Доклад заместителя руководителя Тульского УФАС России Ворониной Г.В. на заседании «Круглого стола» 26 марта 2015 г. в Тульском филиале Финансового университета.

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Тема выступления:

 «Контроль  соблюдения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года № 44-ФЗ. Совершенствование системы закупок в 2015 году. Отчетность заказчиков, осуществляющих закупки с применением Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ»

Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников закупок и по осуществлению проверочных мероприятий

Управление в 2014 году осуществляло контроль в сфере закупок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций (далее - субъекты контроля), находящихся на территории осуществления деятельности Управления, в форме рассмотрения жалоб участников закупок, а также в форме проведения проверочных мероприятий по соблюдению субъектами контроля законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

В 2014 году в Тульское УФАС России поступила 261 жалоба  (в 2013 году – 240) на действия (бездействие) субъектов контроля, совершенные при проведении закупок.

В 2014 году Управлением по результатам рассмотрения 170 жалоб (91 жалоба не принята к рассмотрению по причине отзыва Заявителями или возврата Заявителям):

признано обоснованными 15 жалоб (9 % от рассмотренных 170 жалоб);

- выявлено 102 нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, в целях устранения которых субъектам контроля выдано 51 предписание.

Указанные предписания в количестве 51 (100%) исполнены без судебного разбирательства.

В 2014 году Тульским УФАС России по результатам проведения 755 проверочных мероприятий соблюдения субъектами контроля законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:

- выявлено 228 закупок с нарушениями;

- выдано 210 предписаний об устранении выявленных нарушений;

- исполнено без судебного разбирательства - 210 предписаний (100 %).

Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

В 2014 году в Управление поступило 88 обращений государственных и муниципальных заказчиков о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупок (размещений заказов), из них:

- 63 обращения о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупок по 44-ФЗ (49) и заказов по 94-ФЗ (14), уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта;

- 10 обращений о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов;

- 15 обращений о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.

 В 2014 году в Реестр недобросовестных поставщиков включены 16 «уклонистов» от заключения государственных или муниципальных контрактов и 25 поставщиков, с которыми государственные и муниципальные контракты расторгнуты:

- сведения о 16 участниках: закупок по 44-ФЗ (13) и заказов по 94-ФЗ (3), уклонившихся от заключения контракта, о 3 участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственных или муниципальных контрактов;

- сведения о 10 поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные и муниципальные контракты расторгнуты по решению суда;

- сведения о 15 поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.

В 2014 году Тульским УФАС России по результатам рассмотрения 49 обращений о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупок по 44-ФЗ, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, выдано 7 предписаний субъектам контроля об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Исполнено в 2014 году без судебного разбирательства 7 предписаний (100% от количества выданных предписаний).

5.4. Практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности

В 2014 году Управлением выдано 65 постановлений (61 по статье 7.30 КоАП РФ, 3 по статье 7.31 КоАП РФ и 1 по статье 7.32 КоАП РФ) о наложении административного штрафа. Общая сумма штрафов, подлежащих к взысканию с учетом судебных решений, составила 419 тысяч рублей.

В 2014 году исполнено 81 постановление о наложении штрафа, из которых 22 о наложении административного штрафа, вынесенных Управлением в 2013 году. Общая сумма уплаченного в 2014 году штрафа составила 728 тысяч рублей.

Наиболее часто встречающиеся административные нарушения в сфере закупок:

- отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

- утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

- отклонение заявки на участие в запросе котировок, по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в запросе котировок соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

- несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Типичные нарушения при размещении закупок по результатам рассмотрения жалоб и проведения проверочных мероприятий

1.    Нарушение части 5 статьи 67 Закона при рассмотрении первых частей заявок участников закупки (необоснованный отказ участнику закупки в допуске к участию в закупке на основании пп. 1 п. 4. ст. 67 Закона (непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66  Федерального закона, или предоставление недостоверной информации).

При рассмотрении первых частей заявок участника закупки в случае возникновения сомнений в достоверности указания участником закупки той или иной характеристики предлагаемого к поставке товара Единая комиссия Заказчика руководствуется информацией с официального сайта Производителя.

