Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) в Тульской области за 2015 год

Сфера деятельности: Электроэнергетика

1. Общие положения

1.1. Основание и цель исследования

Основанием для проведения анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) в Тульской области (далее по тексту – Анализ) является пункт 2.2 Перечня товарных рынков для ежегодного обследования ФАС России, утвержденного приказом ФАС России  от 18.12.2014 № 790/14 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015 – 2016 годы».

Целью проведения Анализа является установление доминирующего положения энергосбытовых организаций (в том числе гарантирующих поставщиков электрической энергии (мощности), осуществляющих деятельность на территории Тульской области.

Анализ проводился в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее по тексту – Порядок), а также методических  рекомендаций по проведению анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) в 2015 году (далее по тексту – Методические рекомендации), направленных в адрес территориальных органов ФАС России письмами от 21.12.2015 № ВК/73512/15.

 

1.2. Источники исходной информации

В качестве источников исходной информации при проведении Анализа использованы:

- сведения о членах партнерства, извлеченные с сайта НП «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью», в части хозяйствующих субъектов Тульской области, входящих в Палату продавцов электроэнергии, Палату покупателей электроэнергии и Палату экспертов;

- сведения, представленные Туластатом в части хозяйствующих субъектов, включенных в Статрегистр Росстата по Тульской области по основному виду деятельности «производство электроэнергии»;

- сведения, представленные Туластатом в части хозяйствующих субъектов, включенных в Статрегистр Росстата по Тульской области по основному виду деятельности «торговля электроэнергией»;

- сведения, представленные хозяйствующими субъектами Тульской области, осуществлявшими деятельность по производству электрической энергии на территории Тульской области  в 2015 году;

- сведения, представленные хозяйствующими субъектами Тульской области, осуществлявшими деятельность по купле-продаже (торговле) электрической энергии (мощности) на территории Тульской области в 2015 году;

- сведения, представленные хозяйствующими субъектами Тульской области, осуществлявшими деятельность по передаче электрической энергии (мощности) на территории Тульской области в 2015 году.

 

2. Временной интервал исследования розничного рынка электрической энергии (мощности)

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик розничного рынка электрической энергии (мощности), которые сложились до момента проведения исследования, Анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования розничного рынка электрической энергии (мощности), в соответствии с Методическими рекомендациями, является 2015 год.

 

3. Продуктовые границы розничного рынка: «электрическая энергия (мощность)»

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, предварительное определение товара, необходимое для установления продуктовых границ товарного рынка,  может быть проведено на основе:

- условий договора, заключенного в отношении товара;

- нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

- общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1.1) (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст) введен раздел Е «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», имеющий код группировки вида экономической деятельности 40.13.2 «Торговля  электроэнергией»,  который предусматривает в соответствии с подразделом ЕА:
- продажу электроэнергии потребителям;

- деятельность посредников и агентов, которые организуют сделки по продаже электроэнергии, передаваемой по распределительным системам, управляемым другими лицами.

Установленные продуктовые границы включают в себя исключительно такой товар, как электрическая энергия, которая по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.

Кроме того, поскольку производство, купля-продажа и потребление электрической энергии осуществляется одновременно с мощностью, невозможно рассматривать рынок электрической энергии и рынок мощности отдельно, рынок электрической энергии (мощности) в данном случае является единым.

Таким образом, в соответствии с Методическими рекомендациями продуктовыми границами товарного рынка является «электрическая энергия (мощность)».

4. Географические границы розничного рынка электрической энергии (мощности)

Географические границы товарного рынка, согласно пункту 4.1 Порядка, определяются границами территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Таким образом, для установления географических границ рынка в первую очередь необходима идентификация приобретателя (приобретателей) на данном товарном рынке.

В данном случае, руководствуясь пунктом 5.4 Порядка, а также учитывая, что приобретение услуги (покупка электрической энергии и мощности) возможно для приобретателя только при наличии у него энергопринимающего устройства, подключенного к электрической сети, в качестве критерия выбора группы приобретателей использована принадлежность приобретателя к региону продаж, а именно, местонахождение приобретателя (энергопринимающего устройства приобретателя) в Тульской области в пределах территориальных границ балансовой принадлежности электрических сетей, по которым приобретатель получает (имеет возможность получить) приобретенную им у энергосбытовых организаций электрическую энергию.

Согласно Методическим рекомендациям географические границы товарного рынка электрической энергии (мощности) должны соответствовать границам зон деятельности хозяйствующих субъектов, которым присвоен статус гарантирующего поставщика в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442.

