Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке автомобильных бензинов в Тульской области с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.

1. Общие положения

1.1. Основание и цель исследования

Основанием для проведения анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке автомобильных бензинов в Тульской области (далее по тексту – Анализ) является Приказ ФАС России от  05.12.2016 года № 1718/16.

Целью проведения анализа конкуренции на розничных рынках автомобильных бензинов является установление доминирующего положения вертикально-интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК) на региональном рынке.

Анализ проводился в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее по тексту – Порядок), а также методических  рекомендаций по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов (далее по тексту – Методические указания), направленных в адрес территориальных органов ФАС России.

 

1.2. Источники исходной информации

 

В качестве источников исходной информации при проведении Анализа использованы:

- сведения, извлеченные из Единого государственного реестра юридических лиц, представленные Управлением ФНС по Тульской области;

- сведения, представленные Туластатом в части хозяйствующих субъектов, осуществлявших розничную торговлю моторным топливом в Тульской области с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.;

- сведения, представленные министерством экономического развития и промышленности Тульской области в части хозяйствующих субъектов, осуществлявших розничную торговлю моторным топливом в Тульской области по состоянию на 31.12.2017 г.;

- сведения, представленные хозяйствующими субъектами Тульской области, осуществляющими деятельность по розничной торговле моторным топливом на территории Тульской области с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.

 

2. Временной интервал исследования розничного рынка автомобильных бензинов

 

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик розничного рынка автомобильных бензинов, которые сложились до момента проведения исследования, Анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования розничного рынка автомобильных бензинов, в соответствии с Методическими указаниями, является период с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.

 

3. Продуктовые границы розничного рынка автомобильных бензинов

 

Предварительное определение товара – автомобильные бензины.

Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2011 № 454-ст, розничная торговля автомобильными бензинами классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

Бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТ по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями…»).

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов, предназначенных для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99).

Вместе с тем, распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и другие.

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

На практике единственным существенным показателем, классифицирующим автомобильные бензины, является октановое число моторного топлива (далее-ОЧ). По ОЧ автомобильные бензины разделяются на две подгруппы, что и является существенным различием:

- низкооктановые бензины – А-76, АИ-80, Нормаль-80 (ОЧ 76,0 по моторному методу и 80,0  по исследовательскому методу);

- высокооктановые бензины – Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и другие (ОЧ 82,5-88,0 по моторному методу, 91-98 по исследовательскому методу).

Таким образом, исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования розничных рынков автомобильных бензинов можно выделить следующие товары:

Группа товаров

Подгруппа товаров

Товары (марки)

Октановое число

 

 

Автомобильные бензины

(ОКП 02 5110)

 

Низкооктановые

 

А-76 (АИ-80)

76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу

 

Высокооктановые

АИ-92 (АИ-91, АИ-93)

82,5-88 по моторному методу, 91-98 по исследовательскому методу

АИ-95 (АИ-96)

АИ-98

 

Исходя из специфики розничного потребления автомобильных бензинов (не взаимозаменяемость марки автомобильного бензина при потреблении в сторону снижения октанового числа, так как использование моторного топлива с октановым числом ниже заявленного в техническом паспорте (инструкции по эксплуатации) автомобиля, ведет к несвоевременному сгоранию топлива, снижению мощности, износу двигателя и другим негативным последствиям для владельца автотранспортного средства), продуктовые границы данных товаров следует рассматривать по маркам автомобильных бензинов.

Брендированные автомобильные бензины различных марок (Ultimate, Pulsar, V-Rower, G-Drive, ЭКТО и тому подобное) в пределах одного ОЧ следовало рассматривать как одну товарную группу.

Также, в целях исключения взаимозаменяемости автомобильных бензинов и дизельного топлива следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка. К существенным недостаткам газобаллонных автомобилей можно отнести уменьшение грузоподъемности автомобиля и повышение его пожароопасности. Нельзя не учитывать тот факт, что расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях отсутствует возможность заправки данным видом топлива.

 

4. Географические границы розничного рынка автомобильных бензинов

 

Предварительное определение географических границ товарного рынка, в соответствии с Методическими указаниями, определено границами субъекта Российской Федерации - границами Тульской области.

