Тема специализации: контроль органов власти - ФАС поручила стройнормативы ввести в строй

В соответствии с Приказом ФАС России от 26.05.2016 года № 665/15 "Об утверждении Реестра тем общероссийской специализации территориальных органов Федеральной антимонопольной службы" одна из тем специализации Тульского УФАС России – "Проблемные вопросы применения антимонопольного законодательства Российской Федерации при рассмотрении дел по признакам нарушения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями частей 1 и 3 статьи 15 "Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

В рамках исполнения специализации по данной теме в отчетном периоде 2016г. Тульским УФАС была проделана большая работа. В частности, было выполнено поручение ФАС России, связанное со сферой разработки и обеспечения доступа к территориальным сметным нормативам, индексам изменения сметной стоимости, средним сметным ценам.

 

В отчетном периоде Тульское УФАС России осуществляло исполнение поручения ФАС России от 18.03.2016 № ЦА/16986/16 "О направлении поручения в территориальные органы ФАС России" (далее – поручение).

Территориальным органам поручалось провести ряд мероприятий в целях выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства в сфере разработки и обеспечения доступа к территориальным сметным нормативам, индексам изменения сметной стоимости, средним сметным ценам в соответствующих субъектах Российской Федерации за период с 01.01.2009 года по дату направления поручения ФАС России.

Тульское УФАС России провело необходимые мероприятия и установило следующее.

Согласно требованиям действующего законодательства сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемое полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов.

Порядок разработки сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (далее – Порядок разработки сметных нормативов) утвержден приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.12.2012 № 75/ГС (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.03.2013 № 27573, действует с 31.03.2013г.).

Территориальные сметные нормативы подлежат включению в соответствующий раздел федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.

В целях создания в Тульской области единой системы по вопросам ценообразования в строительстве, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований постановлением администрации Тульской области от 19.05.93 № 223 (в ред. от 29.09.2005 № 698) "Об образовании комиссии и регионального хозрасчетного центра по ценообразованию в строительстве" был создан региональный хозрасчетный центр по ценообразованию в строительстве – ГУ ТО "РХЦЦС". Функциями и полномочиями учредителя ГУ ТО "РХЦЦС" в настоящее время наделено министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области (далее – Минстрой ТО).

ГУ ТО "РХЦЦС" с Некоммерческой организацией "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга" (далее – НО "НАСИ") были заключены:

-договор от 01.10.2009 № 3-Т о возмездном оказании услуг в области обработки данных с НО "НАСИ" и ООО "ИНАС+" (далее – договор № 3-Т);

-договор–публичная оферта о заключении договора на оказание услуг по предоставлению информации и созданию базы данных, утвержден приказом исполнительного директора НО "НАСИ" от 31.03.2011г. (далее – Оферта);

-договор–публичная оферта о заключении договора на оказание услуг по предоставлению информации и заказа на создание базы данных (новая редакция), утвержден приказом исполнительного директора НО "НАСИ" от 03.02.2014 № 9 (далее – Договор).

Анализ договорных отношений выявил, что доступ к территориальным сметным нормативам неограниченного круга заинтересованных лиц возможен только путем их приобретения на возмездной основе у вышеуказанных хозяйствующих субъектов либо авторизованных дилеров.

В письме от 27.04.2016г. в адрес Тульского УФАС России Минстрой ТО указал, что территориальные сметные нормативы Тульской области опубликованы на его официальном сайте и доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам. При этом территориальные сметные нормативы также доступны и могут быть использованы из вторичных источников – сметные программные комплексы, в печатном виде, информационно-правовые системы.

Актом осмотра от 31.05.2016г. интернет-сайта Минстроя ТО (на момент исполнения поручения находился в сети Интернет по адресу: www.stroy.tularegion.ru ) установлено, что территориальные сметные нормативы опубликованы с ограничением функции поиска по тексту c дополнительным текстом поверх нормативов, препятствующим копированию текста. Функции печати и сохранения файлов отсутствуют, а документы имеют раздел "параметры защиты", не позволяющие напечатать или скопировать документы.

Осмотром интернет-сайта ГУ ТО "РХЦЦС", находящегося в сети Интернет по адресу: www.rhccs71.ru, тексты территориальных сметных нормативов не выявлены.

