Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в Тульской области за период 2019 г.

1. Общие положения

1.1. Основание и цель исследования

Основанием для проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов  в  Тульской области за 2019г. (далее по тексту – Анализ) является пункт 4.2 Перечня товарных рынков для ежегодного обследования, утвержденного приказом ФАС России  от 29.12.2018 №1929/18.

Целью проведения Анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, положения хозяйствующих субъектов на данном рынке, определения хозяйствующих субъектов, выявления барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемом рынке, на территории Тульской области.

Анализ проводился в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее по тексту – Порядок), а также методических  рекомендаций по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (письма ФАС России от 15.06.2020 № ВК/50225/20), (далее по тексту – Методические рекомендации).

 

1.2. Источники исходной информации

В качестве источников исходной информации при проведении Анализа использованы:

- сведения, извлеченные из Единого государственного реестра юридических лиц, представленные Управлением ФНС по Тульской области;

- сведения, представленные хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Тульской области.

 

2. Временной интервал исследования товарного рынка

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик рынка оказания услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, которые сложились до момента проведения исследования, Анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования рынка оказания услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с Методическими рекомендациями, является 2019 год.

 

3. Продуктовые границы товарного рынка

Продуктовые границы товарного рынка определяются в соответствии с Главой III Порядка анализа рынка.

Процедура выявления услуги, обращающейся на товарном рынке (определение продуктовых границ товарного рынка) включает в себя:

-предварительное определение товара;

-выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

-определение взаимозаменяемых товаров.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемым товаром (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Предварительное определение товара.

Законом об отходах твердые коммунальные отходы определены как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

При этом сбор отходов представляет собой прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

Транспортирование отходов представляет собой перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности услуги по сбору, обработке и удалению отходов, услуги по утилизации отходов объединены в 38 классе. В зависимости от опасности отходов услуги по сбору отходов объединены в группы: 38.11 – для сбора неопасных отходов и 38.12 – для сбору опасных отходов. Далее внутри группы в зависимости от видов отходов и возможности повторного их использования услуги по сбору отходов подразделяются на подгруппы, виды и категории (например, 38.11.1 – услуги по сбору неопасных отходов, пригодных для повторного использования и д.р.).

Услуги по транспортированию отходов в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности поименованы как «перевозка специальными транспортными средствами отходов и отбросов» и включены в прочие услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом (вид 49.41.19).

Таким образом, согласно указанным классификаторам можно определить услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов как самостоятельный вид услуг по обращению с отходов, формирующий рассматриваемый рынок.

При этом необходимо отметить, что указанные услуги находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и предоставляют собой неразрывную технологическую цепочку.

Таким образом, продуктовые границы определены услугами по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара.

В Федеральном классификационном каталоге отходов (далее – ФККО) коммунальные отходы объединены в группу 7 30 000 00 00 0 - отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, 7 34 000 00 00 0 - отходы при предоставлении услуг населению, куда включены 7 31 100 00 00 0 отходы из жилищ, 7 31 200 00 00 0 - отходы от уборки территории городских и сельских поселений, 7 31 900 00 00 0 - прочие твердые коммунальные отходы.

Законом об отходах установлено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы (термометры, гальванические элементы, люминесцентные лампы);

II класс - высокоопасные отходы (батареи аккумуляторов, автопокрышки, освинцованный кабель с медными жилами);

III класс - умеренно опасные отходы (масла, нефтепродукты, строительный мусор, битумная крошка);

IV класс - малоопасные отходы (остатки щебня и арматура, шпаклевка);

V класс - практически неопасные отходы (пластик, зола древесная, металл).

В соответствии с Законом об отходах сбор и транспортирование отходов является одним из этапов обращения с отходами.

Транспортирование отходов должно производиться специальными транспортными средствами.

Транспортирование отходов связано с перемещением отходов между местами образования, сбора, накопления, хранения, утилизации, захоронения.

Сбор и транспортирование отходов I – IV класса опасности осуществляется на основании лицензии, выданной в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности, тогда как сбор и транспортирование отходов V класса опасности производится без лицензии.

В рамках проводимого анализа рассматриваются лишь услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Определение взаимозаменяемых товаров.

Согласно пункту 3.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Учитывая характер оказываемых услуг, необходимость наличия специализированного автотранспорта, а также необходимость наличия лицензии на осуществление услуг по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов I-IV класса опасности, услуги, способные заменить сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, не выявлены.

 

 

 

4. Географические границы товарного рынка

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке географические границы товарного рынка - это границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

При определении географических границ рынка учитывается характер рынка, при котором хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (продавец услуг), может предлагать свои услуги.

В соответствии со статьей 24.7 Закона № 89-ФЗ, статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) собственники твердых коммунальных отходов, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, жилых домов, домовладений, лица, пользующиеся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющие коммунальные услуги, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению  с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отхода и находятся места их накопления.

Население и юридические лица с положениями ЖК РФ и Закона об отходах, а также в соответствии с пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, не имеют возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с иными хозяйствующими субъектами, кроме как с региональным оператором, определенным для соответствующей зоны.

Согласно Закону об отходах зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.

Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.

Зоны деятельности региональных операторов охватывают всю территорию субъекта Российской Федерации и не пересекаются.

Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы имеют схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Учитывая такую специфику, географические границы рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов следует считать местными (локальными). В рамках проведения данного анализа географическими границами рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов приняты зоны деятельности региональных операторов.

На территории Тульской области оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляют два региональных оператора Тульский филиал ООО «Хартия», Тульский филиал ООО «МСК-Т».

