Аналитический отчет по результатам анализа рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории г. Тула Тульской области за 2016 год

1. Общие положения

1.1. Основание и цель исследования

Основанием для проведения анализа рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в Тульской области за 2016 год (на территории г. Тула Тульской области) является поручение ФАС России от 30.12.2016 № ВК/92440/16.

Анализ проводится с целью оценки состояния конкурентной среды на рынках услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, положения хозяйствующих субъектов на данных рынках, определения хозяйствующих субъектов, выявления барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемом рынке, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства.

Анализ проводился в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее по тексту – Порядок), а также методических  указаний, содержащихся в письме ФАС России (далее по тексту – Методические указания).

1.2. Источники исходной информации

В качестве источников исходной информации при проведении анализа использованы:

- сведения о хозяйствующих субъектах, оказывающих услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории г. Тула Тульской области, представленные Управлением Росприроднадзора по Тульской области;

- сведения, представленные хозяйствующими субъектами Тульской области, осуществляющими деятельность сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

2. Временной интервал исследования рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в Тульской области
В качестве временного интервала исследования рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в Тульской области в соответствии с Методическими указаниями определен период 2016 год.

3. Продуктовые границы рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в Тульской области

В соответствии с Методическими указаниями продуктовые границы исследуемого товарного рынка установлены в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Законом об отходах твердые коммунальные отходы определены как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

При этом сбор отходов представляет собой прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Транспортирование отходов представляет собой перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах.

В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности услуги по сбору, обработке и удалению отходов, услуги по утилизации отходов объединены в 38 классе. В зависимости от опасности отходов услуги по сбору отходов объединены в группы: 38.11 – для сбора неопасных отходов и 38.12 – для сбора опасных отходов. Далее внутри группы в зависимости от видов отходов и возможности повторного их использования услуги по сбору отходов подразделяются на подгруппы, виды и категории (например, 38.11.1 – услуги по сбору неопасных отходов, пригодных для повторного использования и д.р.).

Услуги по транспортированию отходов в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности поименованы как «перевозка специальными транспортными средствами отходов и отбросов» и включены в прочие услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом (вид 49.41.19).

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности деятельность по сбору отходов отнесена к 38 классу услуг, куда входит сбор, обработка и утилизация отходов, обработка вторичного сырья.

В данном классе в зависимости от опасности отходов услуги по сбору отходов подразделяются на группы: группа 38.11 включает услуги по сбору неопасных отходов, группа 38.12 – услуги по сбору опасных отходов. Также указанные группы включают услуги по перевозке неопасных и опасных отходов соответственно.

Таким образом, согласно указанным классификаторам можно определить услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов как самостоятельный вид услуг по обращению с отходов, формирующий рассматриваемый рынок.

При этом необходимо отметить, что данные услуги находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и предоставляют собой неразрывную технологическую цепочку.

Таким образом, продуктовые границы определены услугами по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Тульской области.

Выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара

Согласно положениям Стандарта твердые бытовые отходы (ТБО) - отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Также согласно Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов твердые бытовые отходы - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения.

В Федеральном классификационном каталоге отходов (далее – ФККО) коммунальные отходы объединены в группу 7 30 000 00 00 0 Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению, куда включены отходы из жилищ, отходы от уборки территории городских и сельских поселений, прочие твердые коммунальные отходы.

Поскольку Законом об отходах и ФККО установлен единый подход к понятию «твердые коммунальные отходы», а Стандартом и Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов предусмотрено понятие «твердые бытовые отходы», схожее с понятием «твердые коммунальные отходы», в рамках проведения анализа понятия «твердые бытовые отходы» и «твердые коммунальные отходы» приняты за равнозначные.

В соответствии с Законом об отходах сбор и транспортирование отходов является одним из этапов обращения с отходами.

В соответствии со Стандартом:

технологический цикл отходов (ТЦО) - последовательность технологических процессов ликвидации конкретных отходов;

этапы технологического цикла отходов - последовательность процессов и операций менеджмента в технологическом цикле отходов в период времени от их появления в хозяйственной деятельности, на стадиях жизненного цикла продукции и/или в быту избавления от них путем утилизации и/или захоронение, уничтожение.

Появление отходов имеет место в технологических и эксплуатационных процессах, а также в период ликвидации объектов, снятых с эксплуатации по истечении срока службы или по другим причинам, с образованием соответствующих отходов различных классов опасности.

Сбор отходов должен проводиться на территории их владельца или на другой санкционированной территории.

Транспортирование отходов должно производиться специальными транспортными средствами.

Транспортирование отходов связано с перемещением отходов между местами образования, сбора, накопления, хранения, утилизации, захоронения.

Этап транспортирования может быть связан с трансграничной перевозкой паспортизованных отходов из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район (или через район), находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, при условии, что такая перевозка затрагивает интересы не менее двух государств.

Также необходимо учитывать, что сбор и транспортирование отходов I – IV класса опасности осуществляется на основании лицензии, выданной в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности, тогда как сбор и транспортирование отходов V класса опасности производится без лицензии.

Соответственно, в рамках проведения анализа рынка предполагается оценка деятельности всех участников рынка сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов независимо от наличия либо отсутствия лицензий.

Кроме того, отношения по поводу обращения с отходами могут быть предметом различных договорных конструкций. Предмет договора с учетом ТЦО может включать следующие действия в отношении отходов: услуги по сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению, переработке. В договоры могут быть включены как отдельные действия в отношении отходов, так и ряд последовательных действий по этапам движения отходов от производителя к хозяйствующему субъекту, который их размещает (использует). Сбор и транспортирование, обезвреживание, размещение (использование) выступают последовательными стадиями в технологической цепочке услуг по обращению с отходами. При этом в рамках проводимого анализа рассматриваются лишь услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Также необходимо учесть, что цена услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в значительной степени является для потенциального потребителя определяющим фактором при принятии решения о приобретении товара (услуги) и заключения договоров с продавцами услуг.

