Информация Тульского УФАС России о работе по контролю законодательства о контрактной системе за 9 месяцев 2014 года

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

За период с 01.01.2014 года по 30.09.2014 года Тульским УФАС России в рамках контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе   в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд  рассмотрено 810 дел:

В том числе

- обращений о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) – 520. В 139 случаях заказчикам отказано в согласовании, выявлены нарушения Закона о контрактной системе, приняты меры реагирования.

- жалоб участников закупок на действия (бездействие) заказчиков, аукционных (конкурсных, котировочных) комиссий – 225, при рассмотрении которых выявлено 44 процедуры закупки с нарушением Закона о контрактной системе, выданы предписания об устранении таких нарушений.

Также на основании обращений участников закупок, поручений ФАС России, в том числе обращений о включении  участников закупки в Реестр недобросовестных поставщиков Тульским УФАС России проведено 65 проверок соблюдения заказчиками, комиссиями заказчиков Закона о контрактной системе. Выявлено 16 закупок, проводимых с нарушениями Закона о контрактной системе.

Таким образом, количество закупок из числа проверяемых, проведенных с нарушением Закона о контрактной системе, составило около 25 %.

Проводя анализ правоприменительной практики, сформированной Тульским УФАС России в результате осуществления контроля в сфере закупок,  можно выделить следующие типовые нарушения Закона о контрактной системе:

1. Отсутствие в документации о закупке исчерпывающего перечня требований к участникам закупки, перечня документов и сведений, которые должны содержаться в составе заявки участника закупки:

а) Так статья 31 Закона о контрактной системе предусматривает необходимость установления требований к участникам закупки. Действующая в настоящий момент редакция статьи 31 среди таких требований предусматривает обязанность заказчиков устанавливать требование  об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.

б) Если раньше Закон о контрактной системе среди обязательных требований предусматривал отсутствие в предусмотренном Законом о контрактной системе  реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки, то теперь установление такого требования является правом заказчиков.

Необходимо также обратить внимание на положения статьи 112 Закона, которые предусматривают право заказчиков устанавливать требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в соответствии с 94-ФЗ. Таким правом заказчики могут воспользоваться в течение двух лет со дня вступления в силу Закона о контрактной системе.  Однако, исходя из проанализированных документаций о закупках, такое право заказчики не реализуют, что может в итоге привести к тому, что заказчики будут вынуждены заключать контракты с  недобросовестными поставщиками, подрядчиками, исполнителями.

в) Не предъявляются требования о представлении сведений об идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона, однако без указанных данных сведений невозможно будет в дальнейшем включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения о недобросовестных участниках.

г) Не предъявляются требования о представлении декларации соответствия участника закупки обязательным требованиям, в том числе декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае проведения закупки для указанных категорий участников.

2. Установление излишних требований, как участникам закупки, так и к составу заявок таких участников:

а) Федеральным законом № 140-ФЗ от 04.06.2014 года  были внесены изменения в Закон о контрактной системе. Указанными изменениями из Закона о контрактной системе исключено положение о необходимости устанавливать требование к участникам закупки - правомочность участника закупки заключать контракт (пункт 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе). Соответственно исключена возможность устанавливать требование к представлению участниками закупок в составе заявок документов, подтверждающих правомочность заключать контракт.

б) Необоснованно возлагается на участников закупок обязанность декларирования своего не нахождения в реестре недобросовестных поставщиков.

в) Необоснованно устанавливается требование представления участниками закупки в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона  № 44-ФЗ, в то время как в извещении о проведении закупки условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами  Заказчиком не установлены.

г) Необоснованно устанавливается требование представления участниками закупки в составе второй части заявки документов, подтверждающих право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 29 Закона  № 44-ФЗ, в то время как в извещении о проведении закупки, а также в документации о закупке преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов Заказчиком не

3. Отсутствие в документации о закупке определенного срока действия контракта, что не позволяет определить срок предоставления обеспечения исполнения контракта в нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

4. Отсутствие в проекте контракта срока возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта в нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.

5. Отсутствие в проекте контракта фиксированных мер ответственности в виде штрафов как для заказчика, так и для поставщика в нарушение частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

6. Протокол рассмотрения единственной заявки не содержит решение каждого члена комиссии заказчика как о соответствии (несоответствии) заявки участника закупки, так и самого участника закупки требованиям Закона и документации. Наличие такой информации в протоколе позволит в дальнейшем дать правовую оценку действиям каждого члена комиссии при принятии им того или иного решения. При этом отказ в допуске участнику или признание заявки участника закупки должно быть мотивированным, со ссылками на положения с документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.

 

7. Ненаправление в контрольный орган сведений об уклонении поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта для рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

8. Ненаправление в контрольный орган сведений о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Случаи обязательного уведомления федеральными органами власти Тульской области Управления о заключении контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Таких случая три:

- закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе);

- закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно (пункт 9   части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе);

- заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в случае, если запрос предложений, проведенный в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона, признан не состоявшимся в соответствии с частью 19 указанной статьи (пункт 34 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе).

В указанных случаях заказчики обязаны уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

9. Нарушение порядка ведения реестра контрактов.

10. Необходимо отметить, что Федеральным законом № 140-ФЗ от 04.06.2014 года  пункт 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, регламентирующей случаи и порядок заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем) подрядчиком в случае признания несостоявшейся процедуры закупки, изложен в новой редакции, в которой ряд положений пункта уточнен и дополнен. В частности, введены положения, регламентирующие процедурные сроки, - о сроке обращения заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и о сроке заключения контракта.

Так обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования.

То есть при направлении заказчиками документов в антимонопольный орган на согласование возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчик не вправе заключать (подписывать) контракт с участником закупки до принятия (изготовления в полном объеме) контролирующим органом решения.

Федеральным законом № 140-ФЗ от 04.06.2014 года установлено, что,  в случае признания несостоявшимся запроса котировок, согласование с органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, не требуется.