5. Состав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке  

Согласно пункту 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Для определения состава хозяйствующих субъектов, осуществляющих предоставление услуг по сбору и транспортирование твердых коммунальных отходов в географических границах Тульской области, были проанализированы сведения за 2019 год:

в соответствии с пунктом 30 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по сбору и транспортированию отходов I - IV классов опасности.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно предоставляющие услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в географических границах муниципальных образований субъекта Российской Федерации в пределах определенного временного интервала и имеющих лицензию на деятельность по сбору и транспортированию отходов I - IV класса опасности, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов V класса опасности.

В каждом субъекте Российской Федерации региональные операторы определяются в результате проведения конкурсного отбора.

Таким образом, оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тульской области осуществляют два региональных оператора Тульский филиал ООО «Хартия», Тульский филиал ООО «МСК-Т».

Тульский филиал ООО «Хартия» осуществляет свою деятельность на территории муниципального образования город Тула, Щекинского и Киреевского районов, Тульский филиал ООО «МСК-Т» на остальной территории Тульской области.

В данном случае в качестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги по сбору и транспортирование твердых коммунальных отходов, рассматриваются хозяйствующие субъекты, имеющие утвержденные тарифы, установленные комитетом Тульской области по тарифам.

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

В соответствии с Методическими рекомендациями расчет общего объема рынка услуг по сбору и транспортирование твердых коммунальных отходов осуществлялся на основании объема товара, за исследуемый период в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка.

Количественной характеристикой объема рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (Vm) является общий объем по сбору и транспортированию отходов в натуральных показателях (тыс. куб. м и тоннах) и стоимостных показателях (цена услуги).

В случае если региональный оператор не попадает под действие пункта 3 Правил № 1133, региональный оператор обеспечивает транспортирование твердых коммунальных отходов самостоятельно, в указанном случае доля хозяйствующего субъекта (регионального оператора) в натуральном выражении - исполнителя на рассматриваемых товарных рынках (Di) равна 100 %.

В случае если сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов обеспечивает/ют операторы твердых коммунальных отходов по заключенным договорам с региональным оператором, то доля хозяйствующего субъекта в натуральном выражении - исполнителя на рассматриваемых товарных рынках (Di) определяется как отношение объема услуг по сбору и транспортированию отходов хозяйствующим субъектом к общему объему услуг по сбору и транспортированию отходов (Di = Vi / Vm).

Результаты расчетов объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов представлены  в таблице № 1, 2 за 2019 г.

Доля группы лиц на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов определяется как сумма долей хозяйствующих субъектов, действующих на одном рынке и составляющих группу лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

 

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

Определение уровня концентрации товарных рынков осуществляется в соответствии с требованиями Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».

В соответствии с пунктом 7.1. Порядка проведения анализа рынка,
для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) – сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

высокий – при 70% <=  <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

умеренный – при 45% <=  < 70% или 1000 <= HHI < 2000;

низкий – при  < 45% или HHI < 1000.

 

Результаты расчетов показателей уровня концентрации по рынку услуг по сбору и транспортирование твердых коммунальных отходов в географических границах действия региональных операторов, действующих на территории  Тульской области представлены  в таблице

 

наименование

Коэффициент рыночной концентрации (CR3, CR1 )

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

Зона деятельности регионального оператора Тульский филиал ООО "Хартия"

67,13

2014,6 (высокий)

Зона деятельности регионального оператора Тульский филиал ООО "МСК-Т"

64,04

5394,24 (высокий)

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок, оценка состояния конкуренции на товарном рынке

В соответствии с разделом VIII Порядка процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

К барьерам входа на товарный рынок относятся:

а) экономические ограничения, в том числе:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений:

- оказание услуг по сбору и транспортирование твердых коммунальных отходов возможно только хозяйствующими субъектами, имеющими соответственное техническое оснащение;

           - несвоевременная оплата потребителями покупаемой услуги, ведущие  к росту дебиторской задолженности и недостаточности средств на текущие расходы;

- необходимость крупных инвестиций для модернизации активов отрасли с целью повышения конкурентоспособности.

б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:

- утверждение тарифов на услугу по сбору и транспортирование твердых коммунальных отходов, устанавливаемых комитетом Тульской области по тарифам;

- оформление лицензии.  

Экономические барьеры выхода на рынке услуг по сбору и транспортирование твердых коммунальных отходов можно назвать преодолимыми, так как затраты на преодоление этих барьеров экономически оправдываются (во всяком случае в приемлемые сроки).

Как следует из проведенного анализа, в 2019 году рынок услуг по сбору и транспортирование твердых коммунальных отходов в Тульской области в силу высокого уровня концентрации относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Барьеры входа на товарный рынок участниками рынка в ходе опроса не были названы.

 

10. Выводы и предложения

1. В соответствии с результатами проведенного Анализа установлено, что рынки услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов и географических границах действия региональных операторов Тульской области в 2019 году имели высокий уровень концентрации и являлись рынками с неразвитой конкуренцией.

Количественный состав хозяйствующих субъектов на территории Тульской области представлен в таблицах №1.

2. По результатам проведенного Анализа установлено, что:

-  в географических границах зоны деятельности регионального оператора Тульского филиала ООО «Хартия» в 2019 году наибольшую долю имеет ООО «Хартия» – 32,93%,

-  в географических границах зоны деятельности регионального оператора Тульского филиала ООО «МСК-Т» в 2019 году доминирующее положение занимает ООО «Экогринсити» с долей – 64,04%.