Административные барьеры в строительстве: принеси то, не зная что

Рассмотрев жалобу хозяйствующего субъекта (далее – застройщик) на действия администрации г. Новомосковск (далее – Администрация) в сфере строительства, Тульское УФАС России признало её обоснованной, выдало предписание и вынесло предупреждение.

Было установлено, что в 2012г. застройщик и Администрация заключили договор аренды земельного участка, на котором в соответствии с выданным разрешением велось строительство автозаправочного комплекса. Срок действия разрешение на строительство неоднократно продлевался.

В 2018г. Администрация уведомила застройщика об одностороннем прекращении договора аренды земельного участка и обязала снести недостроенный объект, как самовольную постройку. Предъявляя указанное требование, Администрация достоверно располагала сведениями о том, что на арендуемом земельном участке осуществлялось строительство объекта, возведение которого было начато и происходило на законных основаниях. Степень готовности данного объекта составила 92%.

Тульское УФАС установило, что предъявление требования о сносе объекта незавершенного строительства не предусмотрено действующим законодательством.

Администрация, расторгнув в одностороннем порядке договор аренды земельного участка до истечения срока уведомления об этом застройщика, создала патовую ситуацию: для заключения договора аренды земельного участка застройщик должен представить документ, подтверждающий право собственности на объект незавершенного строительства, а для регистрации права собственности на объект нужно представить действующий договор аренды. Вместе с тем, действующее законодательство предусматривает право застройщика при наличии у него объекта незавершенного строительства, на заключение (продление) договора аренды земельного участка для завершения строительства. Отсутствие регистрации права собственности на объект незавершенного строительства не является основанием для отказа в заключении (продлении) договора аренды.

Действия Администрации по предъявлению к застройщику не предусмотренных федеральными законами требований привели к нарушению в сфере строительства и создали административный барьер, препятствуя осуществлению хозяйственной деятельности. Ссылаясь на факт прекращения договора аренды, Администрация издала постановление об отмене выданного разрешения на строительство, тем самым «изобретя» в сфере строительства процедуру, не предусмотренную действующим законодательством.

Не согласившись с антимонопольным органом, Администрация обратилась в суд.

Арбитражный суд Тульской области поддержал позицию Тульского УФАС о том, что выдача разрешений на строительство, их продление, и т.п. хотя и носит индивидуально-персонифицированный характер, однако регламентированы законодательством и устанавливают как требования к хозяйствующим субъектам (строительным организациям), так и основания осуществления ими деятельности при конкретном строительстве.

Администрация, издав постановление об отмене/аннулировании выданного разрешения на строительство, вышла за пределы предоставленных органам местного самоуправления полномочий.

21.11.2018 года Арбитражный суд Тульской области отказал Администрации в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, подтвердив законность и обоснованность решения и предписания Тульского УФАС России.