ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 66 - 2/19 – 2010

Дата публикации: 4 июня 2010, 15:48
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области < --- >, изучив протокол и материалы дела об административном правонарушении № 66 - 2/19 - 2010, возбужденного в отношении должностного лица ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» в присутствии последнего УСТАНОВИЛ: Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тульской области рассмотрено дело № 24-2/48-2009, по результатам которого ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» (далее – наркологический диспансер № 1) признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» путем навязывания гражданам дополнительной медицинской услуги – химико-токсикологическое исследование мочи (далее – экспресс- анализ) при проведении медицинского освидетельствования для получения справки установленного образца по форме № 046-1. Согласно анализу и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию в географических границах города Тулы, Киреевского и Щёкинского районов Тульской области, выполненному специалистами Управления, доля наркологического диспансера № 1 по объёму выполненных услуг, выраженному в стоимостных показателях в 2008 году составила 85,8 %, в 2009 году – 65,6 %, а по объёму выполненных услуг – 84,0 %, что превышает порог доминирования, установленный в статье 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" следует учитывать, что если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов, то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное. Порядок освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия установлен Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 сентября 2000 года № 344 «О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия». Медицинское освидетельствование для получения справки установленного образца кандидатами в водители производится в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 года № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств». В соответствии с вышеназванными Приказами указанные граждане при проведении медицинских осмотров представляют в медицинскую комиссию письменные заключения из психоневрологического и наркологического диспансеров об отсутствии противопоказаний для управления транспортным средством или права обращения с оружием. Справку, необходимую для предъявления в комиссию для медицинского освидетельствования водителей, можно получить только в наркологическом диспансере № 1. Цены на услугу по медицинскому освидетельствованию утверждены руководителем наркологического диспансера № 1 по согласованию с департаментом здравоохранения Тульской области исходя из себестоимости и прибыли с учётом конъюнктуры рынка и составляют: 611 рублей - для получения справок и заключений на право владения оружием (в т. ч. экспресс- анализ - 311 рублей). 534 рубля - для получения справок и заключений на право вождения транспортных средств (в т. ч. экспресс- анализ - 311 рублей). Из представленных документов и информации следует, что наркологический диспансер № 1 при проведении указанного медицинского освидетельствования требует обязательного платного экспресс - анализа на наличие наркотических веществ. Должностное лицо ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» < --- > пояснило, что данный экспресс- анализ проводится в соответствии с письмом Научного учебно-методического Центра по аналитической токсикологии Минздрава России от 21.03.2005 года № 217/1. Однако, указанное письмо не является нормативным правовым актом и необязательно к исполнению. Это подтверждает дата введения обязательного платного экспресс - анализа - не с момента его получения, а с 01.09.2010 года. Свои действия < --- > объясняет сложившейся в настоящее время в Тульской области обстановкой и профилактикой наркомании. Нормативных правовых актов, регламентирующих обязательное проведение указанных исследований, наркологическим диспансером № 1 не представлено. Федеральным законом от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" установлены правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. В статье 1 указанного Закона дано определение понятия «больной наркоманией» - лицо, которому по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в соответствии с вышеназванным Федеральным законом, поставлен диагноз "наркомания". Частью 1 статьи 44 данного Закона установлено, что на медицинское освидетельствование может быть направлено лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача. Пунктом 6 указанной статьи определено, что расходы на медицинское освидетельствование производятся за счет средств соответствующих бюджетов. Приказом Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 г. № 555 утвержден «Перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры трудящихся в целях предупреждения заболеваний, несчастных случаев, обеспечения безопасности труда, охраны здоровья населения, предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров, необходимых лабораторных и функциональных исследований по видам работ, медицинских противопоказаний к допуску на работу в целях предупреждений заболеваний, несчастных случаев и обеспечения безопасности труда» (приложение № 2). Диагностическое исследование мочи на наличие наркотических веществ средствами экспресс-диагностики данным приказом не предусмотрено, необходим только медицинский осмотр, который и должны проводить специалисты для выдачи медицинского заключения по форме № 046-1, утвержденной Приказом № 344 от 11 сентября 2000 г. Согласно информации, полученной от МУЗ «Городская поликлиника № 1 г. Тулы», МУЗ «Городская больница № 10 г. Тулы» и ряда других медицинских учреждений, комиссии по прохождению медицинского осмотра кандидатов в водители руководствуются указанными нормативными правовыми актами, согласно которым для решения вопроса о допуске к управлению транспортным средством достаточно информации о том, состоит ли кандидат в водители на учёте в наркологическом диспансере. Изложенные факты свидетельствуют о том, что ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» неправомерно навязывал гражданам, желающим получить право на управление транспортным средством и (или) ношение оружия, платную медицинскую услугу по проведению анализа мочи на наличие наркотических веществ, ущемляя тем самым их интересы. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.06г. «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Согласно представленной главным врачом наркологического диспансера № 1 информации, в настоящее время нарушение антимонопольного законодательства прекращено. По факту выявленного нарушения должностным лицом Тульского УФАС России в отношении должностного лица ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» < --- > 25 мая 2010 года составлен протокол по делу № 66 - 2/19 – 2010 об административном правонарушении, предусмотренный статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Материалы дела свидетельствуют о том, что должностное лицо ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» < --- > не предприняла мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства. Состав административного правонарушения объективно подтверждается материалами дела: наличие события административного правонарушения - нарушение должностным лицом – ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» < --- > антимонопольного законодательства, выразившееся в ущемлении интересов граждан путем навязывания последним платной медицинской услуги по проведению анализа мочи на наличие наркотических веществ средствами экспресс-диагностики. лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность – должностное лицо ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» < --- >.;  виновность лица в совершении административного правонарушения – должностное лицо ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1»< --- > имелo возможность, но не предпринялo всех зависящих от него мер по соблюдению антимонопольного законодательства; обстоятельства, смягчающие административную ответственность – должностное лицо ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» < --- > приняло меры по исполнению предписания Тульского УФАС России исполнила до окончания производства по делу об административном правонарушении; обстоятельства, отягчающие административную ответственность – не установлены. Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет. На основании изложенного, руководствуясь статьями 14.31., 23.48., частью 1 статьи 29.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ: Наложить на должностное лицо ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» < --- > штраф в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей. Сумму штрафа надлежит уплатить: Получатель: ИНН 7107026090/КПП 710601001 УФК Минфина России по Тульской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области) КБК 161 116 020 1001 0000 140 ОКАТО 70401000000 Банк получателя: ГРКЦ ГУ БАНКА РОССИИ по Тульской области г. Тула БИК 047003001 Рсч 40101810700000010107 Назначение платежа – административный штраф по постановлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 26 февраля 2010 года за нарушение Федерального закона «О защите конкуренции». В соответствии с частью 1 статьи 32.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. В соответствии с частью 5 статьи 3.5. КоАП РФ, сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объёме в соответствии с законодательством Российской Федерации Согласно части 1 статьи 20.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1.- 30.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Согласно пункта 1 статьи 31.1. КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано. В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 2 октября 2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» акты должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу. Дата выдачи постановления о наложении штрафа – 4 июня 2010 года. Дата вступления постановления в законную силу – 15 июня 2010 года. Срок оплаты административного штрафа (часть 1 статьи 32.2 КоАП РФ) – до 15 июля 2010 года.
stdClass Object ( [vid] => 6745 [uid] => 1 [title] => ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 66 - 2/19 – 2010 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6745 [type] => solution [language] => ru [created] => 1275637729 [changed] => 1368719629 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368719629 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области < --- >, изучив протокол и материалы дела об административном правонарушении № 66 - 2/19 - 2010, возбужденного в отношении должностного лица ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» в присутствии последнего УСТАНОВИЛ: Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тульской области рассмотрено дело № 24-2/48-2009, по результатам которого ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» (далее – наркологический диспансер № 1) признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» путем навязывания гражданам дополнительной медицинской услуги – химико-токсикологическое исследование мочи (далее – экспресс- анализ) при проведении медицинского освидетельствования для получения справки установленного образца по форме № 046-1. Согласно анализу и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию в географических границах города Тулы, Киреевского и Щёкинского районов Тульской области, выполненному специалистами Управления, доля наркологического диспансера № 1 по объёму выполненных услуг, выраженному в стоимостных показателях в 2008 году составила 85,8 %, в 2009 году – 65,6 %, а по объёму выполненных услуг – 84,0 %, что превышает порог доминирования, установленный в статье 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" следует учитывать, что если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов, то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное. Порядок освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия установлен Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 сентября 2000 года № 344 «О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия». Медицинское освидетельствование для получения справки установленного образца кандидатами в водители производится в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 года № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств». В соответствии с вышеназванными Приказами указанные граждане при проведении медицинских осмотров представляют в медицинскую комиссию письменные заключения из психоневрологического и наркологического диспансеров об отсутствии противопоказаний для управления транспортным средством или права обращения с оружием. Справку, необходимую для предъявления в комиссию для медицинского освидетельствования водителей, можно получить только в наркологическом диспансере № 1. Цены на услугу по медицинскому освидетельствованию утверждены руководителем наркологического диспансера № 1 по согласованию с департаментом здравоохранения Тульской области исходя из себестоимости и прибыли с учётом конъюнктуры рынка и составляют: 611 рублей - для получения справок и заключений на право владения оружием (в т. ч. экспресс- анализ - 311 рублей). 