В ряде случаев информация с сайта производителя не может быть признана достаточной и допустимой для обоснования  вывода о несоответствии технических характеристик предлагаемого к поставке товара потребностям заказчика и положениям документации. Информация, размещенная на сайте производителя, носит информационно-рекламный характер, сам сайт не может быть отнесен к категории официальных, а у собственника сайта отсутствует обязанность размещать на нем всю техническую информацию о товарах.

В качестве допустимых доказательств позиции Единой комиссии заказчика могут быть приняты официальные запросы производителям и официальные ответы производителей и дилеров, экспертные заключения.

Меры реагирования антимонопольного органа  на действия Единой комиссии заказчика, связанные с неправомерным отказом в допуске к участию в закупке по причине указания недостоверных сведений в отношении характеристик предлагаемых к поставке товаров при отсутствии у Единой комиссии надлежащей доказательственной базы (надлежащих доказательств недостоверности характеристик):

антимонопольный орган на основании пункта 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ выдает Единой комиссии заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения части 5 статьи 67  Закона путем отмены протокола  рассмотрения первых частей заявок электронного аукциона, протокола подведения итогов электронного аукциона и проведения процедуры рассмотрения первых частей заявок в соответствии с положениями статьи 67 Закона.

2.      Нарушение части 4 статьи 67, пункта 3 части 1 статьи 71 Закона в их взаимосвязи.

В ряде случаев заявка на участие в электронном аукционе, поданная участником закупки, по отдельным позициям не соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе  и положениям Закона, однако Единая комиссия заказчика принимает решение о признании заявки на участие в закупке надлежащей, соответствующей требованиям документации, в то время как участнику должно быть отказано в допуске к участию в данной закупке.

В соответствии с частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказ в допуске к участию в аукционе, отстранение участника закупки от участия в аукционе (отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

3.    Нарушение пункта 2 части 6 статьи 67 Закона.

       Единая комиссия заказчика допустила нарушение пункта 2 части 6 статьи 67 Закона (в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе  не указала положения документации об электронном аукционе, которым не соответствуют заявки на участие в аукционе, а также положения названных заявок на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об электронном аукционе).

4.    Нарушения требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, допущенные Заказчиками при утверждении после 04.06.2014 года документации о закупке в форме электронного аукциона:

-   документация о закупке, размещенная Заказчиком на Официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов. Данное действие нарушает часть 4 статьи 4, часть 5 статьи 112 Закона о контрактной системе;

в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона из содержания документации об электронном аукционе в целом не представляется возможным определить объем услуг, оказание которых необходимо в рамках контракта, заключаемого по итогам электронного аукциона, непосредственно (лично) исполнителем, при условии, что привлечение соисполнителей для выполнения охранных услуг по условиям данной документации об электронном аукционе недопустимо. Нарушение при формировании документации об электронном аукционе положений пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона может привести к невозможности однозначного толкования отдельных положений такой документации и, соответственно, ущемлению прав и законных интересов участников данной закупки;

в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона, Заказчик допускает технические ошибки в закупочной документации при формировании показателей, соответствующих потребности Заказчика в приобретаемом товаре (потребительские свойства товара, функциональные характеристики);

- в нарушение части 3 статьи 7 Закона (информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной), Заказчик разместил на Официальном сайте информацию  в извещении  о проведении электронного аукциона, не соответствующую информации, установленной в  документации об электронном аукционе, нарушил часть 3 статьи 7 Закона;

- установление Заказчиком в документации излишнего требования к участникам закупки «правомочность участника закупки заключать контракт», что является нарушением части 6 статьи 31 Закона, так как пункт 2 части 1 статьи 31 Закона утратил силу;

- Заказчиком не включено в документацию об электронном аукционе (проект контракта) условие о том, что цена контракта «является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта», что является нарушением части 2 статьи 34 Закона;

- Заказчиком не включено в документацию об электронном аукционе (проект контракта) условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, что является нарушением части 27 статьи 34 Закона;

- в документации об электронном аукционе Заказчиком установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: «документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 2 части 1 Федерального закона РФ от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, или копии этих документов, в то время как пункт 2 части 1 статьи 31 Закона утратил силу, что является нарушением части 6 статьи 66 Закона;

- в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона, в документации об электронном аукционе Заказчиком установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального, исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона, так как указанное требование не соответствует формулировке, содержащейся в пункте 1 части 5 статьи 66 Закона.

