Решение по делу № 03-03/80–2012 по признакам нарушения Собранием представителей МО Ленинский район Федеральных законов "О защите конкуренции" и "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Номер дела: № 03-03/80–2012
Дата публикации: 18 февраля 2013, 16:39

Резолютивная часть решения оглашена "12" февраля 2013г.

В полном объеме решение изготовлено "14" февраля 2013г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >

рассмотрев дело № 03-03/80–2012 по признакам нарушения Собранием представителей муниципального образования Ленинский район (301130, Тульская область, п. Ленинский, ул. Ленина, д.12) части 1 статьи 15, статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ "О защите конкуренции", статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации",

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения настоящего дела явились материалы проверки соблюдения органами местного самоуправления муниципального образования Ленинский район и иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями антимонопольного законодательства.

Инспекцией Тульского УФАС России было выявлено решение Собрания представителей муниципального образования Ленинский район от 24.12.1998 № 8-9 (далее – решение), утвердившее Порядок предоставления в аренду и безвозмездное пользование находящихся в муниципальной собственности нежилых объектов недвижимости, расположенных на территории Ленинского района (с изменениями), отдельные нормы которого противоречат требованиям антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела выявлено следующее.

Первым дефисом пункта 2 решения установлено, что в безвозмездное пользование объекты недвижимости для организации основной уставной деятельности предоставляются предприятиям.

Между тем, как следует из норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предприятие – это, прежде всего, коммерческая организация со специфическим собственником (государством или муниципальным образованием). Следовательно, по смыслу норм статьи 1, части 1 статьи 3, пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, предприятия являются хозяйствующими субъектами, не наделенными действующим федеральным законодательством приоритетностью по отношению к хозяйствующим субъектам иных организационно-правовых форм, что делает предприятия равноправными субъектами указанных правоотношений наряду с иными хозяйствующими субъектами.

Данная норма предоставляет хозяйствующим субъектам – предприятиям преимущественные условия основной деятельности и противоречит требованиям частей 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Пункт 4 решения устанавливает льготную ставку арендной платы в размере 20% от минимальной ставки для предприятий бытового обслуживания населения, предприятий общественного питания, медицинского обслуживания населения, государственных аптек, что по своей правовой природе является муниципальной преференцией и должно предоставляться в порядке, предусмотренном главой 5 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, приложение 2 к решению содержит типовой договор об аренде недвижимого муниципального имущества, согласно пункту 2.5.5.1 которого арендатор обязуется соблюдать утвержденные администрацией муниципального образования Ленинский район Тульской области ассортиментный перечень товаров, режим работы и правилам торговли, что является по своей правовой природе необоснованным вмешательством и препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, а также дачей хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров (устанавливаемой ассортиментным перечнем товаров).

Статьей 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон о торговле) органам местного самоуправления запрещено принятие актов, а также осуществление действий (бездействия), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров (подпункт "а" пункта 4 статьи 15 указанного закона).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о торговле хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных федеральным законодательством случаев, самостоятельно определяют, в частности:

-специализацию торговли (универсальная торговля и/или специализированная торговля);

-порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе:

-ассортимент продаваемых товаров;

-режим работы.

В тоже время согласно части 3 статьи 3 Закона о торговле органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Однако такое право должно реализовываться ими в случаях и в пределах, предусмотренными Законом о торговли, другими федеральными законами и подзаконными актами, законами субъектов Российской Федерации. Кроме того, частью 3 статьи 17 Закона о торговли установлен перечень мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности, осуществляемых органами местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Таким образом, возложение органами местного самоуправления муниципального образования Ленинский район на арендатора недвижимого муниципального имущества обязанности соблюдать утвержденные администрацией муниципального образования Ленинский район ассортиментный перечень товаров, режим работы и правила торговли является:

-непредусмотренным действующим федеральным законодательством вмешательством органов местного самоуправления в деятельность хозяйствующих субъектов;

-непредусмотренным действующим федеральным законодательством установлением на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

-непредусмотренным действующим федеральным законодательством установлением запретов и/или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров между субъектами Российской Федерации, между муниципальными образованиями в границах субъекта Российской Федерации;

-непредусмотренным действующим федеральным законодательством мероприятием, противодействующим развитию торговой деятельности, осуществленным органами местного самоуправления.

Как следует из письменных объяснений администрации муниципального образования Ленинский район от 18.12.2012 № 12-6397, в настоящее время пункты 2 и 4 решения в договорах не применяются.