Географические границы товарного рынка, согласно пункту 4.1 Порядка, определяются границами территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Для установления географических границ рынка в первую очередь необходима идентификация приобретателя (приобретателей) на данном товарном рынке.

Приобретателем на данном товарном рынке являются:

- население Тульской области, имеющее автотранспорт, оснащенный бензиновым двигателем;

- юридические лица, приобретающие автомобильные бензины единичного количества преимущественно для личного использования.

В соответствии с пунктом 4.3 Порядка, при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитываются:

- организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;

- расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы.

При проведении анализа особенностей географического расположения пунктов розничной реализации нефтепродуктов - стационарных автозаправочных станций (АЗС) с точки зрения организационно-транспортных схем приобретения нефтепродуктов потребителем было установлено, что АЗС размещены по территории Тульской области весьма неравномерно. В первую очередь, это связано с тем, что по территории области проходят автомобильные дороги федерального значения: «Крым» М-2, «Дон» М-4, «Калуга-Тула-Михайлов-Рязань» 1Р-132, «Каспий», «Калуга-Перемышль-Белев-Орел» 1Р-92, пересекающие ее с севера на юг по территориям 5-6 муниципальных районов области. Это является причиной того, что значительная часть АЗС,  как и следует ожидать, дислоцируется вдоль указанных магистралей.

Вторым обстоятельством, определяющим неравномерность размещения АЗС на территории Тульской области, является сосредоточение промышленных предприятий в нескольких промышленных зонах, к которым относятся город Тула (предприятия металлургии, машиностроения, легкой и перерабатывающей промышленности), Щекинский район (предприятия химии), Новомосковская промышленная зона, объединяющая граничащие друг с другом Новомосковский,  Кимовский и Узловский районы и город Донской (предприятия химии, легкой и перерабатывающей промышленности). В этих промышленных зонах наблюдается повышенная концентрация АЗС.

В третьих, в районах Тульской области, не относящихся к развитым промышленным зонам и удаленным от федеральных автомагистралей, АЗС, как правило, дислоцируются вблизи районных центров. Средняя протяженность районов в Тульской области (с севера на юг и с запада на восток) составляет около 40 км. Административные центры муниципальных районов и городских округов, как правило,  располагаются в их центральной части.

Несмотря на неравномерность расположения АЗС на территории Тульской области для приобретателей автомобильных бензинов, проживающих и работающих в пределах территории Тульской области, экономически нецелесообразно выезжать за пределы территории области с целью заправки своего автомобиля, так как на территории области имеются АЗС, место расположения которых территориально определено.

Таким образом, для целей настоящего анализа в качестве географических границ розничного рынка автомобильных бензинов выбрана граница территории Тульской области.

 

5. Состав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на розничном рынке автомобильных бензинов

 

Согласно пункту 5.1 Порядка, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Продавцами на розничных рынках автомобильных бензинов являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле автомобильными бензинами на АЗС единичным количеством товара (автомобильного бензина) преимущественно для личного использования.

Покупателями на розничных рынках автомобильных бензинов являются физические и юридические лица, приобретающие автомобильные бензины единичного количества преимущественно для личного использования.

Для определения состава хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на розничном рынке реализации автомобильных бензинов, были проанализированы сведения:

- представленные Туластатом в части хозяйствующих субъектов, осуществлявших розничную торговлю моторным топливом в Тульской области с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.;

- представленные министерством промышленности и топливно-энергетического комплекса Тульской области  по состоянию на 31.12.2017 г.;

- представленные хозяйствующими субъектами Тульской области, осуществляющими деятельность по розничной торговле моторным топливом на территории Тульской области с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.

Для целей проведения данного Анализа были использованы данные, полученные от 16 хозяйствующих субъектов.

В результате вышеуказанного анализа составлен перечень хозяйствующих субъектов, осуществлявших деятельность по розничной реализации автомобильными бензинами в Тульской области с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г. (Таблица 1).

При выявлении хозяйствующих субъектов, действующих на розничном рынке автомобильных бензинов, следовало руководствоваться пунктом 5.2 Порядка.

Количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:

- выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;

- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Тульское УФАС России максимально стремилось к выполнению требований пункта 5.2 Порядка.