534 рубля - для получения справок и заключений на право вождения транспортных средств (в т. ч. экспресс- анализ - 311 рублей). Из представленных документов и информации следует, что наркологический диспансер № 1 при проведении указанного медицинского освидетельствования требует обязательного платного экспресс - анализа на наличие наркотических веществ. Должностное лицо ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» < --- > пояснило, что данный экспресс- анализ проводится в соответствии с письмом Научного учебно-методического Центра по аналитической токсикологии Минздрава России от 21.03.2005 года № 217/1. Однако, указанное письмо не является нормативным правовым актом и необязательно к исполнению. Это подтверждает дата введения обязательного платного экспресс - анализа - не с момента его получения, а с 01.09.2010 года. Свои действия < --- > объясняет сложившейся в настоящее время в Тульской области обстановкой и профилактикой наркомании. Нормативных правовых актов, регламентирующих обязательное проведение указанных исследований, наркологическим диспансером № 1 не представлено. Федеральным законом от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" установлены правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. В статье 1 указанного Закона дано определение понятия «больной наркоманией» - лицо, которому по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в соответствии с вышеназванным Федеральным законом, поставлен диагноз "наркомания". Частью 1 статьи 44 данного Закона установлено, что на медицинское освидетельствование может быть направлено лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача. Пунктом 6 указанной статьи определено, что расходы на медицинское освидетельствование производятся за счет средств соответствующих бюджетов. Приказом Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 г. № 555 утвержден «Перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры трудящихся в целях предупреждения заболеваний, несчастных случаев, обеспечения безопасности труда, охраны здоровья населения, предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров, необходимых лабораторных и функциональных исследований по видам работ, медицинских противопоказаний к допуску на работу в целях предупреждений заболеваний, несчастных случаев и обеспечения безопасности труда» (приложение № 2). Диагностическое исследование мочи на наличие наркотических веществ средствами экспресс-диагностики данным приказом не предусмотрено, необходим только медицинский осмотр, который и должны проводить специалисты для выдачи медицинского заключения по форме № 046-1, утвержденной Приказом № 344 от 11 сентября 2000 г. Согласно информации, полученной от МУЗ «Городская поликлиника № 1 г. Тулы», МУЗ «Городская больница № 10 г. Тулы» и ряда других медицинских учреждений, комиссии по прохождению медицинского осмотра кандидатов в водители руководствуются указанными нормативными правовыми актами, согласно которым для решения вопроса о допуске к управлению транспортным средством достаточно информации о том, состоит ли кандидат в водители на учёте в наркологическом диспансере. Изложенные факты свидетельствуют о том, что ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» неправомерно навязывал гражданам, желающим получить право на управление транспортным средством и (или) ношение оружия, платную медицинскую услугу по проведению анализа мочи на наличие наркотических веществ, ущемляя тем самым их интересы. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.06г. «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Согласно представленной главным врачом наркологического диспансера № 1 информации, в настоящее время нарушение антимонопольного законодательства прекращено. По факту выявленного нарушения должностным лицом Тульского УФАС России в отношении должностного лица ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» < --- > 25 мая 2010 года составлен протокол по делу № 66 - 2/19 – 2010 об административном правонарушении, предусмотренный статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Материалы дела свидетельствуют о том, что должностное лицо ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» < --- > не предприняла мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства. Состав административного правонарушения объективно подтверждается материалами дела: наличие события административного правонарушения - нарушение должностным лицом – ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» < --- > антимонопольного законодательства, выразившееся в ущемлении интересов граждан путем навязывания последним платной медицинской услуги по проведению анализа мочи на наличие наркотических веществ средствами экспресс-диагностики. лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность – должностное лицо ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» < --- >.;  виновность лица в совершении административного правонарушения – должностное лицо ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1»< --- > имелo возможность, но не предпринялo всех зависящих от него мер по соблюдению антимонопольного законодательства; обстоятельства, смягчающие административную ответственность – должностное лицо ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» < --- > приняло меры по исполнению предписания Тульского УФАС России исполнила до окончания производства по делу об административном правонарушении; обстоятельства, отягчающие административную ответственность – не установлены. Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет. На основании изложенного, руководствуясь статьями 14.31., 23.48., частью 1 статьи 29.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ: Наложить на должностное лицо ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» < --- > штраф в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей. Сумму штрафа надлежит уплатить: Получатель: ИНН 7107026090/КПП 710601001 УФК Минфина России по Тульской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области) КБК 161 116 020 1001 0000 140 ОКАТО 70401000000 Банк получателя: ГРКЦ ГУ БАНКА РОССИИ по Тульской области г. Тула БИК 047003001 Рсч 40101810700000010107 Назначение платежа – административный штраф по постановлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 26 февраля 2010 года за нарушение Федерального закона «О защите конкуренции». В соответствии с частью 1 статьи 32.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. В соответствии с частью 5 статьи 3.5. КоАП РФ, сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объёме в соответствии с законодательством Российской Федерации Согласно части 1 статьи 20.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1.- 30.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Согласно пункта 1 статьи 31.1. КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано. В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 2 октября 2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» акты должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу. Дата выдачи постановления о наложении штрафа – 4 июня 2010 года. Дата вступления постановления в законную силу – 15 июня 2010 года. Срок оплаты административного штрафа (часть 1 статьи 32.2 КоАП РФ) – до 15 июля 2010 года. [summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области , изучив протокол и материалы дела об административном правонарушении № 66 - 2/19 - 2010, возбужденного в отношении должностного лица ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» в присутствии последнего
УСТАНОВИЛ:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тульской области рассмотрено дело № 24-2/48-2009, по результатам которого ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» (далее – наркологический диспансер № 1) признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» путем навязывания гражданам дополнительной медицинской услуги – химико-токсикологическое исследование мочи (далее – экспресс- анализ) при проведении медицинского освидетельствования для получения справки установленного образца по форме № 046-1.
Согласно анализу и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию в географических границах города Тулы, Киреевского и Щёкинского районов Тульской области, выполненному специалистами Управления, доля наркологического диспансера № 1 по объёму выполненных услуг, выраженному в стоимостных показателях в 2008 году составила 85,8 %, в 2009 году – 65,6 %, а по объёму выполненных услуг – 84,0 %, что превышает порог доминирования, установленный в статье 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" следует учитывать, что если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов, то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное.
Порядок освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия установлен Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 сентября 2000 года № 344 «О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия».
Медицинское освидетельствование для получения справки установленного образца кандидатами в водители производится в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 года № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств».
В соответствии с вышеназванными Приказами указанные граждане при проведении медицинских осмотров представляют в медицинскую комиссию письменные заключения из психоневрологического и наркологического диспансеров об отсутствии противопоказаний для управления транспортным средством или права обращения с оружием.
Справку, необходимую для предъявления в комиссию для медицинского освидетельствования водителей, можно получить только в наркологическом диспансере № 1.
Цены на услугу по медицинскому освидетельствованию утверждены руководителем наркологического диспансера № 1 по согласованию с департаментом здравоохранения Тульской области исходя из себестоимости и прибыли с учётом конъюнктуры рынка и составляют:
611 рублей - для получения справок и заключений на право владения оружием (в т. ч. экспресс- анализ - 311 рублей).
534 рубля - для получения справок и заключений на право вождения транспортных средств (в т. ч. экспресс- анализ - 311 рублей).
Из представленных документов и информации следует, что наркологический диспансер № 1 при проведении указанного медицинского освидетельствования требует обязательного платного экспресс - анализа на наличие наркотических веществ.
Должностное лицо ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» пояснило, что данный экспресс- анализ проводится в соответствии с письмом Научного учебно-методического Центра по аналитической токсикологии Минздрава России от 21.03.2005 года № 217/1.
Однако, указанное письмо не является нормативным правовым актом и необязательно к исполнению. Это подтверждает дата введения обязательного платного экспресс - анализа - не с момента его получения, а с 01.09.2010 года.
Свои действия объясняет сложившейся в настоящее время в Тульской области обстановкой и профилактикой наркомании.
Нормативных правовых актов, регламентирующих обязательное проведение указанных исследований, наркологическим диспансером № 1 не представлено.
Федеральным законом от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" установлены правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
В статье 1 указанного Закона дано определение понятия «больной наркоманией» - лицо, которому по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в соответствии с вышеназванным Федеральным законом, поставлен диагноз "наркомания".
Частью 1 статьи 44 данного Закона установлено, что на медицинское освидетельствование может быть направлено лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача.