Однако диспозиция части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции сформулирована таким образом, что устанавливает запрет на принятие актов, а равно осуществление действий (бездействия), которые не только влекут за собой негативные последствия в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции, но и могут привести к указанным негативным последствиям, т.е. создают условия для их наступления.

Диспозиция статьи 15 Закона о торговле устанавливает прямой запрет органам местного самоуправления, в том числе на принятие актов, а также осуществление действий (бездействия), которые устанавливают или создают условия для установления на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральным законодательством.

Таким образом, по результатам рассмотрения настоящего дела Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные нормы решения нарушают часть 1 статьи 15, статью 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", статью 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Однако представителем Собрания представителей муниципального образования Ленинский район по доверенности на рассмотрении настоящего дела была приобщена копия решения Собрания представителей муниципального образования Ленинский район от 24.12.2012 № 45-5 "Об утверждении порядка расчета арендной платы в отношении муниципального имущества муниципального образования Ленинский район, порядка уплаты арендной платы по договорам аренды муниципального имущества. Финансирование расходов, связанных с арендой муниципального имущества", согласно которому решение Собрания представителей муниципального образования Ленинский район от 24.12.1998 № 8-9, утвердившее Порядок предоставления в аренду и безвозмездное пользование находящихся в муниципальной собственности нежилых объектов недвижимости, расположенных на территории Ленинского района и изменения к нему признаны утратившими силу, что свидетельствует о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 48-50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Собрание представителей муниципального образования Ленинский район нарушившим часть 1 статьи 15, статью 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ "О защите конкуренции", статью 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
  2. Выдать Собранию представителей муниципального образования Ленинский район предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
  3. Прекратить рассмотрение дела № 03-03/80-2012 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением Собранием представителей муниципального образования Ленинский район нарушений антимонопольного законодательства.
  4. Оснований для принятия иных мер в отношении Собрания представителей муниципального образования Ленинский район по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ № 04

 

14.02.2013г.                                                                                                                                  г. Тула

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 14.02.2013г. по делу № 03-03/80-2012 о нарушении Собранием представителей муниципального образования Ленинский район (301130, Тульская область, п. Ленинский, ул. Ленина, д.12) части 1 статьи 15, статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ "О защите конкуренции", статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Собранию представителей муниципального образования Ленинский район в срок до 31.03.2013г. прекратить нарушение части 1 статьи 15, статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", выразившееся в создании условий для осуществления предприятиями основной деятельности в преимущественных условиях хозяйствования, а также в создании условий для необоснованных вмешательства и препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами в сфере торговли, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, а также дачей хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров (устанавливаемой ассортиментным перечнем товаров), что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции в сфере торговли, а именно:

-при издании актов, а равно совершении действий (бездействия), связанных с установлением на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, принимать такие акты и/или осуществлять действия (бездействие) в случаях и в пределах, предусмотренными Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами Тульской области и соответствующими требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ "О защите конкуренции".

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его исполнения.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

stdClass Object ( [vid] => 8241 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 03-03/80–2012 по признакам нарушения Собранием представителей МО Ленинский район Федеральных законов "О защите конкуренции" и "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8241 [type] => solution [language] => ru [created] => 1361191327 [changed] => 1368719629 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368719629 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения оглашена "12" февраля 2013г.

В полном объеме решение изготовлено "14" февраля 2013г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >

рассмотрев дело № 03-03/80–2012 по признакам нарушения Собранием представителей муниципального образования Ленинский район (301130, Тульская область, п. Ленинский, ул. Ленина, д.12) части 1 статьи 15, статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ "О защите конкуренции", статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации",

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения настоящего дела явились материалы проверки соблюдения органами местного самоуправления муниципального образования Ленинский район и иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями антимонопольного законодательства.

Инспекцией Тульского УФАС России было выявлено решение Собрания представителей муниципального образования Ленинский район от 24.12.1998 № 8-9 (далее – решение), утвердившее Порядок предоставления в аренду и безвозмездное пользование находящихся в муниципальной собственности нежилых объектов недвижимости, расположенных на территории Ленинского района (с изменениями), отдельные нормы которого противоречат требованиям антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела выявлено следующее.

Первым дефисом пункта 2 решения установлено, что в безвозмездное пользование объекты недвижимости для организации основной уставной деятельности предоставляются предприятиям.

