• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива в Тульской области за с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.

1. Общие положения

 

1.1. Основание и цель исследования

Основанием для проведения анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива в Тульской области (далее по тексту – Анализ) Приказ ФАС России от  05.12.2016 года № 1718/16.

Целью проведения анализа конкуренции на розничных рынках дизельного топлива является установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее - ВИНК) на региональном рынке.

Анализ проводился в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее по тексту - Порядок), а также методических  указаний по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива (далее по тексту - Методические указания), направленных в адрес территориальных органов ФАС России.

 

1.2. Источники исходной информации

В качестве источников исходной информации при проведении Анализа использованы:

- сведения, извлеченные из Единого государственного реестра юридических лиц, представленные Управлением ФНС по Тульской области;

- сведения, представленные Туластатом в части хозяйствующих субъектов, осуществлявших розничную торговлю моторным топливом в Тульской области с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.;

- сведения, представленные министерством экономического развития и промышленности Тульской области в части хозяйствующих субъектов, осуществлявших розничную торговлю моторным топливом в Тульской области по состоянию на 31.12.2017 г.;

- сведения, представленные хозяйствующими субъектами Тульской области, осуществляющими деятельность по розничной торговле моторным топливом на территории Тульской области с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.

 

2. Временной интервал исследования розничного рынка дизельного топлива

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик розничного рынка дизельного топлива, которые сложились до момента проведения исследования, Анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования розничного рынка дизельного топлива, в соответствии с Методическими указаниями, является период с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.

 

3. Продуктовые границы розничного рынка дизельного топлива

 

           Предварительное определение товара – дизельное топливо.

Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2011 № 454-ст, розничная торговля дизельным топливом классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

            Дизельное топливо предназначено для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТ по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей…»).

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0 °С и выше; З (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и выше (t застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше (t застывания топлива не выше минус 45 °С); А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50 °С и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (ГОСТ 1510-84).

Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления представляет собой один товар.

Брендированное дизельное топливо различных марок (Ultimate, Pulsar, V-Rower, G-Drive, Экто, и прочие), следует  рассматривать как одну товарную группу.

Также, в целях исключения взаимозаменяемости дизельного и газового топлива следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка. К существенным недостаткам газобаллонных автомобилей можно отнести уменьшение грузоподъемности автомобиля и повышение его пожароопасности. Нельзя не учитывать  тот факт, что расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях отсутствует возможность заправки данным видом топлива.

 

4. Географические границы розничного рынка дизельного топлива

 

Предварительное определение географических границ товарного рынка, в соответствии с Методическими указаниями, определено границами субъекта Российской Федерации - границами Тульской области.

Географические границы товарного рынка, согласно пункту 4.1 Порядка, определяются границами территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Для установления географических границ рынка в первую очередь необходима идентификация приобретателя (приобретателей) на данном товарном рынке.

Приобретателем на данном товарном рынке является население Тульской области, имеющее автотранспорт, оснащенный дизельным двигателем.

В соответствии с пунктом 4.3 Порядка при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитываются:

- организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;

- расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы.

При проведении анализа особенностей географического расположения пунктов розничной реализации нефтепродуктов - стационарных автозаправочных станций (АЗС) с точки зрения организационно-транспортных схем приобретения нефтепродуктов потребителем было установлено, что АЗС размещены по территории Тульской области весьма неравномерно. В первую очередь, это связано с тем, что по территории области проходят автомобильные дороги федерального значения: «Крым» М-2, «Дон» М-4, «Калуга-Тула-Михайлов-Рязань» 1Р-132, «Каспий», «Калуга-Перемышль-Белев-Орел» 1Р-92, пересекающие ее с севера на юг по территориям 5-6 муниципальных районов области. Это является причиной того, что значительная часть АЗС,  как и следует ожидать, дислоцируется вдоль указанных магистралей.

Вторым обстоятельством, определяющим неравномерность размещения АЗС на территории Тульской области, является сосредоточение промышленных предприятий в нескольких промышленных зонах, к которым относятся город Тула (предприятия металлургии, машиностроения, легкой и перерабатывающей промышленности), Щекинский район (предприятия химии), Новомосковская промышленная зона, объединяющая граничащие друг с другом Новомосковский,  Кимовский и Узловский районы и город Донской (предприятия химии, легкой и перерабатывающей промышленности). В этих промышленных зонах наблюдается повышенная концентрация АЗС.

В третьих, в районах Тульской области, не относящихся к развитым промышленным зонам и удаленным от федеральных автомагистралей, АЗС, как правило, дислоцируются вблизи районных центров. Средняя протяженность районов в Тульской области (с севера на юг и с запада на восток) составляет около 40 км. Административные центры муниципальных районов и городских округов, как правило,  располагаются в их центральной части.

