Практические разъяснения заказчикам

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

Практические разъяснения заказчикам для предупреждения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок

С 01 января 2020 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), предусматривающие установление заказчиком требования к составу заявки о предоставлении участником исключительно «согласия» при закупки любых работ, услуг, при выполнении (оказании) которых используется товар, то есть товар, который не передается заказчику.

В то же время количество нарушений, связанных с установлением требований к составу первой заявки не становится меньше. Тульское УФАС России, во избежание совершения заказчиками нарушений законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг  предлагает на конкретном примере рассмотреть, как совершается подобное нарушение.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Вместе с тем, исходя из положений  части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требования к составу первой части заявки должны быть установлены с учетом объекта закупки, что свидетельствует о необходимости указания в документации об аукционе данных требований в зависимости от того, что является предметом контракта: поставка товара, выполнение работ (оказание услуг) без поставки товара, выполнение работ (оказание услуг) с поставкой товара.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Следует отметить, что правовая конструкция пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе содержит совокупность условий, при которых заказчик обязан установить требование о предоставлении в составе первой части заявки конкретных показателей товара, а именно:

- осуществление закупки на выполнение работ, оказание услуг;

- поставка товара, необходимого для выполнения работ, оказания услуг.

Таким образом, только при осуществлении закупки, по результатам которой заключается смешанный договор, имеющий признаки договора поставки товара и выполнения работ (подряда), допускается устанавливать в требованиях к составу первой части заявки условие о предоставлении страны происхождения товара и конкретных показателей товара в соответствии с подпунктами "а, б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Предметом закупки являлось выполнение работ по содержанию автомобильных дорог.

Пунктом 5 «Общие требования к выполнению работы, ее качеству, в том числе к технологии производства работы, методам производства работы, организационно-технологической схеме производства работы, безопасности выполняемой работы» части II «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО СОДЕРЖАНИЮ АВТОДОРОГ» документации об электронном аукционе установлено, в том числе, следующее:

«Обработку проезжей части улиц при необходимости, в соответствии с метеоусловиями, выполнять пескосоляной смесью (ПСС) на основе хлористого натрия, содержащей 8% по массе реагента, норма распределения  150-300 г/кв. м. или  антигололедный реагент (хлористый натрий и другие соли, норма распределения до 30г/м.кв.). Проезжие части улиц с брусчатым покрытием, спуски, подъемы, перекрестки, выезды посыпаются только пескосоляной смесью…»

Пунктом 6 «Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) используемых материалов» части II «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО СОДЕРЖАНИЮ АВТОДОРОГ» документации об электронном аукционе установлены функциональные и технические характеристики используемой для выполнения работ смеси:

 

п/п

Наименование показателей

Требуемое значение показателей

  1. Пескосоляная смесь

1.1

Влажность, %

не более 5

1.2

Массовая доля пылевидных и глинистых частиц, %

не более 3

1.3

Массовая доля глины в комках, %

не более 0,35

Пунктом 23 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» части 1 «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе установлено, в том числе следующее:

«Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным пунктом 6 части II «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт».

В тоже время говорить о закупке (поставке) товара при выполнении работ можно в том случае, если заключаемый контракт может быть квалифицирован как «смешанный договор» - договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (пункт 3 статьи 421 Гражданского кодекса РФ), в данном случае - договора на выполнение работ (подряда) и договора поставки, когда одновременно с выполнением работ по созданию или преобразованию вещи к ней прилагаются (в нем устанавливаются) вещи, не являющиеся ее частью.

При этом конкретные показатели материалов, которые не являются самостоятельным объектом закупки (в том числе, расходные, строительные материалы), стоимость которых переносится на результат выполненных работ, не требующие самостоятельной, отдельной приемке и постановке на баланс, указанию в первых частях заявок не подлежат.

Анализ положений документации об электронном аукционе показал следующее.

Как было отражено выше, в пункте 6 «Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) используемых материалов» части II «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО СОДЕРЖАНИЮ АВТОДОРОГ» документации об электронном аукционе установлены функциональные и технические характеристики используемой для выполнения работ пескосоляной смеси.

В тоже время, пескосоляная смесь  является материалом, используемым при выполнении работ, составной частью результата работ;  в рамках данной закупки ее использование не предполагаться в отрыве от работ по содержанию дорог; указанные материалы не передаются заказчику отдельно от результата работ, что свидетельствует о том, что пескосоляная смесь, по своей сути, является материалом, используемым при выполнении работ.

С учетом того, что в рамках данной закупки поставка товара не предусмотрена, а предполагается использование соответствующих материалов для выполнения работ, заказчиком в пункте 23 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» части 1 «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении в составе первой части заявки конкретных показателей используемых для выполнения работ материалов.

Исходя из вышеизложенного, при установлении в документации об электронном аукционе вышеуказанного требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе допущено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Подобная позиция Управления подтверждается разъяснением ФАС России, изложенным в письме от 25 июня 2020 года № ИА/53616/20 «По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемы товар)».

В целях установления единообразной практики в сфере закупок Тульское УФАС России рекомендует учитывать заказчикам приведенный выше пример при формировании документации о закупках.