Между тем, как следует из норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предприятие – это, прежде всего, коммерческая организация со специфическим собственником (государством или муниципальным образованием). Следовательно, по смыслу норм статьи 1, части 1 статьи 3, пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, предприятия являются хозяйствующими субъектами, не наделенными действующим федеральным законодательством приоритетностью по отношению к хозяйствующим субъектам иных организационно-правовых форм, что делает предприятия равноправными субъектами указанных правоотношений наряду с иными хозяйствующими субъектами.

Данная норма предоставляет хозяйствующим субъектам – предприятиям преимущественные условия основной деятельности и противоречит требованиям частей 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Пункт 4 решения устанавливает льготную ставку арендной платы в размере 20% от минимальной ставки для предприятий бытового обслуживания населения, предприятий общественного питания, медицинского обслуживания населения, государственных аптек, что по своей правовой природе является муниципальной преференцией и должно предоставляться в порядке, предусмотренном главой 5 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, приложение 2 к решению содержит типовой договор об аренде недвижимого муниципального имущества, согласно пункту 2.5.5.1 которого арендатор обязуется соблюдать утвержденные администрацией муниципального образования Ленинский район Тульской области ассортиментный перечень товаров, режим работы и правилам торговли, что является по своей правовой природе необоснованным вмешательством и препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, а также дачей хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров (устанавливаемой ассортиментным перечнем товаров).

Статьей 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон о торговле) органам местного самоуправления запрещено принятие актов, а также осуществление действий (бездействия), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров (подпункт "а" пункта 4 статьи 15 указанного закона).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о торговле хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных федеральным законодательством случаев, самостоятельно определяют, в частности:

-специализацию торговли (универсальная торговля и/или специализированная торговля);

-порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе:

-ассортимент продаваемых товаров;

-режим работы.

В тоже время согласно части 3 статьи 3 Закона о торговле органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Однако такое право должно реализовываться ими в случаях и в пределах, предусмотренными Законом о торговли, другими федеральными законами и подзаконными актами, законами субъектов Российской Федерации. Кроме того, частью 3 статьи 17 Закона о торговли установлен перечень мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности, осуществляемых органами местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Таким образом, возложение органами местного самоуправления муниципального образования Ленинский район на арендатора недвижимого муниципального имущества обязанности соблюдать утвержденные администрацией муниципального образования Ленинский район ассортиментный перечень товаров, режим работы и правила торговли является:

-непредусмотренным действующим федеральным законодательством вмешательством органов местного самоуправления в деятельность хозяйствующих субъектов;

-непредусмотренным действующим федеральным законодательством установлением на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

-непредусмотренным действующим федеральным законодательством установлением запретов и/или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров между субъектами Российской Федерации, между муниципальными образованиями в границах субъекта Российской Федерации;

-непредусмотренным действующим федеральным законодательством мероприятием, противодействующим развитию торговой деятельности, осуществленным органами местного самоуправления.

Как следует из письменных объяснений администрации муниципального образования Ленинский район от 18.12.2012 № 12-6397, в настоящее время пункты 2 и 4 решения в договорах не применяются.

Однако диспозиция части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции сформулирована таким образом, что устанавливает запрет на принятие актов, а равно осуществление действий (бездействия), которые не только влекут за собой негативные последствия в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции, но и могут привести к указанным негативным последствиям, т.е. создают условия для их наступления.

Диспозиция статьи 15 Закона о торговле устанавливает прямой запрет органам местного самоуправления, в том числе на принятие актов, а также осуществление действий (бездействия), которые устанавливают или создают условия для установления на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральным законодательством.

Таким образом, по результатам рассмотрения настоящего дела Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные нормы решения нарушают часть 1 статьи 15, статью 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", статью 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Однако представителем Собрания представителей муниципального образования Ленинский район по доверенности на рассмотрении настоящего дела была приобщена копия решения Собрания представителей муниципального образования Ленинский район от 24.12.2012 № 45-5 "Об утверждении порядка расчета арендной платы в отношении муниципального имущества муниципального образования Ленинский район, порядка уплаты арендной платы по договорам аренды муниципального имущества. Финансирование расходов, связанных с арендой муниципального имущества", согласно которому решение Собрания представителей муниципального образования Ленинский район от 24.12.1998 № 8-9, утвердившее Порядок предоставления в аренду и безвозмездное пользование находящихся в муниципальной собственности нежилых объектов недвижимости, расположенных на территории Ленинского района и изменения к нему признаны утратившими силу, что свидетельствует о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 48-50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Собрание представителей муниципального образования Ленинский район нарушившим часть 1 статьи 15, статью 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ "О защите конкуренции", статью 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
  2. Выдать Собранию представителей муниципального образования Ленинский район предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
  3. Прекратить рассмотрение дела № 03-03/80-2012 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением Собранием представителей муниципального образования Ленинский район нарушений антимонопольного законодательства.
  4. Оснований для принятия иных мер в отношении Собрания представителей муниципального образования Ленинский район по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ № 04

