Анализ работы Тульского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о размещении заказов в 2010 году

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Управление в 2010 году осуществляло контроль и надзор за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией, находящимся на территории осуществления деятельности Управления, законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов в форме рассмотрения жалоб участников размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, для нужд субъекта Российской Федерации и для муниципальных нужд.
          В 2010 году в Управление поступило 159 жалоб (в 2009 году - 117 жалоб) на действия (бездействие) заказчиков, а также конкурсных, аукционных и котировочных комиссий заказчиков, совершенные при размещении заказов.
Рост числа жалоб обусловлен высокой активностью участников размещения заказов, готовых  защищать нарушенные права. По мнению Управления,  высокая активность лиц, претендующих на заключение государственных или муниципальных контрактов, неразрывно связана с проводимой Управлением работой по развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращению  злоупотреблений в сфере размещения заказов.
          В отчетном периоде  из поступивших в Управление 159 жалоб:
-  14 жалоб отозвано заявителями;
- 55 жалоб возвращено без рассмотрения на основании положений части 1 статьи 59 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
- рассмотрено 90 жалоб, из которых признано обоснованными 39 жалоб (43 % от рассмотренных 90 жалоб) на действия (бездействие) заказчиков, а также конкурсных, аукционных и котировочных комиссий заказчиков, совершенные при размещении заказов.
           В 2010 году  Комиссией по контролю в сфере размещения заказов Управления по результатам рассмотрения 90 жалоб выявлено 91 нарушение законодательства в сфере размещения заказов, допущенных заказчиками, а также конкурсными, аукционными и котировочными комиссиями заказчиков, при размещении заказа для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно:
1.  Неправильный выбор способа размещения заказа – 3 нарушения, в том числе проведение конкурса, в случае если должен проводиться аукцион или аукцион в электронной форме – 3 нарушения;
2.  Размещение информации с грубыми нарушениями - 6 нарушений;
3. Нарушение порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий - 2 нарушения;
4.  Иные нарушения - 80 нарушений.
          В отчетном периоде Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления по результатам рассмотрения 90 жалоб и проведения при рассмотрении жалоб в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон) 90 внеплановых проверок соблюдения законодательства о размещении заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы, приняла 90 решений и выдала 54 предписания (60 % от рассмотренных жалоб) заказчикам, а также конкурсным, аукционным и котировочным комиссиям заказчиков об устранении нарушений законодательства в сфере размещения заказов, допущенных при размещении заказа.
В 2010 году из принятых Комиссией по контролю в сфере размещения заказов Управления по результатам рассмотрения жалоб 90 решений и выданных 54 предписаний:
- исполнено без судебного разбирательства - 54 предписания.
В 2010 году Управлением проведено 8 проверочных мероприятий по соблюдению заказчиками, а также конкурсными, аукционными и котировочными комиссиями заказчиков законодательства в сфере размещения заказов (3 плановые выездные проверки деятельности государственных заказчиков при размещении заказов для федеральных нужд;  5 внеплановых проверок деятельности государственных и муниципальных заказчиков, а также конкурсных, аукционных и котировочных комиссий государственных и муниципальных заказчиков), из них:
        1) для федеральных нужд -    4 проверки, в том числе:
- 3 плановые выездные проверки;
- 1 внеплановая камеральная проверка;
        2) для нужд субъекта Российской Федерации -  2 проверки, в том числе:
- 1 внеплановая выездная проверка;
- 1 внеплановая камеральная проверка;
        3) для муниципальных нужд -  2 проверки, в том числе:
- 1 внеплановая выездная проверка;
- 1 внеплановая камеральная проверка.
          В отчетном периоде Управлением по результатам проведения 8 проверочных мероприятий соблюдения заказчиками, а также конкурсными, аукционными и котировочными комиссиями заказчиков законодательства в сфере размещения заказов выявлено 89 размещений заказов с нарушением  законодательства в сфере размещения заказов, допущенных заказчиками, а также конкурсными, аукционными и котировочными комиссиями заказчиков,  при размещении заказа для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации  и муниципальных нужд.
В 2010 году Управление по результатам проведения 8 проверочных мероприятий соблюдения заказчиками, а также конкурсными, аукционными и котировочными комиссиями заказчиков законодательства в сфере размещения заказов привлекло к административной ответственности 19 должностных лиц государственных и муниципальных заказчиков (18 должностных лиц государственных заказчиков и 1 должностное лицо муниципального заказчика).
          В 2010 году из 19 выданных Управлением по результатам проведения  проверочных мероприятий постановлений о наложении административных штрафов за нарушение законодательства в сфере размещения заказов на общую сумму 306,4 тысяч рублей исполнено 12 постановлений о наложении штрафа, общая сумма уплаченных в 2010 году административных штрафов по результатам проведения  проверочных мероприятий составила  137,4 тысяч рублей.
          По состоянию на 01.01.2011 года 7 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 169,0 тысяч рублей в стадии исполнения (в соответствии с частью 1 статьи 32.2. КоАП РФ не истек срок уплаты штрафа со дня вступления постановлений в законную силу).
В 2010 году из 17 поступивших в Управление обращений государственных и муниципальных заказчиков о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов, 10 обращений государственных и муниципальных заказчиков признано необоснованными.
В 2010 году в Реестр недобросовестных поставщиков включены сведения о 2 участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного контракта, а также сведения о 5 исполнителях, с которыми государственные и муниципальные контракты расторгнуты по решению суда.