При этом следует отметить, что состав участников рынка розничной реализации нефтепродуктов в регионе находится в процессе непрерывных быстропротекающих изменений, связанных с уходом с рынка одних и приходом других хозяйствующих субъектов, а также частой сменой прав собственности или аренды на АЗС, при которой хозяйствующие субъекты, арендующие АЗС, регистрируются по адресу аренды и при проведении ретроспективного Анализа выявить этих хозяйствующих субъектов не представляется возможным.

Согласно пункту 5.4 Порядка для хозяйствующих субъектов, действующих на указанном товарном рынке, определялась также:

- принадлежность к группе лиц.

Анализ представленных от хозяйствующих субъектов сведений показал, что хозяйствующие субъекты, вошедшие в состав участников розничного рынка автомобильных бензинов, не образуют групп лиц.

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

 

В соответствии с Методическими указаниями в качестве показателя объема товарной массы используется показатель объема продаж автомобильных бензинов в натуральном выражении (литры).

Согласно пункта 6.2 Порядка, объем розничного рынка автомобильных бензинов определялся как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. При этом не допускался повторный учет одного и того же товара.

Согласно пункту 6.3 Порядка, доля хозяйствующего субъекта на указанном товарном рынке рассчитывалась как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Результаты расчетов объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов представлены  в Таблице 1.

 

7. Определение уровня концентрации розничного рынка

 

Для определения уровня концентрации розничного рынка автомобильных бензинов в соответствующих географических границах в соответствии с пунктом 7.1 Порядка использованы:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

 

,

 

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

 

,

 

где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Результаты расчета показателя уровня  концентрации приведены в Таблице 1.

Уровень концентрации розничного рынка автомобильных бензинов определен в соответствии с критериями пункта 7.2 Порядка и приведен также в Таблице 1.

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

В соответствии с разделом VIII Порядка, процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

К барьерам входа на товарный рынок относятся:

а) экономические ограничения, в том числе:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обуславливающего для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого оптимального объема производства с минимумом издержек (эффект масштаба производства).

б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:

- необходимость получения лицензии;

- экологические ограничения;

- трудности в получении земельных участков;

- стандарты, предъявляемые к качеству.

При оценке барьеров входа на исследуемый товарный рынок исходили из следующих соображений.

Для осуществления розничной реализации нефтепродуктов необходимым условием является наличие стационарных АЗС на отведенных земельных участках, оборудованных в соответствии с нормами и  правилами эксплуатации. Вход на рынок розничной реализации моторного топлива (автомобильных бензинов) требует определенных капитальных вложений, связанных или со строительством новой АЗС, или с приобретением действующей АЗС на правах собственности или аренды, что накладывает определенные экономические, а в случае строительства новой АЗС и административные ограничения (выделение земельного участка, получение разрешения на строительство и эксплуатацию АЗС) для входа на рынок.

Следует отметить, что при практически неизменном количестве функционирующих на рынке АЗС (с учетом неизбежных ремонтно-профилактических работ, консервации и т.д.) уход с рынка одних хозяйствующих субъектов сопровождается приходом на рынок эквивалентного числа новых хозяйствующих субъектов.

Наличие на товарном рынке хозяйствующих субъектов, входящих в группу ВИНК, не создает каких-либо заметных ограничений для входа на рынок независимых хозяйствующих субъектов – продавцов автомобильных бензинов.

Экономические барьеры входа на розничный рынок автомобильных бензинов вряд ли можно назвать преодолимыми, так как затраты на преодоление этих барьеров экономически не оправдываются (во всяком случае в приемлемые сроки).

 

9. Оценка состояния конкурентной среды на розничном рынке автомобильных бензинов  Тульской области

 

При оценке состояния конкурентной среды в сфере региональной розничной реализации автомобильных бензинов учитывались следующие региональные факторы и особенности, влияющие на условия обращения товара и состояние конкурентной среды.

Тульская область относится к числу регионов с развитыми промышленностью и сельским хозяйством. Предприятия этих отраслей, широко использующие автотранспортные средства, являются основными розничными потребителями моторного топлива (автомобильных бензинов, в частности, А-76, АИ-80, АИ-92). В связи с тем, что в число розничных потребителей нефтепродуктов входят предприятия сельского хозяйства, спрос на нефтепродукты (автомобильные бензины) носит ярко выраженный сезонный характер.

