Проблемы техприсоединения требуют решения

 

В Тульское УФАС России поступает значительное количество заявлений и обращений граждан, связанных с отказом ресурсоснабжающих организаций в технологическом присоединении вновь построенных домов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Часто причиной отказа является отсутствие технической возможности подключения объекта к сетям сетевой организации. Для объективного рассмотрения поступившего заявления необходимо проверить достоверность такого отказа.
До 1 марта 2014 года действовали Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. N 83), пунктом 9 которых  было установлено:

«Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологи-ческому надзору за соответствующим заключением.»

Однако, с 1 марта текущего года Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. N 1314 введены в действие Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, пунктом 26 которых проверка обоснованности отказа в выдаче технических условий возложена на Федеральную антимонопольную службу, которая готовит заключение об обоснованности (необоснованности) отказа в выдаче технических условий

Данное изменение значительно снижает эффективность реализации положений Правил 1314 с учетом следующего:

Ростехнадзор наделен правом проведения экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний (п. 101 АР*). Кроме того, на него возложены функции по обеспечению соответствия выполненных при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также соблюдение требований, предъявляемых к выдаче заключений о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - заключение о соответствии).

Результатом исполнения Ростехнадзором государственной функции является принятие мер в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.

* Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31.01. 2013 N 38).

___________

Антимонопольные органы не наделены вышеуказанными полномочиями, для проведения  экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний, позволяющих сделать вывод об обоснованности отказа в выдаче технических условий вправе привлекать экспертные и иные уполномоченные организации, что значительно увеличивает сроки рассмотрения заявлений. Кроме того, для проведения указанных мероприятий требуются значительные финансовые затраты.
В настоящее время Федеральной антимонопольной службой подготовлен проект постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по газораспределительным сетям, Правил подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям <....>".

Пункт 17 Правил подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям изложен в следующей редакции:

«Отказ заявителю в заключение договора допускается только при отсутствии технической возможности подключения, при этом отказ должен содержать имеющуюся у газораспределительной организации информацию о сроках появления технической возможности подключения в результате реализации собственных, финансируемых за счет сторонних источников, включая бюджетные, мероприятий, а также об иных возможностях газоснабжения, в том числе о возможности подключения путем заключения соглашения об уступке права на используемую мощность.

Техническая возможность подключения существует, если при подключении газопровода заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, газопроводы которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к газораспределительной сети газораспределительной организации, а также для заявителей, которым ранее были выданы не утратившие силу технические условия на подключение к газораспределительной сети, которые на момент рассмотрения заявки не завершили подключение.

В целях проверки обоснованности отказа в заключении договора, включая случаи с уступкой права на использование мощности, заявитель вправе обратиться за соответствующим заключением в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору, который направляет заявителю заключение об обоснованности (необоснованности) отказа в заключении договора в срок не позднее 30 дней со дня поступления соответствующего обращения.

После получения обоснованного мотивированного отказа в заключении договора заявитель может обратиться в газораспределительную организацию с заявлением о готовности осуществить подключение по индивидуальному проекту и возместить расходы на мероприятия, направленные на обеспечение технической возможности подключения. После получения такого заявления газораспределительная организация в течение 5 рабочих дней направляет подписанный ею проект договора в 2-ух экземплярах и технические условия, как неотъемлемое приложение к договору».