Аналитический отчет о реализации специализации Тульского УФАС России за 2016 год по теме: "Региональные аспекты конкурентной политики (региональные стандарты развития конкуренции, "дорожные карты" по развитию конкуренции, региональные программы

Ответственным исполнителем по данной теме общероссийской специализации Тульского УФАС России является Елагин Юрий Владимирович – руководитель Тульского УФАС России (тел.: 8(4872)-331-227; эл. адрес: to71-Elagin@fas.gov.ru ).

Уровень специализации Тульского УФАС России по данной теме соответствует оценке – экспертный уровень.

В Тульской области региональный Стандарт развития конкуренции принят в полном объёме в 2015 году, практически одновременно с его внедрением в пилотных регионах.

В 2016 году проводилась работа, направленная на выполнение плановых системных мероприятий и достижение целевых отраслевых показателей, предусмотренных в Дорожной карте. Вносились коррективы в отраслевые дорожные карты, принятые профильными министерствами правительства Тульской области по перечню приоритетных рынков. Общее количество принятых отраслевых дорожных карт в Тульской области – восемь. В настоящее время с учетом изменений, вносимых в Стандарт на основании распоряжений Правительства Российской Федерации, дополнительно разрабатываются три отраслевые дорожные карты. Утверждение данных отраслевых планов соответствующими распорядительными документами правительства Тульской области запланировано до конца текущего года.

Итоговая систематизированная информация будет представлена уполномоченным органом в ежегодном докладе «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Тульской области».

 

В ежегодном докладе ФАС России «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг субъекта Российской Федерации», подготовленном в 2015 году, дана позитивная оценка проделанной в Тульской области работа по отдельным направлениям, в том числе:

созданию и реализации механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий на всех стадиях рассмотрения инвестиционных проектов (программ) субъектов естественных монополий, схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных районов, генеральных планов поселений и городских округов и принятия решений по тарифам, способствующих сближению инвестиционных программ субъектов естественных монополий и схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных районов, генеральных планов поселений и городских округов;

обеспечению доступности и наглядности в сети «Интернет» информации о свободных резервах трансформаторной мощности с указанием и отображением на географической карте субъекта Российской Федерации ориентировочного места подключения (технологического присоединения) к сетям территориальных сетевых организаций 110-35 кВ согласно пункту 57«а» новой редакции Стандарта.

В текущем году эта работа продолжена. Состоялось 4 заседания межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Губернаторе Тульской области. Основными задачами этого Совета являются – участие в разработке и обсуждении инвестиционных программ, общественный контроль за формированием и реализацией инвестиционных программ.

Реализации программных целей Правительства Российской Федерации в сфере развития конкуренции остается одним из приоритетных направлений деятельности Тульского УФАС России. В рейтинге субъектов по развитию конкуренции Тульская область занимает 13 место.

Анализируя результаты проделанной работы, с учетом имеющегося опыта, управление приходит к отдельным выводам, возможно, характерным и для других субъектов Российской Федерации.

Содержательная часть отдельных отраслевых дорожных карт недостаточно качественная. Поскольку показатели состояния конкуренции на «обязательных рынках» должны быть примерно одинаковыми, считаем целесообразным с привлечением АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации обобщить имеющийся в Российской Федерации опыт и на его основе разработать необходимые рекомендации по совершенствованию отраслевых дорожных карт.

Наметилась тенденция к снижению активности органов власти в работе по данному направлению, которое объясняется перегруженностью, необходимостью участия в других проектах и программах (например, по привлечению инвестиций), дающих результат в конкретных объемах привлечённых денежных средств.

Вопросы, связанные с внедрением Стандарта развития конкуренции, по нашему мнению, сегодня не в полной мере являются приоритетными в деятельности региональных органов исполнительной власти. Именно этот фактор можно считать основной причиной недостаточного кадрового и ресурсного обеспечения, отсутствия последовательности действий и постоянного внимания власти к данной проблематике (чрезмерная ориентированность на процесс, формальный подход и т.д.). При этом в настоящее время в региональной инвестиционной деятельности в отдельных регионах активно реализуется предложенный АСИ метод «проектного управления», «проектных офисов». Управлением предлагается применить этот метод при реализации планов развития конкуренции в Российской Федерации, в том числе путем включения отдельных общих норм в разрабатываемый ФАС России «Национальный план развития конкуренции».

Это, на наш взгляд, позволит сконцентрировать ресурсы, более точно определить полномочия и повысить ответственность среднего управленческого звена, непосредственно организующего работу на конкретных направлениях.

При одобрении ФАС России, управление на региональном уровне предпримет соответствующие шаги для продвижения данного предложения.