В Тульской области отсутствуют нефтеперерабатывающие предприятия. Ближайший нефтеперерабатывающий завод находится в Рязанской области. Поставка автомобильных бензинов в регион осуществляется преимущественно с Рязанского, Саратовского и Ярославского нефтеперерабатывающих заводов. Доставка нефтепродуктов осуществляется частично по нефтепродуктопроводу с Рязанского НПЗ и железнодорожным транспортом.

Основным предприятием нефтепродуктообеспечения в Тульской области является ПАО «Туланефтепродукт», входящее в группу лиц ВИНК НК-Роснефть, имеющее на территории региона 2 функционирующих предприятия нефтепродуктообеспечения (нефтебазы), осуществляющие прием, хранение и отпуск моторного топлива для контрагентов и собственных АЗС общества.

По территории Тульской области проходят следующие автомобильные дороги федерального значения: «Крым» М-2, «Дон» М-4, «Калуга-Тула-Михайлов-Рязань» 1Р-132, «Каспий», «Калуга-Перемышль-Белев-Орел» 1Р-92. Соответственно, наибольшее число АЗС, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, размещено на непосредственно прилегающих к указанным автомобильным дорогам территориях. Кроме того, следует отметить концентрацию АЗС в промышленных центрах области: областном центре городе Туле и в промышленной зоне городов Новомосковск, Кимовск, Узловая. Это приводит к существенно-неравномерному распределению дислокации АЗС по территории области. Если на территориях, прилегающих к федеральным автодорогам, и в промышленных центрах имеет место высокая концентрация АЗС, то в отдаленных от них сельских районах число АЗС ограничено одной-двумя единицами, при этом,  как правило, владельцем большего числа из них является ПАО «Туланефтепродукт».

Для осуществления розничной реализации нефтепродуктов необходимым условием является наличие стационарных АЗС на отведенных земельных участках, оборудованных в соответствии с нормами и правилами эксплуатации. Вход на рынок розничной реализации моторного топлива (автомобильных бензинов) требует определенных капитальных вложений, связанных или со строительством новой АЗС, или с приобретением действующей АЗС на правах собственности или аренды, что накладывает определенные экономические, а в случае строительства новой АЗС и административные ограничения (выделение земельного участка, получение разрешения на строительство и эксплуатацию АЗС) для входа на рынок.

По результатам Анализа установлено, что:

- наибольшие рыночные доли на розничном рынке реализации автомобильного бензина марки А-76 (АИ-80) с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г. занимал ООО «Ока Сервис»- независимый хозяйствующий субъект;

-наибольшие рыночные доли на розничном рынке реализации автомобильного бензина марки АИ-92 с 01.01.2017 г. по 31.01.2017 г. занимали ПАО «Туланефтепродукт», входящее в группу ВИНК НК-Роснефть и ООО «Лукойл-Черноземьенефтепродукт», входящее в группу лиц Лукойл, ООО «Газэнегосеть розница», входящее в группу ВИНК ПАО «Газпромнефть», имеющие наибольшее количество АЗС, принадлежащих им на правах собственности и аренды (40, 26 и 15 соответственно) (Таблица 1).

- наибольшие рыночные доли на розничном рынке реализации автомобильного бензина марки АИ-95 с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г. занимали ПАО «Туланефтепродукт», входящее в группу ВИНК НК-Роснефть и ООО «Лукойл-Черноземьенефтепродукт», входящее в группу лиц ПАО «Лукойл», ООО «Газэнегосеть розница», входящее в группу ВИНК ПАО «Газпромнефть», имеющие наибольшее количество АЗС, принадлежащих им на правах собственности и аренды (40, 26 и 15 соответственно)  (Таблица 1);

- наибольшие рыночные доли на розничном рынке реализации автомобильного бензина марки АИ-98 с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г. занимали ПАО «Туланефтепродукт», входящее в группу ВИНК НК-Роснефть, ООО «Лукойл-Черноземьенефтепродукт», входящее в группу лиц ПАО «Лукойл» (Таблица 1);

- наибольшие рыночные доли на розничном рынке реализации автомобильного бензина марки АИ-100 с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г. занимал ООО «Лукойл-Черноземьенефтепродукт», входящее в группу лиц ПАО «Лукойл» (Таблица 1);

