ФАС России поддержала решение Тульского УФАС России об отказе в даче преференции

Ранее Тульским УФАС России  были рассмотрены заявления АМО Узловский район о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО «УГВ» и ООО «Региональная генерирующая компания – Тула» путем передачи в аренду без проведения торгов муниципального недвижимого имущества для осуществления деятельности  по забору, очистке и распределению воды, а также производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными в целях социальной защиты населения и охраны здоровья граждан.

Из анализа представленных с заявлением документов следует, что администрация планирует передать в аренду объекты  водоснабжения, теплоснабжения, которые  были  введены  в  эксплуатацию более пяти лет назад.

Вместе с тем законодательство  Российской  Федерации  не предусматривает возможности в данном случае передавать объекты тепло/водо снабжения  путем  предоставления  государственной  или  муниципальной преференции и, следовательно, предоставление указанного в заявлении имущества не может соответствовать целям предоставления преференции. В связи с чем, Тульским УФАС России принято решение об отказе в предоставлении муниципальной  преференции.

Не согласившись с принятым Управлением решением, АМО Узловский район обжаловало действия Тульского УФАС России в коллегию по контролю за надлежащим осуществлением государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции ФАС России.

Однако ФАС России отказала в удовлетворении жалобы АМО Узловский район отметив, что в целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также теплоснабжения, и выбора наиболее эффективного правообладателя действующим законодательством Российской Федерации, а именно Законом о водоснабжении, Законом о теплоснабжении и Законом о концессионных соглашениях определен особый порядок распоряжения указанным имуществом.

Централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, системы теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, являются имуществом, предоставление права пользования которыми без проведения процедур, предусмотренных Законом о водоснабжении, Законом о теплоснабжении и Законом о концессионных соглашениях, незаконно и препятствует развитию конкуренции.

Нормативное закрепление конкурентных процедур направлено на обеспечение возможности для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, договор аренды, заключенный с нарушением требований Закона о теплоснабжении, Закона о водоснабжении, в том числе путем предоставления муниципальной преференции, является ничтожным и считается недействительным с момента его заключения.