Согласно Методическим рекомендациям, если на территории субъекта Российской Федерации осуществляют деятельность несколько энергосбытовых компаний, которым присвоен статус гарантирующего поставщика, географическими границами  деятельности данных компаний являются границы, определенные уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации  в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 198 Основных положений, гарантирующими поставщиками со дня вступления в силу Основных положений являются организации, которые на эту дату имеют присвоенный им в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке статус гарантирующего поставщика, а именно:

- назначенные в 2006 году гарантирующими поставщиками акционерные общества энергетики и электрификации и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации акционерных обществ энергетики и электрификации, либо организации, которые получили статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности указанных гарантирующих поставщиков до дня вступления в силу Основных положений;

- назначенные в 2006 году гарантирующими поставщиками энергоснабжающие организации, осуществлявшие поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн. кВт·ч в год для снабжения граждан и (или) финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней потребителей, энергопринимающие устройства которых были присоединены к принадлежащим таким организациям на праве собственности или ином законном основании электрическим сетям, либо энергосбытовые организации, которые в порядке правопреемства или на ином законном основании приобрели права и обязанности таких энергоснабжающих организаций по договорам энергоснабжения и получили статус гарантирующего поставщика, если при этом такие энергоснабжающие (энергосбытовые) организации не утратили этот статус с 1 января 2010 г. в связи с невыполнением требования законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о получении до 1 января 2010 г. права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, либо организации, которые получили статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности указанных гарантирующих поставщиков до дня вступления в силу Основных положений;

- назначенные в 2006 году гарантирующими поставщиками энергосбытовые организации, принявшие на себя на основании соглашения с единым хозяйствующим субъектом на железнодорожном транспорте обязательства по снабжению электрической энергией потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании указанному единому хозяйствующему субъекту, если при этом такие энергосбытовые организации не утратили статус гарантирующего поставщика с 1 января 2010 г. в связи с невыполнением требования законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о получении до 1 января 2010 г. права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, либо организации, которые получили статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности указанных гарантирующих поставщиков до дня вступления в силу Основных положений;

- назначенные гарантирующими поставщиками в 2006 году хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, технологически не связанные с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, если потребители, энергопринимающие устройства которых присоединены к таким объектам, не имели договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с организациями, указанными в абзацах втором - четвертом пункта 198 Основных положений, либо организации, которые получили статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности указанных гарантирующих поставщиков до дня вступления в силу Основных положений;

- энергосбытовые организации, определенные актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и осуществляющие энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис».

Границами зон деятельности каждого из таких гарантирующих поставщиков являются границы, закрепленные за соответствующим гарантирующим поставщиком в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке на день вступления в силу Основных положений.

Гарантирующими поставщиками с 1 октября 2012 г. являются указанные организации, которые не утратили статус гарантирующего поставщика в соответствии с пунктом 229 Основных положений. При этом границами зон деятельности каждого из таких гарантирующих поставщиков являются границы, закрепленные за соответствующим гарантирующим поставщиком в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке на день вступления в силу настоящего документа с учетом их изменения в соответствии с пунктом 229 Основных положений.

В случае, если энергосбытовая организация не наделена статусом гарантирующего поставщика, географические границы товарного рынка устанавливаются в пределах территории (города, муниципального образования, поселка и др.) по границам балансовой принадлежности соответствующих электрических сетей или по точкам (группам точек) поставки, зарегистрированным на оптовом рынке электрической энергии.    

В случае осуществления  деятельности на территории субъекта Российской Федерации нескольких энергосбытовых организаций, наделенных статусом гарантирующих поставщиков с отличающимися друг от друга территориально зонами деятельности, розничный рынок электрической энергии в пределах региона делится на соответствующие рынки с различными географическими границами в пределах муниципальных районов.

Постановлениями комитета Тульской области по тарифам от 26.03.2014 № 12/1, от 14.02.2013 № 6/1, от 30.01.2015 № 4/1,Постановлением департамента Тульской области по тарифам от 12.10.2006 № 25/9, Приказом Министерства энергетики РФ от 23.12.2013 № 911, установлены зоны деятельности гарантирующих поставщиков на территории Тульской области.