- в нарушение части 6 статьи 66 Закона, в документации об электронном аукционе Заказчиком установлено, что в составе второй части заявки на участие в аукционе участник закупки обязан представить, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям документации, или копии этих документов (правомочность участника закупки заключать контракт), в то время как пункт 2 части 1 статьи 31 Закона утратил силу;

- в нарушение части 6 статьи 66 Закона, в документации об электронном аукционе Заказчиком установлено, что в составе второй части заявки на участие в аукционе участник закупки обязан представить документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28-30 Федерального закона № 44-ФЗ, или копии этих документов, в то время как учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта, в извещении и документации об электронном аукционе преимущества в соответствии со статьями 28 - 29 Закона Заказчиком не установлены, равно как Заказчиком не установлено ограничение в отношении участников закупки, предусмотренное частью 3 статьи 30 Закона, в соответствии  с которым участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации;

- в нарушение требований пункта 11 части 1 статьи 64 Закона в документации об электронном аукционе отсутствует информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о данном аукционе.

             Меры реагирования антимонопольного органа  на действия Заказчика, связанные с разработкой и утверждением закупочной документации, не соответствующей требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ:

антимонопольный орган на основании пункта 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ выдает Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона путем внесения изменений в документацию о закупке с продлением сроков подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Совершенствование контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в 2015 году

           В конце 2014 года в Закон о контрактной системе были внесены поправки тремя федеральными законами от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 31.12.2014 № 498-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ.

           Федеральный закон от 31.12.2014 № 498-ФЗ предоставил заказчикам право изменять условия контрактов.

Изменение условий контрактов

           Редакция ст. 95 (до 1 января 2015 года) Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ (далее – Закон) позволяла изменять условия контракта только в ограниченном числе случаев, предусмотренных частью 1 статьи 95 Закона, а именно:

«Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

        Федеральный закон от 31.12.2014 № 498-ФЗ предоставил заказчикам право изменять условия контрактов. Появилась возможность изменять условия контракта без учета оснований, указанных в части 1 статьи 95 Закона, однако только при соблюдении следующих условий:

  1. Срок исполнения обязательств по контракту должен быть  в 2015 году (если контракт действует до 1 апреля 2016 года, внести изменения нельзя);
  2. Изменять можно срок, цену, количество товаров, работ и услуг (Изменить условие о качестве товара не получится);
  3. Изменений условий контракта допускается только по соглашению сторон;
  4. Контракт может быть изменен только в порядке, предусмотренном Правительством РФ.

Положения части 1.1 статьи 95 (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 498-ФЗ) не применяются с 1 января 2016 года.

В 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта (часть 1.1 введена Федеральным законом от 31.12.2014 № 498-ФЗ).

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 года № 198 «Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 году» (действует до 1 января 2016 года).

         В 2015 году заказчики получили право предоставлять отсрочку по уплате неустоек или вовсе списывать начисленную неустойку. Данное правило действует только в 2015 году.

Согласно части 6. статьи 34 Закона,  в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ)

 В 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) (часть 6.1 введена Федеральным законом от 31.12.2014 № 498-ФЗ).

  Положения части 6.1 статьи 34 (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 498-ФЗ) не применяются с 1 января 2016 года.

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 года № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)

 

В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.

2. Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), указанных в пункте 1 настоящего постановления, допускается по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, условия которых изменены в 2015 году в соответствии с частью 1.1 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляются заказчиком в следующем порядке:

а) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней);

б) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик:

предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;

осуществляет списание 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;

в) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 20 процентов цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года.

4. Заказчик уведомляет в письменной форме поставщика (подрядчика, исполнителя) о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлении списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

5. Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 3 настоящего постановления распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется путем списания с учета задолженности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.

6. Настоящее постановление действует до 1 января 2016 г.

 В 2015 году заказчик вправе в соответствии с частью 2.1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе в определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 года № 199 случаях не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - контракт) в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, а именно:

проведение конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации;

проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;

проект контракта содержит условие о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта Российской Федерации, муниципального образования в учреждениях Центрального банка Российской Федерации;

проект контракта предусматривает выплату авансовых платежей в размере не более 15 процентов цены контракта при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями, при осуществлении закупок для обеспечения соответственно нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, а также проведение заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70 процентов цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями, при осуществлении закупок для обеспечения соответственно нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд и проведение полного расчета только после приемки заказчиком всех предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и полного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) иных обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением гарантийных обязательств);

участник закупки является бюджетным учреждением или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25 процентов начальной (максимальной) цены контракта.

