого, согласно пункта 2.3.1 Устава ООО «Торговая Компания Альянс», является оптовая торговля мукой и макаронными изделиями.
Отказов в заключении договоров поставки на основе данных положений Критериев со стороны ООО «Копилка» не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, статьей 16 Закона о регулировании торговой деятельности, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ООО «Копилка» нарушившим подпункт а) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» путем внесения в критерии отбора поставщиков дискриминационных условий, препятствующих доступу на товарный рынок хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставку продовольственных товаров в торговые сети.
2. Выдать ООО «Копилка» предписание о прекращении нарушения подпункта а) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
3. О выполнении настоящего предписания ООО «Копилка» письменно проинформировать Тульское УФАС России не позднее 23.01.2012г.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ
22 декабря 2011 года г. Тула
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: < --- >, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ст.16 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», на основании своего решения от 22.12.2011 по делу № 68-5/01-2011 о нарушении ООО «Копилка» требований подпункта а) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Копилка» прекратить нарушение подпункта а) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» путем внесения изменений в пункты Критериев отбора контрагентов для последующего заключения договоров поставки, исключив положения, создающие дискриминационные условия для поставщиков продовольственных товаров, не имеющих лидирующего положения на рынке, и контрагентов, не являющихся производителями продукции.
Данное предписание действует до 23.01.2012г.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Тульское УФАС России
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
По делу № 68-5/01-2011 по признакам нарушения ООО «Копилка» Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
19 декабря 2011 года г. Тула
Резолютивная часть решения оглашена 19 декабря 2011года.
В полном объеме решение изготовлено 22 декабря 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >
при участии лиц:
Заявители:
со стороны ТРО ОООМП «ОПОРА России»:
ТРО ОООМП «ОПОРА России» уведомлено надлежащим образом, представитель не явился,
Ответчики: со стороны ООО «Копилка»: < --- > – представитель по доверенности от 26.10.2011 № б/н,
рассмотрев дело № 68-5/01-2011 по признакам нарушения ООО «Копилка» (пр.Ленина д.104, г.Тула, 300026) подпункта а) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о регулировании торговой деятельности),
УСТАНОВИЛА
Тульское УФАС России провело проверку по заявлению ТРО ОООМП «ОПОРА России» от 02.11.2011г. вх. № 4606 хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети на территории Тульской области, на наличие признаков нарушения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
По результатам анализа документированной информации, представленной по запросу Тульского УФАС России ООО «Копилка», были выявлены признаки нарушения подпункта а) пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о регулировании торговой деятельности.
Приказом Тульского УФАС России от 06.12.2011 № 218 в отношении ООО «Копилка» возбуждено дело № 68-5/01-2011 по признакам нарушения ч. 1 ст. 13 Закона о регулировании торговой деятельности.
В ходе рассмотрения дела 19.12.2011г., изучив материалы дела и заслушав объяснения представителей ООО «Копилка», Комиссия установила следующие обстоятельства.
ООО «Копилка» является юридическим лицом, которое внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г. Тулы 17.09.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027100968113, ИНН7107059708/КПП710401001. Основном видом деятельности ООО «Копилка» является розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, дополнительным – деятельность агентов по оптовой торговле пищевыми продуктами.
ООО «Копилка» осуществляет розничную продажу продовольственных товаров посредством организации торговой сети «Семейная Копилка» в 38 торговых объектах, расположенных на территории города Тулы и Тульской области.
Статья 9 Закона о регулировании торговой деятельности содержит обязанность обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или путем предоставления запрашиваемой информации.
Как было установлено в ходе проверки, при обращениях в ООО «Копилка» потенциальных поставщиков (лично, посредством телефонной связи, письменно), дается ссылка на Интернет-сайт ОАО «ГК «Виктория» www.victoria-group.ru., которое является владельцем 100% доли в уставном капитале ООО «Копилка». На указанном сайте опубликованы критерии отбора контрагентов для последующего заключения договоров поставки. Информация предусмотренная п.1 статьи 9, представляется потенциальным контрагентам при их непосредственном обращении в печатном виде.
В представленных ООО «Копилка» «Критериях отбора контрагентов для последующего заключения договоров поставки» (далее – Критерии), содержатся положения, противоречащие антимонопольным требованиям, установленным частью 1 статьи 13 Закона о регулировании торговой деятельности запрещающим хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, создавать дискриминационные условия, в том числе создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов.
В вышеуказанном документе в экономических критериях отбора содержаться следующие положения:
- К рассмотрению принимается востребованная потребителем продукция, имеющая лидирующее положение по продажам в своей товарной категории;
- Приоритет компании, работа напрямую с производителем продукции.
Указанные положения содержат дискриминационные условия для доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов, не имеющих лидирующего положение по продажам в своей товарной категории. Также создаются непреодолимые препятствия для заключения договора поставки с лицами, не являющимися непосредственно производителями товара, т.е. оптовыми организациями.