По итогам Анализа не установлено доминирующее положение ВИНК ПАО «Туланефтепродукт», ООО «Лукойл-Черноземьенефтепродукт» и ООО «Газэнегосеть розница» на розничных рынках автомобильных бензинов А-76 (АИ-80), независимый хозяйствующий субъект ООО «Ока Сервис» занимал долю -100%;

 По итогам Анализа были установлены доли на розничном рынке автомобильного бензина АИ-92 у следующих хозяйствующих субъектов:

- ПАО «Туланефтепродукт» с рыночной долей 51,64 %;

- ООО «Лукойл-Черноземьенефтепродукт» с рыночной долей 19,73 %;

- ООО «Газэнегосеть розница» с рыночной долей 13,96%.

На розничном рынке автомобильного бензина АИ-95 у следующих хозяйствующих субъектов:

- ПАО «Туланефтепродукт» с рыночной долей 38,40 %;

- ООО «Лукойл-Черноземьенефтепродукт» с рыночной долей 33,81 %;

- ООО «Газэнегосеть розница» с рыночной долей 13,87 %.

На розничном рынке автомобильного бензина АИ-98 у следующих хозяйствующих субъектов:

- ПАО «Туланефтепродукт» с рыночной долей 29,74 %;

- ООО «Лукойл-Черноземьенефтепродукт» с рыночной долей 70,26 %.

По итогам Анализа на розничном рынке автомобильного бензина АИ-100 у ООО «Лукойл-Черноземьенефтепродукт» рыночной доля составила 100 %;

По итогам сравнения коэффициентов рыночной концентрации и индексов рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана на розничных рынках автомобильных бензинов А-76 (АИ-80) и АИ-98 можно сделать вывод, что данные рынки являются рынками с высокой концентрацией и отнести их к рынкам с  неразвитой конкуренцией.

По итогам сравнения коэффициентов рыночной концентрации и индексов рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана на розничных рынках автомобильных бензинов АИ-92, АИ-95 и А-100 можно сделать вывод, что данный рынок являются высоконцентрированным и отнести его к рынку с недостаточно развитой конкуренцией.

 

10. Выводы и предложения

 

1. В соответствии с результатами проведенного Анализа установлено, что  региональный розничный рынок автомобильных бензинов в Тульской области за период времени с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г. имел следующие уровни концентрации:

- автомобильного бензина марки А-76 (АИ-80) – высокий уровень концентрации с неразвитой конкуренцией;

- автомобильного бензина марки АИ-92 - высокий уровень концентрации и являлся рынком с недостаточно развитой конкуренцией;

- автомобильного бензина марки АИ-95 - высокий уровень концентрации и являлся рынком с недостаточно развитой конкуренцией;

- автомобильного бензина марки АИ-98 - высокий уровень концентрации и являлся рынком с неразвитой конкуренцией;

- автомобильного бензина марки АИ-100 - высокий уровень концентрации и являлся рынком с неразвитой конкуренцией.

2. Наибольшие рыночные доли на розничном рынке автомобильных бензинов принадлежали следующим хозяйствующим субъектам:

- на рынке автомобильного бензина марки А-76 (АИ-80): ООО «Ока Сервис» независимый хозяйствующий субъект;

 - на рынке автомобильного бензина марки АИ-92: ПАО «Туланефтепродукт», входящему в группу ВИНК НК-Роснефть, ООО "Лукойл-Черноземьенефтепродукт", входящему в группу ВИНК ПАО «Лукойл» и ООО «Газэнегосеть розница», входящему в группу ВИНК ПАО «Газпромнефть»;

- на рынке автомобильного бензина марки АИ-95: ПАО «Туланефтепродукт», входящему в группу ВИНК НК-Роснефть, ООО "Лукойл-Черноземьенефтепродукт", входящему в группу ВИНК ПАО «Лукойл» и ООО «Газэнегосеть розница», входящему в группу ВИНК ПАО «Газпромнефть»;

- на рынке автомобильного бензина марки АИ-98: ПАО «Туланефтепродукт», входящему в группу ВИНК НК-Роснефть,  ООО "Лукойл-Черноземьенефтепродукт", входящему в группу ВИНК ПАО «Лукойл»;

- на рынке автомобильного бензина марки АИ-100:  ООО "Лукойл-Черноземьенефтепродукт", входящему в группу ВИНК ПАО «Лукойл».