Доклад председателя комитета ТО по предпринимательству и потребительскому рынку Лапаевой Т.В. на заседании комиссии по вопросам конкуренции при правительстве Тульской области 26.06.2015

В рамках реализации «дорожной карты»  по содействию развитию конкуренции в Тульской области комитетом Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку

- утвержден  ведомственный план по выполнению мероприятий, направленных на содействие развитию конкуренции в розничной торговле, 

- создана   рабочая группа, 

- на сайте комитета создан раздел «Государственное регулирование торговой деятельности и развитие конкуренции», где размещена информация, касающаяся исполнения дорожной карты  (ведомственный план, приказы, информация о развитии конкуренции в розничной торговле и т.д.).

Ведомственный план мероприятий, направленных на содействие развитию конкуренции в розничной торговле, предусматривает:

- организацию и проведение мониторинга обеспеченности населения Тульской области площадью торговых объектов,

- проведение мониторинга цен  на социально значимые продовольственные товары,

- стимулирование развития товаропроводящей инфраструктуры,

- содействие развитию предприятий торговли малых форматов.

 

Анализ целевых показателей рынка розничной торговли, определенных  «дорожной картой» по содействию развитию конкуренции в Тульской области показывает следующее.

Обеспеченность населения Тульской области площадями торговых объектов за 2014 год  составила
773,1 кв.м. на 1 тыс. человек и превысила установленный норматив на 53,4 %. Таким образом, фактическое значение показателя превысило его целевое значение в 1,3 раза.

По оперативным данным за 1 полугодие 2015 года обеспеченность населения Тульской области площадями торговых объектов выше нормативаобеспеченности на
54,0 %, то есть фактическое значение показателя за первую половину 2015 года превысило его целевое значение в 1,2 раза.

Превышение целевого показателя произошло в основном за счет открытия магазинов сетевых торговых компаний (их количество возросло на 20 %, только сетевых продовольственных магазинов открыто более  70, торговая площадь за год возросла на 12 %).

Необходимо отметить, что обеспеченность населения площадями торговых объектов вовсех муниципальных образованиях превышает установленный норматив обеспеченности. Наиболее высокое превышение норматива обеспеченности в р.п. Новогуровский (в 2,3 раза), городе Новомосковске, п.г.т. Славном (в 1,9 раз), Куркинском районе (в 1,8 раз), городе Туле (в 1,7 раз).

Темп роста числа предприятий современных форматов торговли, числа предприятий торговли малых форматов в 2014 году остался на уровне запланированного и составил 103,0 и 102,3 % соответственно.

Количество ярмарочных площадок, рынков и некапитальных торговых комплексов в 2014 году превысило целевой показатель на 5,8 % и составило 55 единиц (целевой показатель – 52), на текущий момент их число составляет 53 единицы и превышает целевой показатель на 1,9 %.

В области работают  порядка 11,7 тысяч предприятий розничной торговли, функционируют 10 рынков  и постоянной основе организована работа ярмарок на 39 площадках.

Количество созданных торговых мест на действующих рынках и ярмарках составляет более 7,6 тысяч торговых мест,  позволяет удовлетворить все поступающие заявки и предоставлять их максимально широкому кругу лиц.

Количество ярмарок будет увеличено. В областном центре в мае текущего года дополнительно организовано  2 ярмарочные площадки, с июля по октябрь 2015 года  планируется организовать 2 сезонные ярмарки. Кроме того, 16 администраций муниципальных образований готовы предложить дополнительные площадки для организации ярмарочной торговли.

В целях популяризации и развития ярмарочной торговли на территории Тульской области на сайте комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку и на портале открытых данных правительства Тульской области размещена единая региональная справочная общедоступная система ярмарочных площадок.

Данная система позволяет узнать место, время, сроки проведения ярмарочной торговли и условия участия в ней, а также получить информацию о потенциальных ярмарочных площадках.

На территории региона работает  29 торговых сетей, реализующих продовольственные и непродовольственные товары. Из крупных сетевых торговых компаний в Тульской области работают сети «Магнит», «Пятерочка», «Дикси» «СПАР», «Легкий шаг», «Алекс», «Центробувь», «Орхидея-парфюм» и другие.

Основными тенденциями последних лет является интенсивное строительство крупных торговых и торгово-развлекательных центров и  перемещение покупательского спроса населения с рынков и других объектов внемагазинной торговли в стационарную сеть.

По данным Туластата, розничные торговые сети формировали в 2014 году 28% общего объема оборота розничной торговли, за январь – март 2015 их доля в обороте составила 30,0 %.

Для сравнения в целом Российской Федерации этот показатель составил 23 %, по Центральному Федеральному округу – 24 %.

Необходимо отметить, что действующая в регионе розничная торговая сеть достаточно развита и  представлена торговыми предприятиями различных форматов.

Таким образом, состояние конкурентной среды и развитие конкуренции на рынке розничной торговле высокое.