Аналитический отчет по результатам анализа рынка нерудных строительных материалов в Тульской области за период 2014-2015 годы

1. Общие положения

1.1. Основание и цель исследования

Основанием для проведения анализа рынка нерудных строительных материалов в Тульской области является поручение ФАС России от 10.02.2016 № АЦ/7705/16 и пункт 3.3 приказа ФАС России от 18.11.2014 № 790/14 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016».

Целью проведения анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке нерудных строительных материалов  (песка, гравия, щебня) в географических границах  Тульской области за 2014-2015 годы.

Анализ проводился в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее по тексту – Порядок), а также методических  указаний, содержащихся в письме ФАС России от 10.02.2016 № АЦ/7705/16 (далее по тексту – Методические указания).

 

1.2. Источники исходной информации

В качестве источников исходной информации при проведении анализа использованы:

- сведения, представленные министерством природных ресурсов и экологии Тульской области;

- сведения, представленные хозяйствующими субъектами Тульской области, осуществляющими деятельность по производству и реализации нерудных строительных материалов;

- сведения, представленные хозяйствующими субъектами Тульской области, осуществляющими деятельность по потреблению и реализации нерудных строительных материалов.

2. Временой интервал исследования рынка нерудных строительных материалов

В качестве временного материала исследования рынка нерудных строительных материалов Тульской области определен период 2014-2015 г.

3. Продуктовые границы рынка нерудных строительных материалов

В соответствии с Методическими  указаниями продуктовые границы исследуемого товарного рынка  установлены в соответствии с  группировкой

подразделения нерудные строительные материалы на щебень, гравий, песок природный и песчано-гравийную смесь (далее -ПГС)

Песок природный

В зависимости от того, где добывают сырье (карьер или море), различают карьерный песок и песок с подводных месторождений (намывной).

Для строительных организаций применение карьерного или намывного песка принципиального значения не имеет, главное – качество и его соответствие ГОСТу.

Строительный песок, независимо от способа его производства, предназначен для применения в качестве заполнителя тяжелых, легких, мелкозернистых, ячеистых и силикатных бетонов, строительных растворов, приготовления сухих смесей, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов.

ПГС

Добывается ПГС со дна водоемов (озер, рек), а также в карьерах. ПГС подразделяется на два типа: природная и обогащенная (дополнительное внесение в смесь гравия).

Между ПГС  и ОПГС существует только одно весомое отличие. Это процентное соотношение песка и гравия в смеси. ОПГС содержит 70% гравия и 30% песка, в ПГС содержится 30-40% гравия и 60-70% песка. Однако производители ОПГС могут варьировать состав продукции путем увеличения или уменьшения в составе ОПГС гравия.

ПГС чаще используется в качестве вспомогательного материала, дренирующего материала и верхнего подстилающего слоя.  

ОПГС широко применяется перед заливкой бетонным раствором, для выравнивания слоя дорожной «одежды», а также в ландшафтных работах. Главной особенностью ОПГС является ее свойство предупреждать усадку за счет большого содержания гравия. 

Щебень, гравий

Область применения - в качестве заполнителя для тяжелого бетона, а также для дорожных и других видов строительных работ.

На функциональное назначение щебня влияют его характеристики, выделяемые в нормативно-технической документации. В первую очередь – прочность. Предел прочности в наибольшей степени зависит от исходной горной породы добываемого щебня, которые подразделяются на:

•        «щебень из изверженных и метаморфических горных пород»;

•        «щебень из осадочных и метаморфических горных пород»

•        «щебень из гравия и валунов плотных горных пород»;

Учитывая изложенное, в рамках данного анализа, определены продуктовые границы рынка в пределах:

•        щебень из осадочных и метаморфических горных пород;

•        песок природный;

•        ПГС.

4. Географические границы нерудных строительных материалов

В качестве основных критериев при выделении географических границ товарных рынков НСМ применяются следующие факторы (методы):

  •  наличие разведанных и разработанных месторождений;
  •  расположение разрабатываемых месторождений по отношению к той или иной группе покупателей (транспортные затраты, включая автомобильный и водный транспорт);
  •  потенциальная возможность перемещения товара;
  •  отсутствие ограничений на ввоз и вывоз товара;
  •  особенности спроса на товар;
  •  тест «гипотетического монополиста»;
  •  ценовая политика.

Рынок нерудных строительных материалов по сегменту ПГС в 2014 году и щебню известняковому в 2014-2015 годах межрегиональный, а по ПГС в 2015 году и песку строительному в 2014-2015 годах региональный. В соответствии с Методическими указаниями в целях настоящего анализа рынок нерудных строительных материалов изучается в географических границах субъекта Российской Федерации – Тульской области.

 

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке нерудных строительных материалов

В соответствии с Методическими указаниями для определения состава продавцов (производителей) на рынках НСМ используются:

- сведения о месторождениях основных общераспространенных полезных ископаемых (данная информация получена у органов государственной власти субъектов Российской Федерации – перечень выданных лицензий, информация об объемах запасов полезных ископаемых (Приложения 3,4);

- сведения, полученные от физических и юридических лиц.