     В 2015 году в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» установлено следующее:

1. К участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1 к Постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к Постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99.

2. Установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно Приложению № 2 к Постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными Приложением № 2 к Постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99.

Отчетность Заказчиков

  1. Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (часть 4 статьи 30 Закона)

Составляется по итогам 2014 года.

Заказчик обязан составить и до 1 апреля 2015 года разместить такой отчет в единой информационной системе.

В отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

       Согласно части 1 статьи 30 «Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках» Закона Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок путем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

1.1. При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

4) работ в области использования атомной энергии;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

4. В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

 

Порядок подготовки отчета, указанного в части 4 статьи 30 Закона, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 года № 238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменений в положение о межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории РФ на основе проектного финансирования».

      Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

ПРАВИЛА

ПОДГОТОВКИ ОТЧЕТА ОБ ОБЪЕМЕ ЗАКУПОК У СУБЪЕКТОВ

МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ

НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЕГО РАЗМЕЩЕНИЯ В ЕДИНОЙ

ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ

        Подготовка отчета осуществляется:

а) государственными (муниципальными) заказчиками;

б) бюджетными учреждениями в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона.

         Подготовка отчета и его составление осуществляются по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 г. N 238 "О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования", и в соответствии с требованиями к заполнению формы согласно приложению.

Отчет по итогам отчетного года в форме электронного документа подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в единой информационной системе и до 1 апреля 2015 года размещается  в единой информационной системе.

До ввода в эксплуатацию единой информационной системы отчет размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг (далее - официальный сайт).

Датой составления отчета является дата размещения отчета в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте. При этом информация, содержащая государственную тайну, не указывается в отчете и не размещается в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте.

Отчет хранится в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте в течение срока, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об архивном деле.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 года № 238 содержит Требования к заполнению формы отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также Форму отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

 

  1. Отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения.

 

            Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1093 « О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения» вступило в силу с 1 января 2014 года.

 

Отчет размещается заказчиком в единой системе (на Официальном сайте) в течение 7 рабочих дней со дня:

а) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;

б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;

в) расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя (далее - исполнитель) либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Подготовка отчета осуществляется уполномоченными работниками контрактной службы или контрактным управляющим заказчика по форме отчета.

Формирование отчета осуществляется в том числе с использованием информации, размещенной в единой системе, а также информации, содержащейся в реестрах, классификаторах и справочниках единой системы и иных информационных системах, работниками контрактной службы или контрактным управляющим заказчика.

Отчет в форме электронного документа подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в единой системе.

Датой составления отчета является дата размещения отчета в единой системе.

Для отчета, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, датой составления является дата подписания отчета руководителем контрактной службы или контрактным управляющим заказчика.

При формировании отчета о результатах исполнения отдельного этапа исполнения контракта информация заполняется в соответствующих графах отчета нарастающим итогом с начала года, в котором осуществляется исполнение отдельного этапа, на дату исполнения отдельного этапа исполнения контракта.

В случае если срок исполнения контракта превышает финансовый год, информация об исполнении контракта в целом заполняется в соответствующих графах отчета за весь срок его исполнения (по годам).

Отчет в целом и отчет о результатах исполнения отдельного этапа исполнения контракта хранятся в единой системе в течение срока, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об архивном деле.

Отчет и документы в электронной форме, предусмотренные частью 10 статьи 94 Федерального закона, подлежат размещению в единой системе.

Указанные отчет и документы размещаются в единой системе в виде файлов, обеспечивающих возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающих после их сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста (электронный вид), или файлов с графическим образом оригинала документа (графический вид). При этом такие файлы должны быть подписаны электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика.

Отчеты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, не размещаются в единой системе.

Информация, предусмотренная графами 1 - 3 и 5 раздела I, графами 1, 3, 4 и 6 - 8 раздела II, графами 3 и 5 раздела III, графой 5 раздела IV и графой 3 раздела V формы отчета, должна соответствовать информации и документам, содержащимся в реестре контрактов.

Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1093 « О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения» содержит Порядок подготовки отчета и форму Отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения.