Анализ состояния конкуренции на розничном рынке лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров в Тульской области по итогам 2012-2013 годов
Тульским УФАС России в соответствии с планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013 - 2014 годы был проведен анализ состояния конкуренции на розничном рынке лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров в Тульской области (в разрезе городских округов и муниципальных районов) по итогам 2012 - 2013 годов.
В процессе проведения анализа состояния конкуренции на розничном рынке лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров по итогам 2012-2013 годов был опрошен 191 хозяйствующий субъект, что составило 92,3% от общего количества лицензиатов, осуществлявших деятельность в период, соответствующий временному интервалу анализа.
Из проведенного анализа состояния конкуренции на розничном рынке лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров следует, что только в городском округе город Тула данный рынок является рынком с развитой конкуренцией. В остальных муниципальных районах и городских округах Тульской области вышеуказанные рынки являются рынками с недостаточно развитой конкуренцией или с неразвитой конкуренцией, причинами чего являются:
- снижение численности населения в сельских населенных пунктах и концентрация аптечных учреждений в центрах муниципальных образований;
- низкая платежеспособность населения и, вследствие этого, недостаточная рентабельность фармацевтической деятельности.
В соответствии с расчетными значениями уровня концентрации товарного рынка был определен уровень обеспеченности населения услугами аптечных организаций на территории Тульской области (Принято считать, что норма соотношения численности населения и количества аптечных организаций – 4-5 тыс. человек на 1 аптеку):
№ п/п | Наименование городского округа или муниципального района | Вывод об уровне концентрации товарного рынка | Численность населения, чел. | Количество аптечных организаций | Соотношение численности населения и количества аптечных организаций, чел. | Вывод об уровне обеспеченности населения услугами аптечных организаций | |||||
2012 | 2013 | 2012 | 2013 | 2012 | 2013 | 2012 | 2013 | 2012 | 2013 | ||
1 | Алексинский | Высокий | Высокий | 69742 | 68821 | 30 | 30 | 2324,73 | 2294,03 | Высокая плотность | Высокая плотность |
2 | Арсеньевский | Высокий | Высокий | 10174 | 10119 | 4 | 4 | 2543,5 | 2529,75 | Высокая плотность | Высокая плотность |
3 | Белевский | Высокий | Высокий | 20663 | 20532 | 7 | 7 | 2951,86 | 2933,14 | Высокая плотность | Высокая плотность |
4 | Богородицкий | Умеренный | Умеренный | 51378 | 51544 | 19 | 19 | 2704,11 | 2712,84 | Высокая плотность | Высокая плотность |
5 | Веневский | Высокий | Умеренный | 33147 | 32375 | 9 | 11 | 3683 | 2943,18 | Высокая плотность | Высокая плотность |
6 | Воловский | Высокий | Высокий | 13465 | 13442 | 2 | 3 | 6732,5 | 4480,67 | Недостаток аптечных организаций | Нормальная плотность |
7 | Город Донской | Высокий | Высокий | 64416 | 64314 | 23 | 25 | 2800,7 | 2572,56 | Высокая плотность | Высокая плотность |
8 | город Новомосковск | Умеренный | Умеренный | 142626 | 141159 | 39 | 42 | 3657,08 | 3360,93 | Высокая плотность | Высокая плотность |
9 | Город Тула | Низкий | Низкий | 499511 | 493813 | 192 | 208 | 2601,62 | 2374,1 | Высокая плотность | Высокая плотность |
10 | Дубенский | Высокий | Высокий | 14805 | 14796 | 3 | 4 | 4935 | 3699 | Нормальная плотность | Высокая плотность |
11 | Ефремовский | Высокий | Умеренный | 63156 | 62256 | 20 | 25 | 3157,8 | 2490,24 | Высокая плотность | Высокая плотность |
12 | Заокский | Высокий | Высокий | 22593 | 22370 | 6 | 6 | 3765,5 | 3728,33 | Высокая плотность | Высокая плотность |
13 | Каменский | Высокий | Высокий | 9383 | 9322 | 2 | 3 | 4691,5 | 3107,33 | Нормальная плотность | Высокая плотность |
14 | Кимовский | Умеренный | Умеренный | 41777 | 41001 | 19 | 18 | 2198,79 | 2277,83 | Высокая плотность | Высокая плотность |
15 | Киреевский | Умеренный | Умеренный | 74759 | 74321 | 19 | 20 | 3934,68 | 3716,05 | Высокая плотность | Высокая плотность |
16 | Куркинский | Высокий | Высокий | 10593 | 10458 | 11 | 11 | 963 | 950,73 | Высокая плотность | Высокая плотность |
17 | Ленинский | Умеренный | Умеренный | 64141 | 64099 | 15 | 17 | 4276,07 | 3770,53 | Нормальная плотность | Высокая плотность |
18 | Одоевский | Высокий | Высокий | 13235 | 13098 | 3 | 3 | 4411,67 | 4366 | Нормальная плотность | Нормальная плотность |
19 | пгт. Славный | Высокий | Высокий | 1964 | 1914 | 1 | 1 | 1964 | 1914 | Высокая плотность | Высокая плотность |
20 | Плавский | Высокий | Высокий | 27764 | 28009 | 7 | 10 | 3966,29 | 2800,9 | Высокая плотность | Высокая плотность |
21 | Рабочий поселок Новогуровский | Высокий | Высокий | 3551 | 3497 | 2 | 2 | 1775,5 | 1748,5 | Высокая плотность | Высокая плотность |
22 | Суворовский | Умеренный | Умеренный | 37039 | 36412 | 14 | 17 | 2645,64 | 2141,88 | Высокая плотность | Высокая плотность |
23 | Тепло-Огаревский | Высокий | Высокий | 12574 | 12498 | 2 | 2 | 6287 | 6249 | Недостаток аптечных организаций | Недостаток аптечных организаций |
24 | Узловский | Умеренный | Умеренно-высокий* | 84300 | 83828 | 26 | 26 | 3242,31 | 3224,15 | Высокая плотность | Высокая плотность |
25 | Чернский | Умеренный | Умеренный | 20248 | 20337 | 8 | 8 | 2531 | 2542,12 | Высокая плотность | Высокая плотность |
26 | Щекинский | Умеренно-высокий* | Умеренный | 106511 | 107343 | 25 | 26 | 4260,44 | 4128,58 | Нормальная плотность | Нормальная плотность |
27 | Ясногорский | Высокий | Высокий | 31030 | 30758 | 9 | 9 | 3447,78 | 3417,56 | Высокая плотность | Высокая плотность |
Кроме того, по итогам анализа состояния конкуренции на розничном рынке лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров были определены доли хозяйствующих субъектов на товарных рынках, определенных границами муниципальных районов и городских округов Тульской области по итогам 2012-2013 годов.
В соответствии с рассчитанными долями хозяйствующих субъектов на рынках муниципальных районов и городских округов Тульской области была проведена актуализация реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю более чем 35 процентов в результате которой
- были исключены из реестра:
1.Индивидульный предприниматель Крючкова Е.С.;
2. Муниципальное унитарное предприятие администрации муниципального образования Веневский район «Центральная районная аптека»;
3. ООО «Фирма ГИСС»;
4. Общество с ограниченной ответственностью «Оптимум+»;
5. Общество с ограниченной ответственностью «Экомед»;
6. Общество с ограниченной ответственностью «Алексинская аптека»;
7. Общество с ограниченной ответственностью «Фармед»;
8. Индивидуальный предприниматель Онисковец Алла Сергеевна;
- включены в реестр:
1. Общество с ограниченной ответственностью "ИнтерМедв географических границах городского округа пгт.Славный;
2. Дубенское районное потребительское обществов географических границах муниципального района Дубенский;
3. Индивидуальный предприниматель Полухина Лариса Михайловна в географических границах муниципального района Дубенский;
4. Индивидуальный предприниматель Воробей Ольга Михайловна в географических границах муниципального района Плавский;
5. Общество с ограниченной ответственностью «Латос» в географических границах городского округа рабочий поселок Новогуровский;
6. Общество с ограниченной ответственностью «Фармоптрос» в географических границах муниципального района Щекинский;
7. Индивидуальный предприниматель Борисова Алевтина Николаевна в географических границах муниципального района Каменский;
8. Общество с ограниченной ответственностью «ПАРАЦЕЛЬС Плюс» в географических границах муниципального района Плавский;
9. Индивидуальный предприниматель Цикалюк Александра Ивановна в географических границах муниципального района Ясногорский.
- и уточнена доля хозяйствующего субъекта Общество с ограниченной ответственностью «Лекарь» в географических границах муниципального района Каменский.