СПРАВКА по результатам проверки соблюдения торговыми сетями Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

СПРАВКА

по результатам проверки соблюдения торговыми сетями, осуществляющими  деятельность по розничной торговле продовольственными товарами в Тульской области, антимонопольных требований Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

                  

В порядке осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13-15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговой деятельности) и на основании части 2 статьи 16 данного Закона Тульским УФАС России проведена проверка соблюдения торговыми сетями, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами на территории Тульской области, требований статьи 14 Закона о торговой деятельности.

 Согласно указанной статье хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Сделка, совершенная с нарушением предусмотренных частью 1 настоящей статьи требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

В целях проверки соблюдения вышеуказанных требований Закона о торговой деятельности у наиболее крупных розничных торговых сетей, осуществляющих розничную торговлю продовольствием на территории Тульской области, были истребованы сведения о розничном товарообороте продовольственных товаров за 2011 год в разрезе муниципальных районов и городских округов Тульской области, а также сведения о действующих и введенных в эксплуатацию торговых объектах по состоянию на 01.07.2012.

Полученные сведения были использованы для расчета долей соответствующего товарооборота хозяйствующих субъектов в процентах от объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за 2011 финансовый год в границах соответствующих муниципальных районов и городских округов, представленных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по тульской области – ТулаСТАТ на официальном сайте в сети Интернет.

В результате проверки установлено, что наиболее крупными торговыми сетями, осуществляющими розничную торговлю продовольствием на территории Тульской области в 2011 году являлись сети, осуществляющие деятельность по торговыми марками «СПАР» (ООО «СПАР-Тула», г. Тула), «Пятерочка» (ООО «ИКС 5 Ритейл Групп», г. Москва, «Магнит» (ЗАО «Тандер», г. Краснодар», «Семейная копилка» (ООО «Копилка», г. Тула). Прочие торговые сети «БИЛЛА» (ООО «BILLA», г. Москва), «Квартал» (ООО «Квартал-Тула», г. Тула), «СПАР-Экспресс» (ООО «Логистик 1», г. Тула)  имели в 2011 году незначительные доли  в общем розничном товарообороте продовольственных товаров муниципальных образований региона, существенно ниже предусмотренных статье 14 Закона о торговой деятельности.

Поскольку в 2012 году произошла ликвидация торговой сети «Копилка» путем передачи ее торговых объектов в управлении ООО «ДИКСИ-Юг» (Московская область) под торговой маркой «ДИКСИ», контроль в отношении торговой сети «Копилка» прекращен.

Торговая сеть «ДИКСИ» приступила к осуществлению своей деятельности в Тульской области  только с 3-го квартала 2012 года и не имела товарооборота в Тульской области в 2011 году.

Установлено, что доли торговых сетей «СПАР» и «Магнит» в 2011 году достигли критических значений, превышающих 25 % от общего товарооборота в следующих муниципальных районах и городских округах:

- доля торговой сети «СПАР» в городском округе – город Донской составила 35 %;

- доля торговой сети «Магнит» в муниципальном районе – Куркинский район составила 38 %, в муниципальном районе - Одоевский район – 35 % и в муниципальном районе – Чернский район – 27 %.

 

 

Муниципальное образование

Торговая сеть

ООО "СПАР-Тула" (СПАР)

ООО "ИКС 5 Ритэйл Групп" (Пятерочка)

ЗАО "Тандер" (Магнит)

К-во торговых объектов, ед

Доля в общем розничном товарообороте МО, %

К-во торговых объектов, ед

Доля в общем розничном товарообороте МО, %

К-во торговых объектов, ед

Доля в общем розничном товарообороте МО, %

на 01.01.2011

на 01.07.2012

на 01.01.2011

на 01.07.2012

на 01.01.2011

на 01.07.2012

г. Тула

29

32

10.64

9

10

2.04

13

17

3.36

г. Новомосковск

5

5

13.75

5

6

3.43

7

10

16.80

г. Донской

2

2

34.79

 

1

 

3

6

20.33

р.п. Новогруровский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п.г.т. Славный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алексинский

1

1

5.37

3

6

7.84

2

3

7.36

Арсеньевский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белевский

 

 

 

1

1

18.84

1

1

15.29

Богородицкий

 

 

 

1

2

9.21

2

2

9.82

Веневский

 

 

 

1

2

8.52

2

2

20.40

Воловский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дубенский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ефремовский

 

 

 

1

3

2.91

5

6

16.19

Заокский

 

 

 

1

1

19.02

 

 

 

Каменский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кимовский

 

 

 

1

1

4.58

3

4

21.71

Киреевский

 

 

 

3

4

11.05

4

5

16.09

Куркинский

 

 

 

 

 

 

1

1

37.63

Ленинский

 

 

 

1

2

2.62

2

2

5.62

Одоевский

 

 

 

 

2

 

1

1

35.19

Плавский

 

 

 

 

1

 

1

1

15.48

Суворовский

1

1

6.00

1

2

4.95

1

1

9.60

Тепло-Огаревский

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Узловский

2

2

17.71

3

3

10.13

3

4

10.11

Чернский

 

 

 

 

 

 

1

1

27.00

Щекинский

 

 

 

5

6

14.44

6

9

13.98

Ясногорский

 

 

 

 

1

7.98

1

1

17.35

В то же время, несмотря на рост товарооборота, развитие упомянутых сетей в указанных муниципальных образованиях в 2011 году и в 1-м полугодии 2012 года отсутствовало, а именно:

- количество торговых объектов торговой сети «СПАР» в городе Донской за период 2011 год -  1-е  полугодие 2012 года не изменилось и составило 2 единицы как на начало, так и на конец периода;

- количество торговых объектов торговой сети «Магнит» в Куркинском, Одоевском и Чернском районах за период 2011 год -  1-е  полугодие 2012 года также не изменилось и составило, соответственно, 1, 1 и 2 единицы как на начало, так и на конец периода;

В остальных муниципальных районах и городских округах доли каждой из трех вышеуказанных сетей в 2011 году не достигали порогового значения 25 %, что не накладывало установленных законом ограничений на их развитие в 2011 – 2012 г.г.

Таким образом, в результате проведенной проверки установлено отсутствие нарушений торговыми сетями, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами в Тульской области, требований статьи 14 Закона о торговой деятельности в 2011 году и первом полугодии 2012 года.

В то же время,  вследствие того, что доли торговой сети «СПАР» в городе Донском и торговой сети «Магнит» в Куркинском, Одоевском и Чернском районах превысили 25 процентов от общего розничного товарооборота продовольственных товаров в указанных муниципальных образований, согласно пункту 1 статьи 14 Закона о торговой деятельности эти торговые сети впредь не вправе  приобретать или арендовать в границах этих муниципальных образований дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности.

В случае выявления нарушения торговыми сетями данного запрета, установленного законом, Тульским УФАС России в рамках имеющихся полномочий будет предъявлено в суд требование о признании соответствующих сделок, совершенных торговыми сетями ничтожными и о применении последствий недействительности этих сделок.