 

14.02.2013г.                                                                                                                                  г. Тула

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 14.02.2013г. по делу № 03-03/80-2012 о нарушении Собранием представителей муниципального образования Ленинский район (301130, Тульская область, п. Ленинский, ул. Ленина, д.12) части 1 статьи 15, статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ "О защите конкуренции", статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Собранию представителей муниципального образования Ленинский район в срок до 31.03.2013г. прекратить нарушение части 1 статьи 15, статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", выразившееся в создании условий для осуществления предприятиями основной деятельности в преимущественных условиях хозяйствования, а также в создании условий для необоснованных вмешательства и препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами в сфере торговли, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, а также дачей хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров (устанавливаемой ассортиментным перечнем товаров), что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции в сфере торговли, а именно:

-при издании актов, а равно совершении действий (бездействия), связанных с установлением на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, принимать такие акты и/или осуществлять действия (бездействие) в случаях и в пределах, предусмотренными Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами Тульской области и соответствующими требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ "О защите конкуренции".

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его исполнения.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения оглашена "12" февраля 2013г.

В полном объеме решение изготовлено "14" февраля 2013г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >

рассмотрев дело № 03-03/80–2012 по признакам нарушения Собранием представителей муниципального образования Ленинский район (301130, Тульская область, п. Ленинский, ул. Ленина, д.12) части 1 статьи 15, статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ "О защите конкуренции", статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации",

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения настоящего дела явились материалы проверки соблюдения органами местного самоуправления муниципального образования Ленинский район и иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями антимонопольного законодательства.

Инспекцией Тульского УФАС России было выявлено решение Собрания представителей муниципального образования Ленинский район от 24.12.1998 № 8-9 (далее – решение), утвердившее Порядок предоставления в аренду и безвозмездное пользование находящихся в муниципальной собственности нежилых объектов недвижимости, расположенных на территории Ленинского района (с изменениями), отдельные нормы которого противоречат требованиям антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела выявлено следующее.

Первым дефисом пункта 2 решения установлено, что в безвозмездное пользование объекты недвижимости для организации основной уставной деятельности предоставляются предприятиям.

Между тем, как следует из норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предприятие – это, прежде всего, коммерческая организация со специфическим собственником (государством или муниципальным образованием). Следовательно, по смыслу норм статьи 1, части 1 статьи 3, пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, предприятия являются хозяйствующими субъектами, не наделенными действующим федеральным законодательством приоритетностью по отношению к хозяйствующим субъектам иных организационно-правовых форм, что делает предприятия равноправными субъектами указанных правоотношений наряду с иными хозяйствующими субъектами.

Данная норма предоставляет хозяйствующим субъектам – предприятиям преимущественные условия основной деятельности и противоречит требованиям частей 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Пункт 4 решения устанавливает льготную ставку арендной платы в размере 20% от минимальной ставки для предприятий бытового обслуживания населения, предприятий общественного питания, медицинского обслуживания населения, государственных аптек, что по своей правовой природе является муниципальной преференцией и должно предоставляться в порядке, предусмотренном главой 5 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, приложение 2 к решению содержит типовой договор об аренде недвижимого муниципального имущества, согласно пункту 2.5.5.1 которого арендатор обязуется соблюдать утвержденные администрацией муниципального образования Ленинский район Тульской области ассортиментный перечень товаров, режим работы и правилам торговли, что является по своей правовой природе необоснованным вмешательством и препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, а также дачей хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров (устанавливаемой ассортиментным перечнем товаров).

Статьей 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон о торговле) органам местного самоуправления запрещено принятие актов, а также осуществление действий (бездействия), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров (подпункт "а" пункта 4 статьи 15 указанного закона).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о торговле хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных федеральным законодательством случаев, самостоятельно определяют, в частности:

-специализацию торговли (универсальная торговля и/или специализированная торговля);

-порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе:

-ассортимент продаваемых товаров;

-режим работы.

