Тема специализации: контроль органов власти - о выдаче предупреждений по статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции".

В соответствии с Приказом ФАС России от 26.05.2016 года № 665/15 "Об утверждении Реестра тем общероссийской специализации территориальных органов Федеральной антимонопольной службы" одна из тем специализации Тульского УФАС России – "Проблемные вопросы применения антимонопольного законодательства Российской Федерации при рассмотрении дел по признакам нарушения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями частей 1 и 3 статьи 15 "Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

В рамках исполнения специализации по данной теме в отчетном периоде 2016г. Тульским УФАС была проделана большая работа. В частности, была исследована практика нашего Управления по внедрению нового института антимонопольного реагирования – предупреждений.

 

В связи с вступлением в силу с 5 января 2016 года Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменился системный подход к пресечению актов и действий (бездействия) органов власти и местного самоуправления, органов и организаций, осуществляющих их функции, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, содержащих признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции. Данный институт антимонопольного реагирования произвёл положительный резонанс в обществе.

С указанного момента принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

По состоянию на отчетную дату – 30.11.2016г. – Тульским УФАС России выдано 38 предупреждений. При этом 5 предупреждений выданы по делам "переходного" периода в соответствии с разъяснениями ФАС России от 24.12.2015 № ИА/74666/15 "О применении "четвертого антимонопольного пакета"". Три предупреждения были исполнены, и производство по этим делам прекращено. Ввиду неисполнения предупреждений два других дела были рассмотрены по существу.

Выдача большей части предупреждений связана с результатами проводимых Тульским УФАС России плановых проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства органами местного самоуправления Тульской области, затрагивающих различные товарные рынки и сферы экономической деятельности.

Институт предупреждений успешно внедрен в практику отдела контроля органов власти Тульского УФАС России и его правоприменение, как правило, не вызывает у сотрудников антимонопольного органа особых затруднений.

По мнению Тульского УФАС России, предупреждения оказывают на потенциальных нарушителей антимонопольного законодательства "мягкое давление".

С одной стороны, неисполнение предупреждения, в отличие от неисполнения предписания антимонопольного органа, не влечет за собой жёсткой "карательной" реакции антимонопольной службы в виде административного наказания.

С другой стороны, исполнение предупреждения антимонопольного органа является реабилитирующим фактором для потенциальных правонарушителей, так как исполнившее предупреждение лицо не подлежит административной ответственности.

Вместе с тем, Тульское УФАС России считает необходимым отметить следующее.

Форма предупреждения содержится в приложении 2 к приказу ФАС России от 22.01.2016 № 57/16 "Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства" (далее – Порядок).

Согласно подпункту 1 пункта 2.2 Порядка, предупреждение должно содержать выводы о наличии оснований для его выдачи. В тоже время в преамбуле формы предупреждения указано о выводах о наличии в действиях (бездействии) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных, в частности, статьей 15 Закона о защите конкуренции. При этом выдача кратких предупреждений не всегда возможна.

Например, при анализе Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности" (далее – Административный регламент), утвержденного постановлением администрации муниципального образования Кимовский район от 15.08.2013 № 1645, выявлены нормы, противоречащие требованиям антимонопольного  законодательства.

Ввиду изложенного преамбула и установочная часть предупреждения от 19.08.2016г. № 36 имеют "лаконичное" содержание, а именно:

"В связи с наличием в действиях (бездействии) администрации муниципального образования Кимовский район (301720, Тульская область, г. Кимовск, ул. Ленина, д. 44-а) (далее – Администрация) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона о 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции»", выразившихся во включении в Административный регламент норм подпункта 6.2 пункта 6, устанавливающих излишние требования к документам, предоставляемым в составе заявки на участие в аукционе, а также норм подпункта 8.1 пункта 8, устанавливающих перечень не предусмотренных федеральным законодательством оснований для отказа в допуске заявителя к участию в аукционе, Тульское УФАС России, на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает о необходимости изменения акта".

Далее в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.2 Порядка указан перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, а также срок их выполнения.

Вместе с тем, акты, действия/бездействие (и/или их совокупность) органов власти, местного самоуправления и иных субъектов (далее – органы власти), поименованных в диспозиции части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, не всегда имеют очевидный характер и причинно-следственные связи между формулировкой акта (нормы) и/или формулировкой действия/бездействия органа власти и инкриминируемым ему признака нарушения антимонопольного законодательства.

Так, в разделе III настоящего отчета указано о выдаче Минстрою ТО предупреждения о прекращении признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Суть квалификации выявленных в сфере разработки и обеспечения доступа к территориальным стройнормативам признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Минстроем ТО сводилась именно к причинно-следственным связям между формально размещенными на сайте органа власти территориальными стройнормативами и фактическим доступом к ним в полном объеме заинтересованных лиц только на возмездной основе.

По мнению Тульского УФАС России, в случаях, когда признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции квалифицируются по совокупности действий/бездействия властных субъектов, текст предупреждений может быть дополнен описательной частью в объеме, необходимом для понимания сути нарушения и исполнения предупреждения.