Пунктом 6 указанной статьи определено, что расходы на медицинское освидетельствование производятся за счет средств соответствующих бюджетов.
Приказом Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 г. № 555 утвержден «Перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры трудящихся в целях предупреждения заболеваний, несчастных случаев, обеспечения безопасности труда, охраны здоровья населения, предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров, необходимых лабораторных и функциональных исследований по видам работ, медицинских противопоказаний к допуску на работу в целях предупреждений заболеваний, несчастных случаев и обеспечения безопасности труда» (приложение № 2).
Диагностическое исследование мочи на наличие наркотических веществ средствами экспресс-диагностики данным приказом не предусмотрено, необходим только медицинский осмотр, который и должны проводить специалисты для выдачи медицинского заключения по форме № 046-1, утвержденной Приказом № 344 от 11 сентября 2000 г.
Согласно информации, полученной от МУЗ «Городская поликлиника № 1 г. Тулы», МУЗ «Городская больница № 10 г. Тулы» и ряда других медицинских учреждений, комиссии по прохождению медицинского осмотра кандидатов в водители руководствуются указанными нормативными правовыми актами, согласно которым для решения вопроса о допуске к управлению транспортным средством достаточно информации о том, состоит ли кандидат в водители на учёте в наркологическом диспансере.
Изложенные факты свидетельствуют о том, что ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» неправомерно навязывал гражданам, желающим получить право на управление транспортным средством и (или) ношение оружия, платную медицинскую услугу по проведению анализа мочи на наличие наркотических веществ, ущемляя тем самым их интересы.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.06г. «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно представленной главным врачом наркологического диспансера № 1 информации, в настоящее время нарушение антимонопольного законодательства прекращено.
По факту выявленного нарушения должностным лицом Тульского УФАС России в отношении должностного лица ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» 25 мая 2010 года составлен протокол по делу № 66 - 2/19 – 2010 об административном правонарушении, предусмотренный статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы дела свидетельствуют о том, что должностное лицо ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» не предприняла мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства.
Состав административного правонарушения объективно подтверждается материалами дела:
наличие события административного правонарушения - нарушение должностным лицом – ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» антимонопольного законодательства, выразившееся в ущемлении интересов граждан путем навязывания последним платной медицинской услуги по проведению анализа мочи на наличие наркотических веществ средствами экспресс-диагностики.
лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность – должностное лицо ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» .;
 виновность лица в совершении административного правонарушения – должностное лицо ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» имелo возможность, но не предпринялo всех зависящих от него мер по соблюдению антимонопольного законодательства;
обстоятельства, смягчающие административную ответственность – должностное лицо ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» приняло меры по исполнению предписания Тульского УФАС России исполнила до окончания производства по делу об административном правонарушении;
обстоятельства, отягчающие административную ответственность – не установлены.

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 14.31., 23.48., частью 1 статьи 29.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:
Наложить на должностное лицо ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» штраф в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Сумму штрафа надлежит уплатить:
Получатель: ИНН 7107026090/КПП 710601001
УФК Минфина России по Тульской области
(Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области)
КБК 161 116 020 1001 0000 140 ОКАТО 70401000000
Банк получателя: ГРКЦ ГУ БАНКА РОССИИ по Тульской области г. Тула
БИК 047003001
Рсч 40101810700000010107
Назначение платежа – административный штраф по постановлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 26 февраля 2010 года за нарушение Федерального закона «О защите конкуренции».
В соответствии с частью 1 статьи 32.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5. КоАП РФ, сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объёме в соответствии с законодательством Российской Федерации
Согласно части 1 статьи 20.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1.- 30.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно пункта 1 статьи 31.1. КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 2 октября 2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» акты должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу.

Дата выдачи постановления о наложении штрафа – 4 июня 2010 года.
Дата вступления постановления в законную силу – 15 июня 2010 года.
Срок оплаты административного штрафа (часть 1 статьи 32.2 КоАП РФ) – до 15 июля 2010 года.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» неправомерно навязывал гражданам, желающим получить право на управление транспортным средством и (или) ношение оружия, платную медицинскую услугу по проведению анализа мочи на наличие наркотических веществ, ущемляя тем самым их интересы. [format] => full_html [safe_value] =>

ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» неправомерно навязывал гражданам, желающим получить право на управление транспортным средством и (или) ношение оружия, платную медицинскую услугу по проведению анализа мочи на наличие наркотических веществ, ущемляя тем самым их интересы.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-06-04 11:48:49 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-06-04 11:48:49 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321542287 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тульское УФАС России )