Анализ регионального регулирования и организации разработки территориальных сметных нормативов, обязательных к применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением бюджетных средств, выявил ситуацию, при которой территориальные сметные нормативы (ТСНБ) Тульской области с момента заключения ГУ ТО "РХЦЦС" 01.10.2009 договора № 3-Т с НО "НАСИ" и ООО "ИНАС+", а также акцептирования им Договора, из количественных и/или стоимостных показателей финансовых и материальных ресурсов получили статус объекта исключительных прав вышеперечисленных хозяйствующих субъектов. При этом исключительные права распространяются также и на актуализацию ТСНБ.

Более того, по условиям Договора формирование (создание) и/или актуализация ИТОГОВОЙ БАЗЫ ДАННЫХ (распространяемой, в том числе, в виде ТСНБ) возможно исключительно с использованием ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА (программа для ЭВМ "Банк данных сметных нормативов "Центр-Регион", исключительные права на которую принадлежат НО "НАСИ"), доступ к которому ГУ ТО "РХЦЦС" получает от НО "НАСИ".

Анализ понятийного аппарата раздела 2 Договора "Термины и определения" выявил циклическую структуру, при которой ИТОГОВАЯ БАЗА ДАННЫХ – это база данных для ЭВМ, созданная (актуализированная) по Договору в целях формирования ТСНБ, тогда как ТСНБ является формой представления ИТОГОВОЙ БАЗЫ ДАННЫХ и, одновременно, произведением, производным от ИТОГОВОЙ БАЗЫ ДАННЫХ. Тогда как первичным должно быть создание (актуализация) территориальных сметных нормативов, включаемых в федеральный реестр сметных нормативов.

Таким образом, в результате изложенных обстоятельств и подмены понятий, территориальные сметные нормативы (ТСНБ) явились вторичным продуктом, доступ к которому неограниченного круга заинтересованных лиц ограничен Минстроем ТО.

При этом полномочиями на разработку и поддержание в актуальном состоянии территориальных сметных нормативов Тульской области на строительные, ремонтно-строительные, монтажные, пусконаладочные и иные виды работ, а также на разработку расчетных индексов пересчета к элементам прямых затрат единичных расценок на указанные виды работ Минстрой ТО наделил ГУ ТО "РХЦЦС".

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что на момент исполнения поручения на официальном сайте НО "НАСИ" в сети Интернет по адресу: http://www.ascsi.ru/about/partners / было размещено уведомление о том, что:

-"в связи с принятием ФАС России решения по делу № 1-16-179/00-22-14 осуществляемая указанным лицом партнерская программа по разработке баз данных сметных нормативов приостановлена до вынесения судебного решения,

-всем заинтересованным лицам сообщается о прекращении действия публичных оферт, включая договор–публичную оферту о заключении договора на оказание услуг по предоставлению информации и заказа на создание базы данных (новая редакция), утвержденную приказом исполнительного директора НО "НАСИ" от 03.02.2014 № 9",

а также тот факт, что на момент принятия процессуального решения по результатам проведенной проверки сайт Минстроя ТО перестал функционировать, 16.06.2016г. Тульское УФАС России выдало Минстрою ТО предупреждение № 17.

Минстрой ТО во исполнение предупреждения разместил на своём официальном сайте по новому адресу (http://stroy.tularegion.ru/press_center/territorialnye-smetnye-normativy-tulskoy-oblasti/territorialnye-smetnye-normativy-tulskoy-oblasti/) информацию о территориальных сметных нормативах без ограничения функции поиска по тексту, без дополнительного текста поверх нормативов.

Кроме того, удалено препятствие копирования текста территориальных сметных нормативов, а также предоставлен доступ к функции печати и сохранения файлов.

Таким образом, стратегия Тульского УФАС России по выдаче предупреждения Минстрою ТО привела к тому, что все заинтересованные лица, включая застройщиков, сметчиков, разработчиков сметных программ и иных лиц, осуществляющих деятельность в строительной сфере, в течение чуть более месяца обрели возможность получения строительных нормативов и доступа к ним на сайте Минстроя ТО, не обращаясь в ГУ ТО "РХЦЦС", в то время как рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства (без учета сроков судебного обжалования) происходило бы в срок от трех до девяти месяцев.