Поэтому для приобретателя дизельного топлива, проживающего и работающего в пределах территории Тульской области, экономически нецелесообразно выезжать за пределы территории области с целью заправки своего автомобиля дизельным топливом, так как на территории Тульской области имеются АЗС, место расположения которых территориально определено.

Таким образом, для целей настоящего анализа в качестве географических границ розничного рынка дизельного топлива выбрана граница территории Тульской области.

 

5. Состав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на розничном рынке дизельного топлива

Согласно пункту 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Продавцами на розничных рынках дизельного топлива являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле дизельным топливом на АЗС единичным количеством товара (дизельным топливом) преимущественно для личного использования.

Покупателями на розничных рынках дизельного топлива являются физические и юридические лица, приобретающие дизельное топливо единичного количества преимущественно для личного использования.

Для определения состава хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на розничном рынке реализации дизельного топлива, были проанализированы сведения:

- представленные Туластатом в части хозяйствующих субъектов, осуществлявших розничную торговлю моторным топливом в Тульской области с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.;

- представленные министерством промышленности и топливно-энергетического комплекса Тульской области  по состоянию на 31.12.2017 г.;

- представленные хозяйствующими субъектами Тульской области, осуществляющими деятельность по розничной торговле моторным топливом на территории Тульской области с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.

Для целей проведения данного Анализа были использованы данные, полученные от 16 хозяйствующих субъектов.

В результате вышеуказанного анализа составлен перечень хозяйствующих субъектов, осуществлявших деятельность по розничной реализации дизельного топлива в Тульской области в 2017 году (Таблица 1).

При выявлении хозяйствующих субъектов, действующих на розничном рынке дизельного топлива, следовало руководствоваться пунктом 5.2 Порядка:

Количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:

- выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;

- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Тульское УФАС России максимально стремилось к выполнению требований пункта 5.2 Порядка.

Но при этом следует отметить, что состав участников рынка розничной реализации нефтепродуктов в регионе находится в процессе непрерывных быстропротекающих изменений, связанных с уходом с рынка одних и приходом других хозяйствующих субъектов, а также частой сменой прав собственности или аренды на АЗС, при которой хозяйствующие субъекты, арендующие АЗС, регистрируются по адресу аренды и при проведении ретроспективного Анализа выявить этих хозяйствующих субъектов не представляется возможным.

Согласно пункту 5.4 для хозяйствующих субъектов, действующих на указанном товарном рынке, определялась также:

- принадлежность к группе лиц.

Анализ представленных от хозяйствующих субъектов сведений показал, что хозяйствующие субъекты, вошедшие в состав участников розничного рынка дизельного топлива, не образуют группу лиц.

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

В соответствии с Методическими указаниями в качестве показателя объема товарной массы используется показатель объема продаж дизельного топлива в натуральном выражении (литры).

Согласно пункта 6.2 Порядка объем розничного рынка дизельного топлива определялся как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. При этом не допускался повторный учет одного и того же товара.

Согласно пункту 6.3 Порядка доля хозяйствующего субъекта на указанном товарном рынке рассчитывалась как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Результаты расчетов объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов представлены  в Таблице 1.

 

7. Определение уровня концентрации розничного рынка

Для определения уровня концентрации розничного рынка дизельного топлива в соответствующих географических границах в соответствии с пунктом 7.1 Порядка использованы:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

 

,

 

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

 

,

 

где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Результаты расчета показателя уровня  концентрации приведены в Таблице 1.

Уровень концентрации розничного рынка дизельного топлива определен в соответствии с критериями пункта 7.2 Порядка и приведен также в Таблице 1.

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

В соответствии с разделом VIII Порядка процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

К барьерам входа на товарный рынок относятся:

а) экономические ограничения, в том числе:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обуславливающего для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого оптимального объема производства с минимумом издержек (эффект масштаба производства).

б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:

- необходимость получения лицензии;

- экологические ограничения;

- трудности в получении земельных участков.

При оценке барьеров входа на исследуемый товарный рынок исходили из следующих соображений.

Для осуществления розничной реализации нефтепродуктов необходимым условием является наличие стационарных АЗС на отведенных земельных участках, оборудованных в соответствии с нормами и правилами эксплуатации. Вход на рынок розничной реализации моторного топлива (дизельного топлива) требует определенных капитальных вложений, связанных или со строительством новой АЗС, или с приобретением действующей АЗС на правах собственности или аренды, что накладывает определенные экономические, а в случае строительства новой АЗС и административные ограничения (выделение земельного участка, получение разрешения на строительство и эксплуатацию АЗС) для входа на рынок.

Следует отметить, что при практически неизменном количестве функционирующих на рынке АЗС (с учетом неизбежных ремонтно-профилактических работ, консервации и т.д.) уход с рынка одних хозяйствующих субъектов сопровождается приходом на рынок эквивалентного числа новых хозяйствующих субъектов.

