Позиция Тульского УФАС России по порядку начисления платы за электроэнергию в МОП

Позиция Тульского УФАС России по порядку начисления платы за электроэнергию, в том числе потребленную в местах общего пользования

В ходе рассмотрения заявлений граждан установлено следующее:

1. Сложившиеся договорные между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями противоречат действующему жилищному законодательству, в соответствии с нормами которого прямое взаимодействие между ресурсоснабжающей организацией и потребителем коммунальной услуги возможно лишь при выборе собственниками помещений дома способа непосредственного управления многоквартирным домом, а именно:

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 (далее - Правила № 307) исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Пункт 2 статьи 162 ЖК РФ, подпункт 3 пункта 49 Правил № 307 прямо возлагает на управляющую организацию обязанность по обеспечению собственников помещений в многоквартирных домах коммунальными услугами.

Пунктами 4 и 7 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение (содержание и ремонт) и коммунальные услуги.

В силу пункта 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) энергии) и в соответствии с указанными Основными положениями приобретает энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь энергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

2. ОАО «Тульская энергосбытовая компания» при расчетах с гражданами многоквартирных домов, в которых нет общедомовых приборов учета, выставляет оплату за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования, из расчета 7 кВт/ч за освещение мест общего пользования и 7 кВт/ч за электроэнергию, израсходованную на работу лифтов.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в решении от 02.10.2007 N ГКПИ07-1019 указал, что 7 кВт/ч - это величина, которая получена расчетным путем на основании данных статистики и расчетных таблиц норм расхода электроэнергии на эксплуатационные расходы жилищного хозяйства, которые утверждены приказом Минжилколхоза РСФСР от 25.12.1989 N 283. Эта величина не может применяться как самостоятельный норматив расчета коммунальных расходов, поскольку используется органами власти субъектов Российской Федерации при расчете норматива электроснабжения только при одном способе - расчетном методе по формулам, установленным приложением к Правилам.

Следовательно, применение нормативов 7 кВт/ч при расчете платы за электроснабжение мест общего пользования при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета, как самостоятельного норматива, противоречит действующему законодательству.

В решении Комиссии Тульского УФАС России по делу № 24-2/3-2009, возбужденному в отношении ОАО «Управляющая Компания г. Тулы» были отмечены факты нарушения норм жилищного законодательства, изложенные в пунктах 1 и 2 настоящего письма. Однако, Федеральный суд Центрального округа, отметив имеющиеся нарушения жилищного законодательства, указал, что данные нарушения носят гражданско-правой характер и не должны рассматриваться антимонопольным органом.

Кроме того, в соответствии частью 1 статьи 450 Гражданского Кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган вправе выдать хозяйствующим субъектам, нарушившим требования антимонопольного законодательства, обязательные для исполнения предписания о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договора в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых были нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией.

В Тульское УФАС России ходатайств от ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний не поступало.

В соответствии с Жилищным Кодексом РФ внести изменения договор управления многоквартирным домом и (или) расторгнуть его возможно только на основании решения общего собрания собственников.

В порядке статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также с учетом позиции Федерального арбитражного суда Центрального округа направляем Вам заявления граждан для принятия мер прокурорского реагирования в защиту нарушенных прав и интересов граждан, включая возможную защиту прав граждан в суде общей юрисдикции.