Покупателями НСМ являются предприятия по производству железобетонных изделий и конструкций, строительные организации и дорожные предприятия, предприятия стекольной промышленности, как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а также население, использующее данные материалы для индивидуального строительства.

Для определения состава хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по производству нерудных строительных материалов проанализированы сведения за 2014-2015 годы, представленные министерством природных ресурсов и экологии Тульской области.

В результате вышеуказанного анализа составлен перечень хозяйствующих субъектов, основным или дополнительным видом деятельности которых является разработка каменных карьеров (код вида деятельности 14.1 по Общероссийскому классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), введенному в действие постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст) и разработка гравийных и песчаных карьеров (код вида деятельности 14.21 по ОКВЭД),  включающий юридических лиц, являющихся производителями и потребителями вышеуказанной продукции.

Таким образом, для проведения дальнейшего анализа были использованы сведения, представленные  хозяйствующими субъектами (юридическими лицами), осуществляющими производство и реализацию нерудных строительных материалов (Приложения 1.1 – 1.3, 2.1-2.3).

Анализ сведений предоставленных юридическими лицами об учредителях и держателях акций хозяйствующих субъектов, вошедших в состав участников рынков, показал, что участники исследуемого рынка не образуют и не входят в состав каких-либо групп лиц.

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке нерудных строительных материалов

Расчет общего объема товарной массы определяется как сумма объемов продаж товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке за вычетом объемов вывоза рассматриваемого товара с определенной территории (установленные географические границы) и с добавлением объемов ввоза рассматриваемого товара на определенную территорию.

При определении уровня концентрации товарного рынка используется коэффициент рыночной концентрации CR3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

7. Тест гипотетического  монополиста

По итогам подведенного теста гипотетического монополиста установлено, что основной объем потребления НСМ организациями, расположенными на территории Тульской области производится преимущественно у производителей, расположенных также на территории Тульской области, единичное потребление НСМ производилось с территории Воронежской области.    

8. Определение уровня концентрации товарного рынка

расчет общего объема товарной массы определяется как сумма объемов продаж товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке за вычетом объемов вывоза рассматриваемого товара с определенной территории (установленные географические границы) и с добавлением объемов ввоза рассматриваемого товара на определенную территорию. Определение уровня концентрации рынка НСМ осуществляется в соответствии с разделом VII Порядка. При определении уровня концентрации товарного рынка используется коэффициент рыночной концентрации CR3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

Результаты расчетов показателей уровня  концентрации приведены в Приложениях 1.1 –1.3.

Уровень концентрации рынка нерудных строительных материалов в принятых географических границах определен в соответствии с критериями пунктов 7.1 и 7.2 Порядка. Поскольку величина коэффициента рыночной концентрации CR3 находится в интервале 70 %  100%, а индекс Герфиндаля-Гиршмана -  в интервале 2000  HHI  10000, согласно пункту 7.2 Порядка, уровень концентрации на рынке нерудных строительных материалов Тульской области в 2014 – 2015 годах является высоким.

9. Определение  барьеров входа на рынок

Основными барьерами входа на рынок НСМ являются административные и экономические барьеры.

К числу административных барьеров  относятся ограничения, связанные с необходимостью получения лицензии на разработку месторождений для добычи нерудных строительных материалов (песка, щебня, гравия).

В соответствии с Постановлением Правительства Тульской области от 12 марта 2015 г. N 106 "Об утверждении Порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения", выдача лицензий на разработку месторождений для добычи полезных ископаемых и проведение аукционов на право получения лицензий осуществляются министерством природных ресурсов  Тульской области.

По информации, представленной министерством природных ресурсов  Тульской области, полезные ископаемые, используемые в целях производства строительных материалов (песок, щебень) относятся к общераспространенным полезным ископаемым, имеющим местное значение. В случае возникновения в них потребности недропользователям в установленном порядке предоставляются совмещенные лицензии на право пользования недрами с целью геологического изучения и последующей добычи, что в свою очередь регламентируется нормами постановления правительства Тульской области от 5 июня 2013 г. N 252 "Об утверждении Порядка принятия органом исполнительной власти Тульской области, уполномоченным в сфере недропользования, решений о предоставлении недр в пользование для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Тульской области" и Постановления Правительства Тульской области от 5 июня 2013 г. N 252 "Об утверждении Порядка принятия органом исполнительной власти Тульской области, уполномоченным в сфере недропользования, решений о предоставлении недр в пользование для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Тульской области"

 

10. Оценка состояния конкурентной среды на рынке нерудных строительных материалов

Как следует из проведенного анализа, региональный рынок нерудных строительных материалов по сегменту песка строительного в 2014-2015 годах  и по сегменту ПГС  в 2015 году характеризуется неразвитой конкуренцией и высоким уровнем концентрации.

По сегменту щебня известнякового в 2014-2015 годах и по сегменту ПГС в 2014 году рынок нерудных строительных материалов является межрегиональным, вследствие вывоза более 50% добываемого сырья в другие регионы.

Дополнительно сообщаем, в 2013-2016 гг. дела о нарушении антимонопольного законодательства на рынке нерудных строительных материалов  Тульским УФАС России не возбуждались.