Работа Тульского УФАС по внедрению Стандарта развития конкуренции в регионе (Отчет о реализации специализации за 2015 год)

По инициативе Тульского УФАС распоряжением губернатора Тульской области от 07.05.2013 года №516-р «О создании комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства Тульской области» была образована вышеназванная Комиссия, утверждёны её состав и Положение о комиссии.

Председателем Комиссии утверждён – первый заместитель губернатора Тульской области – председатель правительства Тульской области Андрианов Ю.М.. Заместителем председателя Комиссии утверждён руководитель Тульского УФАС – Елагин Ю.В.

Работа по внедрению Стандарта развития конкуренции в Тульской области в 2015 году продолжалась в рамках деятельности Комиссии с учётом рекомендаций ФАС России.

07.04. 2015 года  правительством Тульской области внесены изменения в положение об органе исполнительной власти Тульской области, – министерстве экономического развития Тульской области, определенного уполномоченным органом по содействию развитию конкуренции. Положение дополнено функцией следующего содержания: – «26) осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти Тульской области по содействию развитию конкуренции в Тульской области».

В коллегиальном органе для рассмотрения вопросов содействия развитию конкуренции в регионе – Комиссии по вопросам конкуренции, торговой деятельности и развития малого и среднего предпринимательства при правительстве Тульской области, в соответствии с рекомендациями ФАС, расширено представительство бизнес-структур, налажено рабочее взаимодействие с сотрудниками территориального антимонопольного органа, которые принимают участие в заседаниях Комиссии и в рабочих группах на регулярной основе.

В 2014 году утвержден перечень социально значимых рынков. При формировании перечня учтены требования Стандарта, в том числе информация, представленная УФАС России по Тульской области с результатами анализа товарных рынков области и антимонопольного контроля. В продолжение работы по данному направлению в феврале 2015 года по каждому рынку в рамках «Дорожной карты», утверждены конкретные планы мероприятий по развитию конкуренции на этих рынках, установлены целевые показатели.

Распоряжением правительства Тульской области от 13.02.2015 № 104-р утвержден План мероприятий ("Дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в Тульской области, в качестве инструмента планирования деятельности органов исполнительной власти Тульской области по созданию условий для развития конкуренции на приоритетных, социально значимых рынках товаров, работ, услуг в Тульской области. План разработан с учетом предложений органов исполнительной власти Тульской области, Управления ФАС России по Тульской области.

Планом мероприятий («дорожной картой»), в целях повышения уровня осведомлённости субъектов предпринимательской деятельности, потребителей товаров и услуг о состоянии конкурентной среды, Тульское УФАС определено ответственным за размещение  официальной информации в сети Интернет об общем состоянии конкуренции и конкурентной среды на приоритетных рынках, информирование предпринимателей об упрощении деятельности в рамках антимонопольного регулирования, о совершенствовании антимонопольной политики. Готовятся изменения в «дорожную карту» с учетом требований Правительства Российской Федерации.

Также выполнены и другие требования Стандарта. Установлено, что мониторинги ситуаций на приоритетных рынках подаются в уполномоченный орган ежеквартально, а обобщающий документ готовится, начиная с декабря  текущего года.

Сформированы общественные советы по контролю за деятельностью субъектов естественных монополий. Продолжается поиск наиболее эффективных организационных форм этого контроля.

Повышение уровня информированности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг о состоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развитию конкуренции в регионе, реализуется системно, различными органами власти, Общая информация размещается на сайте правительства Тульской области.

Таким образом, в Тульской области в результате системной последовательной работы, взаимодействия всех уровней власти требования Стандарта внедрены в полном объёме, со значительным опережением сроков, утвержденных Правительством Российской Федерации. При этом Тульский регион, не относился к числу «пилотных регионов» по внедрению Стандарта. Такого результата удалось достичь, только благодаря постоянному вниманию за реализацией намеченных планов со стороны правительства Тульской области, поддержке последним инициатив УФАС, изучению и применению позитивного опыта и рекомендаций ФАС России, «пилотных регионов», Агентства стратегических инициатив, Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. Представители Тульской области, включая сотрудников Тульского УФАС, принимали активное участие в большинстве мероприятий, проводимых указанными структурами по вопросам развития конкуренции.

С учетом имеющегося опыта по данному направлению специализации, Управление полагает необходимым сделать некоторые промежуточные выводы:

-в сравнении с ранее существовавшими региональными Программами развития конкуренции, работа в рамках Стандарта проводится более динамично, реалистично и системно;

-последовательное сопровождение «проекта» Федеральной антимонопольной службой дало положительный результат, – реакция властных органов и предпринимаемые шаги по развитию конкуренции, стали более эффективными. На наш взгляд удалось уйти от «кампанейщины» при внедрении Стандарта;

-однако, по мнению Управления, в нашем регионе не удалось добиться формирования стабильного подготовленного коллектива единомышленников, профессионально работающих над проблемами развития конкурентных рынков. При выработке управленческих решений органами власти, доминируют, административные подходы. Мы считаем, что для совершенствования работы по развитию конкуренции, необходимо проводить обучение как постоянно закреплённых за этим направлением служащих органов власти, так и руководителей. Необходимо рекомендовать органам власти формирование референтных групп по конкуренции (по аналогии с государственными закупками, в которых определены контрактные службы).

В конечном итоге важно не допустить снижения темпов работы органов власти, поскольку внедрение Стандартов это только первый шаг на пути совершенствования механизмов развития конкуренции в Российской Федерации.