Таким образом, на территории Тульской области помимо регионального розничного рынка электрической энергии, географические границы которого определяются административными границами Тульской области, могут быть выделены также розничные рынки электрической энергии, географические границы которых определяются зонами деятельности гарантирующих поставщиков в пределах муниципальных образований Алексинский район и Новомосковский район Тульской области.

 

5. Состав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на розничном рынке электрической энергии (мощности)

Согласно пункту 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Для определения состава хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) на определенных выше розничных рынках, были проанализированы сведения за 2015 год:

- о хозяйствующих субъектах Тульской области, являющихся участниками оптового рынка электрической энергии;

- о хозяйствующих субъектах Тульской области, наделенных статусом гарантирующего поставщика;

- о хозяйствующих субъектах Тульской области, осуществляющих производство электрической энергии (мощности);

- о хозяйствующих субъектах, использующих (заключивших договоры на передачу электрической энергии) электрические сети сетевых организаций Тульской области для передачи потребителям поставляемой ими электрической энергии.

В результате вышеуказанного анализа составлен перечень хозяйствующих субъектов, осуществлявших деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии (мощности) в Тульской области в 2015 году (таблица 2).

Согласно пункту 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, следует считать достаточным, так как выполняется следующее условие:

- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

В данном случае в качестве покупателей рассматриваются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии. Данная сфера деятельности  относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий и подлежит государственному регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

В целях проведения данного анализа были опрошены 69 хозяйствующих субъектов, которым Комитетом по тарифам Тульской области на 2015 год был утвержден тариф по передаче электрической энергии на территории Тульской области.

В соответствии с Методическими рекомендациями в состав хозяйствующих субъектов, действующих на розничном рынке электрической энергии (мощности), включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах электрическую энергию (мощность) в пределах определенного временного интервала исследования.

Так, в состав хозяйствующих субъектов исследуемого товарного рынка включаются:

- гарантирующие поставщики;

- независимые энергосбытовые организации;

- производители электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности).

На основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых и географических границ розничного рынка электрической энергии (мощности), определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рынке, для которых устанавливались позволяющие их идентифицировать данные:

- полное наименование (с указанием организационно-правовой формы);

- адрес (место нахождения).

Согласно пункту 5.4 Порядка для хозяйствующих субъектов, действующих на указанном товарном рынке, определялось также:

- принадлежность к группе лиц;

- приобретатели товара либо регионы продаж данного товара;

- наличие собственного производства данного товара.

Анализ представленных от хозяйствующих субъектов сведений показал, что в территориальных границах Тульской области в 2015 году не имеется хозяйствующих субъектов, входящих в одну группу лиц в понимании части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», регионом продаж являлась Тульская область, а собственное производство электрической энергии (мощности) отсутствовало.

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

В соответствии с Методическими рекомендациями расчет общего объема электрической энергии за исследуемый период в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей энергосбытовых организаций и производителей электрической энергии (мощности) на розничном рынке производился на основании объема продаж (поставок) в натуральном выражении (кВт.ч).

Согласно пункту 6.2 Порядка объем розничного рынка электрической энергии (мощности) определялся как сумма объемов продажи (поставки) электрической энергии (мощности) энергосбытовыми организациями (в том числе гарантирующими поставщиками), производителями электрической энергии (мощности) на розничном рынке, осуществляющими деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии (мощности) в соответствующих географических границах. При этом не допускался повторный учет одного и того же товара.

Согласно пункту 6.3 Порядка доля хозяйствующего субъекта на указанном товарном рынке рассчитывалась как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Доля группы лиц на розничном рынке электрической энергии (мощности) определяется как сумма долей хозяйствующих субъектов, действующих на одном рынке и составляющих группу лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

Совокупная доля хозяйствующих субъектов, доминирующее положение которых устанавливается по правилам, предусмотренным частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, определяется как сумма долей таких хозяйствующих субъектов или их групп лиц.

Результаты расчетов объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов представлены  в таблицах 3-5.

 

7. Определение уровня концентрации розничных рынков

Для определения уровня концентрации розничных рынков электрической энергии (мощности) в соответствующих географических границах в соответствии с пунктом 7.1 Порядка использованы:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

 

,

 

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

 

,

 

где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Результаты расчетов показателей уровня  концентрации по каждому из исследованных рынков приведены в таблицах 3-6.

Уровни концентрации розничных рынков электрической энергии  (мощности) определены в соответствии с критериями пункта 7.2 Порядка и приведены в таблице  6.