В ходе рассмотрения дела представителем хозяйствующего субъекта, привлеченным в качестве ответчика по делу, были даны объяснения, из которых следует, что ООО «Копилка» в соответствии со статьей 506 ГК РФ, заключая договора поставки на продовольственные товары, является стороной - «Покупателем», производит отбор поставщиков товара самостоятельно.
Собственного сайта общество не имеет. При обращении в ООО «Копилка»» потенциальных поставщиков для ознакомления с условиями, которым должен соответствовать контрагент для заключения договора поставки, указывается ссылка на Интернет-сайт ОАО «ГК «Виктория».
По первому Критерию представитель ООО «Копилка» разъяснил Комиссии, что для определения «продукции, имеющей лидирующее положение по продажам в своей категории», используются отчеты Нильсона (ACNielsen - корпорация предоставляющая информацию по маркетинговым исследованиям и пр. услуги), а также собственные маркетинговые исследования потребности покупателей в магазинах «Семейная копилка» ООО «Копилка». Второй Критерий: «… приоритет компании, работа напрямую с производителями продукции» ООО «Копилка» объясняет как возможность без дополнительной наценки дистрибьютора или оптовика предложить минимальную розничную цену покупателю.
Выслушав позиции лиц, участвующих в деле, и оценив имеющиеся в деле доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункта 8 статьи 4 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами. товар.
Часть 1 статьи 13 Закона о регулировании торговой деятельности, запрещает хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети создавать дискриминационные условия, в том числе создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов.
Включение ООО «Копилка» в Критерии положений:
- К рассмотрению принимается востребованная потребителем продукция, имеющая лидирующее положение по продажам в своей товарной категории;
- Приоритет компании, работа напрямую с производителем продукции,
создает дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов, поставляющих продукцию, не имеющую лидирующее положение по продажам в своей товарной категории, дистрибьюторам и оптовым организациям и препятствует их доступу на соответствующий товарный рынок.
Как установила Комиссия из приобщенных к делу документов, ООО «Копилка» не придерживается указанных в Критериях положений о выборе поставщиков, имеющих лидирующее положение по продажам в своей товарной категории, как и о приоритете компании – работа напрямую с производителями продукции.
Это подтверждается наличием договоров, заключенных с дистрибьюторами и оптовыми организациями, а так же поставщиками продукции, не занимающей лидирующие положение в своей товарной категории. Например, 01.10.2011 ООО «Копилка» заключен договор с ООО «АВА» №571, предметом деятельности которого, согласно пункта 2.4 Устава ООО «АВА», является оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия; 01.09.2011 года ООО «Копилка» заключен договор с ООО «Торговая Компания Альянс» №564, видом деятельности которого, согласно пункта 2.3.1 Устава ООО «Торговая Компания Альянс», является оптовая торговля мукой и макаронными изделиями.
Отказов в заключении договоров поставки на основе данных положений Критериев со стороны ООО «Копилка» не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, статьей 16 Закона о регулировании торговой деятельности, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ООО «Копилка» нарушившим подпункт а) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» путем внесения в критерии отбора поставщиков дискриминационных условий, препятствующих доступу на товарный рынок хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставку продовольственных товаров в торговые сети.
2. Выдать ООО «Копилка» предписание о прекращении нарушения подпункта а) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
3. О выполнении настоящего предписания ООО «Копилка» письменно проинформировать Тульское УФАС России не позднее 23.01.2012г.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ
22 декабря 2011 года г. Тула
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: < --- >, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ст.16 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», на основании своего решения от 22.12.2011 по делу № 68-5/01-2011 о нарушении ООО «Копилка» требований подпункта а) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Копилка» прекратить нарушение подпункта а) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» путем внесения изменений в пункты Критериев отбора контрагентов для последующего заключения договоров поставки, исключив положения, создающие дискриминационные условия для поставщиков продовольственных товаров, не имеющих лидирующего положения на рынке, и контрагентов, не являющихся производителями продукции.
Данное предписание действует до 23.01.2012г.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Тульское УФАС России
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => № 68-5/01-2011
[format] =>
[safe_value] => № 68-5/01-2011
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
ООО «Копилка» выдано предписание: исключить из Положения о выборе поставщиков пункты, создающие дискриминационные условия для поставщиков продовольственных товаров, не имеющих лидирующего положения на рынке, и контрагентов, не являющихся производителями продукции.
[format] => full_html
[safe_value] =>
ООО «Копилка» выдано предписание: исключить из Положения о выборе поставщиков пункты, создающие дискриминационные условия для поставщиков продовольственных товаров, не имеющих лидирующего положения на рынке, и контрагентов, не являющихся производителями продукции.
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 4
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.
[format] => full_html
[weight] => 6
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 30
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 30
[vid] => 6
[name] => Розничная торговля
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-12-21 21:00:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-12-21 21:00:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1326576892
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Тульское УФАС России
)