В тоже время согласно части 3 статьи 3 Закона о торговле органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Однако такое право должно реализовываться ими в случаях и в пределах, предусмотренными Законом о торговли, другими федеральными законами и подзаконными актами, законами субъектов Российской Федерации. Кроме того, частью 3 статьи 17 Закона о торговли установлен перечень мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности, осуществляемых органами местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Таким образом, возложение органами местного самоуправления муниципального образования Ленинский район на арендатора недвижимого муниципального имущества обязанности соблюдать утвержденные администрацией муниципального образования Ленинский район ассортиментный перечень товаров, режим работы и правила торговли является:

-непредусмотренным действующим федеральным законодательством вмешательством органов местного самоуправления в деятельность хозяйствующих субъектов;

-непредусмотренным действующим федеральным законодательством установлением на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

-непредусмотренным действующим федеральным законодательством установлением запретов и/или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров между субъектами Российской Федерации, между муниципальными образованиями в границах субъекта Российской Федерации;

-непредусмотренным действующим федеральным законодательством мероприятием, противодействующим развитию торговой деятельности, осуществленным органами местного самоуправления.

Как следует из письменных объяснений администрации муниципального образования Ленинский район от 18.12.2012 № 12-6397, в настоящее время пункты 2 и 4 решения в договорах не применяются.

Однако диспозиция части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции сформулирована таким образом, что устанавливает запрет на принятие актов, а равно осуществление действий (бездействия), которые не только влекут за собой негативные последствия в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции, но и могут привести к указанным негативным последствиям, т.е. создают условия для их наступления.

Диспозиция статьи 15 Закона о торговле устанавливает прямой запрет органам местного самоуправления, в том числе на принятие актов, а также осуществление действий (бездействия), которые устанавливают или создают условия для установления на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральным законодательством.

Таким образом, по результатам рассмотрения настоящего дела Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные нормы решения нарушают часть 1 статьи 15, статью 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", статью 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Однако представителем Собрания представителей муниципального образования Ленинский район по доверенности на рассмотрении настоящего дела была приобщена копия решения Собрания представителей муниципального образования Ленинский район от 24.12.2012 № 45-5 "Об утверждении порядка расчета арендной платы в отношении муниципального имущества муниципального образования Ленинский район, порядка уплаты арендной платы по договорам аренды муниципального имущества. Финансирование расходов, связанных с арендой муниципального имущества", согласно которому решение Собрания представителей муниципального образования Ленинский район от 24.12.1998 № 8-9, утвердившее Порядок предоставления в аренду и безвозмездное пользование находящихся в муниципальной собственности нежилых объектов недвижимости, расположенных на территории Ленинского района и изменения к нему признаны утратившими силу, что свидетельствует о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 48-50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Собрание представителей муниципального образования Ленинский район нарушившим часть 1 статьи 15, статью 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ "О защите конкуренции", статью 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
  2. Выдать Собранию представителей муниципального образования Ленинский район предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
  3. Прекратить рассмотрение дела № 03-03/80-2012 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением Собранием представителей муниципального образования Ленинский район нарушений антимонопольного законодательства.
  4. Оснований для принятия иных мер в отношении Собрания представителей муниципального образования Ленинский район по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ № 04

 

14.02.2013г.                                                                                                                                  г. Тула

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 14.02.2013г. по делу № 03-03/80-2012 о нарушении Собранием представителей муниципального образования Ленинский район (301130, Тульская область, п. Ленинский, ул. Ленина, д.12) части 1 статьи 15, статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ "О защите конкуренции", статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Собранию представителей муниципального образования Ленинский район в срок до 31.03.2013г. прекратить нарушение части 1 статьи 15, статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", выразившееся в создании условий для осуществления предприятиями основной деятельности в преимущественных условиях хозяйствования, а также в создании условий для необоснованных вмешательства и препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами в сфере торговли, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, а также дачей хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров (устанавливаемой ассортиментным перечнем товаров), что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции в сфере торговли, а именно:

-при издании актов, а равно совершении действий (бездействия), связанных с установлением на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, принимать такие акты и/или осуществлять действия (бездействие) в случаях и в пределах, предусмотренными Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами Тульской области и соответствующими требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ "О защите конкуренции".

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его исполнения.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 03-03/80–2012 [format] => [safe_value] => № 03-03/80–2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 30 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 30 [vid] => 6 [name] => Розничная торговля [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-02-18 12:39:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-02-12 10:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1361191327 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тульское УФАС России )