Наличие на товарном рынке хозяйствующих субъектов, входящих в группу ВИНК, не создает каких-либо заметных ограничений для входа на рынок независимых хозяйствующих субъектов - продавцов дизельного топлива.

Экономические барьеры входа на розничный рынок дизельного топлива вряд ли можно назвать преодолимыми, так как затраты на преодоление этих барьеров экономически не оправдываются (во всяком случае в приемлемые сроки).

 

9. Оценка состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива  Тульской области

При оценке состояния конкурентной среды в сфере региональной розничной реализации дизельного топлива учитывались следующие региональные факторы и особенности, влияющие на условия обращения товара и состояние конкурентной среды.

Тульская область относится к числу регионов с развитыми промышленностью и сельским хозяйством. Предприятия этих отраслей, широко использующие автотранспортные средства, являются основными розничными потребителями моторного топлива (дизельного топлива). В связи с тем, что в число розничных потребителей нефтепродуктов (дизельного топлива) входят предприятия сельского хозяйства, спрос на нефтепродукты (дизельное топливо) носит ярко выраженный сезонный характер.

В Тульской области отсутствуют нефтеперерабатывающие предприятия. Ближайший нефтеперерабатывающий завод находится в Рязанской области. Поставка дизельного топлива в регион осуществляется преимущественно с Рязанского, Саратовского и Ярославского нефтеперерабатывающих заводов. Доставка нефтепродуктов осуществляется по нефтепродуктопроводу с Рязанского НПЗ и железнодорожным транспортом.

Основным предприятием нефтепродуктообеспечения в Тульской области является ПАО «Туланефтепродукт», входящее в группу лиц НК «Роснефть», имеющее на территории региона 2 функционирующих предприятия нефтепродуктообеспечения (нефтебазы в г. Тула, и г. Новомосковск), осуществляющие прием, хранение и отпуск моторного топлива для контрагентов и собственных АЗС общества.

По территории Тульской области проходят следующие автомобильные дороги федерального значения: «Крым» М-2, «Дон» М-4, «Калуга-Тула-Михайлов-Рязань» 1Р-132, «Каспий», «Калуга-Перемышль-Белев-Орел» 1Р-92. Соответственно наибольшее число АЗС, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, размещено на непосредственно прилегающих к указанным автомобильным дорогам территориях. Кроме того, следует отметить концентрацию АЗС в промышленных центрах области: областном центре городе Туле и в промышленной зоне городов Новомосковск, Кимовск, Узловая. Это приводит к существенно-неравномерному распределению дислокации АЗС по территории области. Если на территориях, прилегающих к федеральным автодорогам, и в промышленных центрах имеет место высокая концентрация АЗС, то в отдаленных от них сельских районах число АЗС ограничено одной-двумя единицами, при этом,  как правило, владельцем большего числа из них является ПАО «Туланефтепродукт».

Для осуществления розничной реализации нефтепродуктов необходимым условием является наличие стационарных АЗС на отведенных земельных участках, оборудованных в соответствии с нормами и правилами эксплуатации. Вход на рынок розничной реализации моторного топлива (дизельного топлива) требует определенных капитальных вложений, связанных или со строительством новой АЗС, или с приобретением действующей АЗС на правах собственности или аренды, что накладывает определенные экономические, а в случае строительства новой АЗС и административные ограничения (выделение земельного участка, получение разрешения на строительство и эксплуатацию АЗС) для входа на рынок.

По результатам Анализа установлено, что наибольшие рыночные доли на розничном рынке дизельного топлива в период с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г. занимали ПАО «Туланефтепродукт» (25,21%), входящее в группу НК «Роснефть» и ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» (36,87%), входящее в группу лиц ПАО «Лукойл», ООО «Газэнегосеть розница» (28,45%), входящее в группу ВИНК ПАО «Газпромнефть», имеющие наибольшее количество АЗС, принадлежащих им на правах собственности и аренды (40, 26 и 15 соответственно).

 Остальные хозяйствующие субъекты, относящиеся к категории «независимые хозяйствующие субъекты», составляющие большинство, занимали незначительные доли на розничном рынке дизельного топлива.

С учетом вышеперечисленных факторов, рынок розничной реализации дизельного топлива в Тульской области в период с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г. в силу высокого уровня концентрации относился к рынку с неразвитой конкуренцией.

 

10. Выводы и предложения

 

1. В соответствии с результатами проведенного Анализа установлено, что  региональный розничный рынок дизельного топлива в Тульской области в 2017 году имел высокий уровень концентрации и являлся рынком с неразвитой конкуренцией.

2. Наибольшие рыночные доли на исследованном рынке принадлежали хозяйствующим субъектам, входящим в группы лиц ВИНК: ПАО «Туланефтепродукт», входящему в ВИНК НК «Роснефть», ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт", входящему в ВИНК ПАО «Лукойл», ООО «Газэнегосеть розница», входящему в ВИНК ПАО «Газпромнефть».