Определение взаимозаменяемых товаров

Согласно пункту 3.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Учитывая характер оказываемых услуг, а также необходимость наличия лицензии на осуществление услуг по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов I-IV класса опасности, услуги, способные заменить сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, не выявлены.

  4.  Географические границы рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в Тульской области

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке географические границы товарного рынка - это границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

При определении географических границ рынка следует учитывать характер рынка, при котором хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (продавец услуг), может предлагать свои услуги, а покупатели, в свою очередь, вправе заключать договор на оказание услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов с любым таким хозяйствующим субъектом (продавцом услуги).

Учитывая такую специфику, географические границы рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов следует считать местными (локальными). В рамках проведения данного анализа географическими границами рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов приняты административные границы городов с населением более 100 тысяч жителей и административных центров субъектов Российской Федерации то есть территория г. Тулы Тульской области.

 

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках

 

В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по сбору и транспортированию отходов I - IV классов опасности.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно предоставляющие услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в географических границах муниципальных образований субъекта Российской Федерации в пределах определенного временного интервала и имеющих лицензию на деятельность по сбору и транспортированию отходов I - IV класса опасности, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов V класса опасности.

Также необходимо отметить, что указанные хозяйствующие субъекты могут осуществлять несколько или же весь спектр услуг от сбора и транспортирования до захоронения. В связи с чем необходимо определять состав хозяйствующих субъектов в разрезе осуществляемых ими услуг.

Покупателями товара (услуги) являются физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы.

Конкретный перечень хозяйствующих субъектов, предоставляющих анализируемые услуги, определяется в результате анализа следующих материалов:

1) информации из реестра лицензий, представленных территориальным органом Росприроднадзора;

2) сведения органов местного самоуправления.

 

Перечень хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории г. Тула Тульской области

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

1

ООО "Экоресурс"

2

АО "Спецавтохозяйство"

3

ГУТО "Тульские парки"

4

ООО "Экология"

5

ООО "ВторРесурс-ЭКО"

6

ЗАО " Тульский завод РТИ"

7

ЗАО "Спецуборка"

8

ОАО "Тульская мусорная компания»

9

ООО "ЭКОМИР"

10

ООО "ЭКОТЭК-2000"

11

ООО "ЖИЛЦЕНТР"

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории г. Тула Тульской области

 

Расчет общего объема рассматриваемого рынка, определенного в продуктовых и географических границах, и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объема товара.

Количественной характеристикой объема рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (Vm) является общий объем по сбору и транспортированию отходов в натуральных показателях (тыс. куб. м и тоннах) и стоимостных показателях (цена услуги).

Доля хозяйствующего субъекта в натуральном выражении - исполнителя на рассматриваемых товарных рынках (Di) определяется как отношение объема услуг по сбору и транспортированию отходов хозяйствующим субъектом к общему объему услуг по сбору и транспортированию отходов (Di = Vi / Vm) (Приложение 1, 2).

7. Определение уровня концентрации товарного рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории г. Тула Тульской области

Определение уровня концентрации товарных рынков осуществляется в соответствии с требованиями Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».

В рамках данного анализа при определении уровня концентрации анализируемого рынка будет использован коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Уровень концентрации рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории г. Тула Тульской области в принятых географических границах определен в соответствии с критериями пунктов 7.1 и 7.2 Порядка. Поскольку величина коэффициента рыночной концентрации CR3 находится в интервале 70 %  100%, а индекс Герфиндаля-Гиршмана -  в интервале 2000  HHI  10000, согласно пункту 7.2 Порядка, уровень концентрации на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории г. Тула Тульской области в 2016 году является высоким.

8. Определение барьеров входа на товарный рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории г. Тула Тульской области

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих  и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

К барьерам входа на товарный рынок относятся: экономические ограничения, административные ограничения, стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов направленная на создание барьеров входа на рынок, наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных, которые приводят к созданию барьеров входа на рынок и др.

В целях определения барьеров входа на товарный рынок проведен опрос хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов. Хозяйствующим субъектам было предложено на основании собственного опыта деятельности сделать оценку наличия барьеров, препятствующих входу на товарный рынок.

По мнению субъектов рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории г. Тула Тульской области основными барьерами являются:

­         - узкий временной интервал выделенный для перевозки отходов для захоронения на полигоне;

- длительность и сложность получения лицензии на «Сбор и транспортировка ТБО»;

- оплата за негативное воздействие на окружающую среду;

- низкий норматив образования отходов от жизнедеятельности для населения и значительно превышающий фактический сбор отходов от жизнедеятельности населения по сравнению с нормативным;

- неопределенность в дальнейших перспективах для развития рынка, в связи с появлением Регионального Оператора по обращению с отходами, который, по сути, будет являться монополистом на данном рынке услуг.

9. Оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории г. Тула Тульской области

Как следует из проведенного анализа, региональный рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории г. Тула Тульской области, на основании данных о рыночной концентрации и мнений участников рынка о преодолимости барьеров входа на рынок позволяет сделать выводы о том, что исследованный рынок следует отнести к рынку с недостаточно развитой конкуренцией и высоким уровнем концентрации.

Дополнительно сообщаем, в 2016 г. дела о нарушении антимонопольного законодательства на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории г. Тула Тульской области у Тульского УФАС России отсутствуют.

10. Заключение

1.Рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории г. Тула Тульской области относится к рынку с высоким уровнем рыночной концентрации и недостаточно развитой конкуренцией.

2. Наибольшая доля на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории г. Тула Тульской области принадлежит ОАО "Тульская мусорная компания».