Правоприменительная практика нарушений рекламного законодательства, выявленных в 2011 г.

Анализ возбужденных и рассмотренных Управлением в 2011 году дел о нарушении рекламного законодательства свидетельствует о том, что хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области терапевтической косметологии, в том числе предоставляющие гражданам такие услуги, как контурная пластика лица, безоперационная подтяжка лица, удаление дефектов кожи, новообразований с использованием лазера, радиоволновой хирургии, лечение выпадения волос, татуаж, пирсинг, депиляция, услуги по массажу тела и лица, шугаринг (сахарная эпиляция) согласно «Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении» (утв. Минздравсоцразвития РФ 12.07.2004г.) входят в перечень простых медицинских услуг.
 В соответствии с Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 N 31 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих" требованием к профессии косметика, осуществляющего массаж лица, шеи и кожи головы, является наличие среднего медицинского образования.
Пунктами 49, 50 Приказа Росстата от 23.07.2009 N 147 "Об утверждении Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя "Объем платных услуг населению" медицинские услуги включают, в том числе услуги косметологических учреждений. В медицинские услуги включается оплата населением, в том числе проведения физиотерапевтических и иных процедур, массажей (включая гидромассаж), лечебной гимнастики, услуг обертывания грязями, мануальной терапии, мезотерапии, гемокода, контурной инъекционной пластики, флебопластики, предоставляемых парикмахерскими и салонами красоты.
Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ  «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, причем в рекламе, распространяемой в телепрограмме, такому предупреждению должно быть отведено не менее 7 % площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, в том числе печатными, не менее 5% рекламной площади.
В ходе осуществления Управлением мероприятий по контролю за соблюдением Федерального законодательства о рекламе только в ноябре-декабре 2011 года  выявлено 16 нарушений вышеуказанной нормы Закона, допущенных при размещении рекламы косметических услуг, услуг массажа.
В результате только за нарушение 24 статьи Федерального закона «О рекламе» Управлением наложены административные штрафы на ответственных должностных и юридических лиц на сумму более 300 тысяч рублей.
По мнению Тульского УФАС России, вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что рекламодателям, рекламораспространителям необходимо своевременно знакомиться с нормативными документами, регламентирующими осуществляемую ими деятельность и, в целях предотвращения нарушений рекламного законодательства, своевременно приводить рекламу в соответствие с действующим законодательством.

Справочные материалы:
1.    Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30.
2.    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.05.2007 N 323 "Об утверждении Порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи".
3.    Отраслевые стандарты "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N 12.
4.    Отраслевой классификатор "Простые медицинские услуги", утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 113 от 10.04.2001.
5.    Постановления Второго Арбитражного апелляционного суда от 10.11.2011 г. по делу N А29-4613/2011, Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.02.2011 г. N А33-11190/2010, Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 16.12.2009 г. по делу N А72-16528/2009.