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

В соответствии с разделом VIII Порядка процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

К барьерам входа на товарный рынок относятся:

а) экономические ограничения, в том числе:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- высокая стоимость затрат на установление автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии, необходимой для выхода на оптовый рынок электроэнергии;

- несвоевременная оплата потребителями покупаемой электроэнергии;

- долги предприятий ЖКХ за потребленную электроэнергию; 

- наличие потерь в электрических сетях;

- необходимость крупных инвестиций для модернизации активов отрасли с целью повышения конкурентоспособности.

б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:

- ограничения, вводимые Постановлением Правительства Российской Федерации  от 04.05.2012 № 442 по присвоению статуса гарантирующего поставщика энергосбытовым организациям, путем проведения открытого конкурса;

- ограничения, вводимые Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (в ред. от 31.12.2015) "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", в части регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию,  приобретаемую на оптовом рынке электрической энергии (мощности) для реализации ее потребителям (цены, сбытовые надбавки).

Экономические барьеры входа на розничные рынки электроэнергии вряд ли можно назвать преодолимыми, так как затраты на преодоление этих барьеров экономически не оправдываются (во всяком случае в приемлемые сроки).

 

9. Оценка состояния конкурентной среды на розничных рынках электрической энергии (мощности)  Тульской области

Как следует из проведенного анализа, в 2015 году региональный розничный рынок электрической энергии (мощности) Тульской области и локальные розничные рынки электрической энергии (мощности) в пределах муниципальных районов Тульской области в силу высокого уровня концентрации относились к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Причина этого заключается в незавершенности процессов реструктуризации субъектов электроэнергетики и необходимости осуществления значительных первоначальных капитальных вложений для осуществления деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии (мощности).

 

10. Выводы и предложения

1. В соответствии с результатами проведенного Анализа установлено, что региональный розничный рынок электрической энергии (мощности) и  розничные рынки электрической энергии (мощности) в пределах муниципальных районов Тульской области в 2015 году имели высокий уровень концентрации и являлись рынками с неразвитой конкуренцией.

2. По результатам проведенного Анализа установлено следующее:

 - ОАО «Тульская энергосбытовая компания» была переименована 30 июня 2015 года в АО «ТНС энерго Тула» в соответствии с решением годового собрания акционеров, состоявшегося 13.05.2015 г. (Протокол ГОСА № 08/15 от 13 мая 2015 года);

- границы балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Оборонэнергосбыт», принадлежащих на праве собственности и (или) на ином законном основании расположенным на территории Тульской области организациям (сетевые организации, хозяйствующие субъекты), находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или)образованным во исполнении Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 № 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис";

- на территории субъекта Российской Федерации – Тульская область в 2015 году появились новые участники розничного рынка электрической энергии (мощности), осуществлявшими деятельность по продаже (поставке) электрической энергии (мощности):

- ЗАО «Транссервисэнерго» - энергосбытовая организация;

- ООО «АРСТЭМ-ЭнергоТрейд - энергосбытовая организация.

Также на территории субъекта Российской Федерации – Тульская область в 2015 году прекратили деятельность по продаже (поставке) электрической энергии (мощности) следующие хозяйствующие субъекты:

- ООО «Русбизнес-КС»;

- ООО «Узловская районная электросеть»;

- ООО «Региональная энергосбытовая компания»;

- ООО «КНАУФ ЭНЕРГИЯ»;

- ООО «Воронежсбыт»;

- ООО «СК Заря»;

- ООО «Квадра-Энергосбыт».

Появление новых участников розничного рынка электрической энергии (мощности) в 2015 году, а также прекращение деятельности участников рынка, не привели к существенному изменению долей остальных хозяйствующих субъектов.

 3. По результатам проведенного Анализа Тульское УФАС России также сообщает следующее:

- по итогам 2015 года на оптовый рынок ОРЭМ не вышел ни один хозяйствующий субъект из числа крупных потребителей и энергосбытовых компаний Тульской области;

- Тульское УФАС России не обращалось в суд с заявлением о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

По итогам обзора состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) в 2015 году Тульское УФАС России представляет также следующую информацию:

1. Сведения о количестве субъектов генерации, участвующих в процессе ценообразования в регионе, у которых заключены соответствующие договоры купли-продажи электрической энергии (мощности) с субъектами розничных рынков электрической энергии (мощности)

 2. Сведения о количестве территориальных сетевых организаций, а также информацию о тарифах и их необходимой валовой выручке (НВВ) за отчетный период, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов