Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на мелкооптовом рынке дизельного топлива в Тульской области с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.

1. Общие положения

1.1. Основание и цель исследования

Основанием для проведения анализа состояния конкурентной среды на мелкооптовом рынке дизельного топлива в Тульской области (далее по тексту – Анализ) является Приказ ФАС России от  05.12.2016 года № 1718/16.

Целью проведения анализа конкуренции на мелкооптовых рынках дизельного топлива является установление доминирующего положения вертикально-интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК) на региональном рынке.

Анализ проводился в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее по тексту – Порядок), а также методических  рекомендаций по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов (далее по тексту – Методические указания), направленных в адрес территориальных органов ФАС России.

 

1.2. Источники исходной информации

 

В качестве источников исходной информации при проведении Анализа использованы:

- сведения, извлеченные из Единого государственного реестра юридических лиц, представленные Управлением ФНС по Тульской области;

- сведения, представленные Туластатом в части хозяйствующих субъектов, осуществлявших мелкооптовую торговлю моторным топливом в Тульской области с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.;

- сведения, представленные Главами администраций муниципальных районов и городских округов Тульской области в части хозяйствующих субъектов, осуществлявших мелкооптовую торговлю моторным топливом в Тульской области в 2017 году;

- сведения, представленные Министерством экономического развития и промышленности Тульской области в части хозяйствующих субъектов, осуществлявших мелкооптовую торговлю моторным топливом в Тульской области по состоянию на 31.12.2017 г.;

- сведения, представленные хозяйствующими субъектами Тульской области, осуществляющими деятельность по мелкооптовой торговле моторным топливом на территории Тульской области с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.

 

2. Временной интервал исследования мелкооптового рынка дизельного топлива

 

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик мелкооптового рынка дизельного топлива, которые сложились до момента проведения исследования, Анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования мелкооптового рынка дизельного топлива, в соответствии с Методическими указаниями, является период с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.

 

3. Продуктовые границы мелкооптового рынка дизельного топлива

 

Предварительное определение товара – дизельное топливо.

Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2011 № 454-ст, мелкооптовая торговля дизельным топливом классифицирована в подгруппе 51.51.2 «Оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин».

Дизельное топливо предназначено для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТ по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей…»).

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0 °С и выше; З (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и выше (t застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше (t застывания топлива не выше минус 45 °С); А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50 °С и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (ГОСТ 1510-84).

Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления представляет собой один товар.

 

4. Географические границы мелкооптового рынка дизельного топлива

 

Предварительное определение географических границ товарного рынка, в соответствии с Методическими указаниями, определено границами субъекта Российской Федерации - границами Тульской области.

Для определения географических границ товарного рынка была запрошена информация у хозяйствующих субъектов, осуществляющих мелкооптовые поставки дизельного топлива в предпринимательской деятельности, с целью определения перечня, хозяйствующих субъектов, которые конкурируют друг с другом при осуществлении поставок данного товара.

При определении географических границ рынка мелкооптовой реализации нефтепродуктов в первую очередь в учет принималось, что на территории Тульской области действующих нефтеперерабатывающих предприятий, осуществляющих переработку сырой нефти и реализацию нефтепродуктов, не имеется.

Из анализа данных о закупках моторного топлива мелкооптовыми и розничными предприятиями Тульской области установлено, что поставки моторного топлива в область (первичный товарооборот нефтепродуктов) осуществляются как предприятиями, входящими в группы лиц ВИНК (ТНК-ВР, Роснефть, Газпромнефть), так и оптовыми продавцами, принадлежность которых к каким-либо из ВИНК не просматривается (таблица 1).

Покупателями на данном уровне оборота нефтепродуктов являются предприятия, осуществляющие мелкооптовую реализацию нефтепродуктов хозяйствующим субъектам, дислоцирующимся как внутри, так и за пределами Тульской области, которые в свою очередь являются либо потребителями конечного уровня (розничные продавцы нефтепродуктов-АЗС, промышленные и транспортные предприятия), либо мелкооптовыми продавцами, в свою очередь осуществляющими реализацию нефтепродуктов конечным потребителям). Доставка крупных партий нефтепродуктов на данном уровне рынка осуществляется, как правило, непосредственно с НПЗ трубопроводным либо железнодорожным транспортом с приемкой на региональные нефтебазы (хранилища нефтепродуктов) в целях хранения и последующего распределения по потребителям. Отгрузка мелкооптовых партий непосредственно потребителям конечного уровня осуществляется на данном уровне оборота автомобильным транспортом с нефтебаз, расположенных за пределами региона.

Последующий оборот нефтепродуктов (вторичный оборот) включает в себя отгрузку нефтепродуктов с региональных нефтебаз преимущественно автомобильным транспортом мелкооптовым продавцам и конечным потребителям. При этом нефтепродукты также могут отгружаться потребителям, как дислоцирующимся на территории региона, так и за его пределами. В зависимости от количества посреднических звеньев оборот нефтепродуктов от ввоза их на территорию региона до поступления к конечному потребителю может быть многократным, причем его границы, как правило, уже на вторичном обороте сужаются с межрегионального уровня до регионального.

Конечная стадия оборота нефтепродуктов (поступление их от мелкооптовых продавцов к конечным потребителям в сферу розничной реализации нефтепродуктов или потребления) ограничивается почти исключительно границами региона.

Таким образом, наиболее правомерным является для описания рынка мелкооптовой реализации нефтепродуктов с учетом его многооборотности принимать в качестве географических границ рынка территориальные границы субъекта Российской Федерации, в рассматриваемом случае – границы Тульской области.

 

5. Состав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на мелкооптовом рынке дизельного топлива

 

Согласно пункту 5.1 Порядка, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Поставщиками на мелкооптовых рынках дизельного топлива являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по поставке топлива в мелкооптовом сегменте товарного рынка, в том числе хозяйствующие субъекты, закупающие товар преимущественно для целей последующей перепродажи.

Покупателями на мелкооптовом рынке дизельного топлива являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию дизельного топлива, крупные промышленные предприятия, приобретающие дизельное топливо преимущественно для целей профессионального использования, а также хозяйствующие субъекты, приобретающие товар мелкооптовыми партиями преимущественно для целей последующей перепродажи.

Для определения состава хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на мелкооптовом рынке реализации автомобильных бензинов, были проанализированы сведения:

- представленные Туластатом в части хозяйствующих субъектов, осуществлявших мелкооптовую торговлю моторным топливом в Тульской области с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.;

- представленные министерством промышленности и топливно-энергетического комплекса Тульской области  по состоянию на 31.12.2017 г.;

- представленные хозяйствующими субъектами Тульской области, осуществляющими деятельность по мелкооптовой торговле моторным топливом на территории Тульской области с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.

Для целей проведения данного Анализа были использованы данные, полученные от 10 хозяйствующих субъектов.

В результате вышеуказанного анализа составлен перечень хозяйствующих субъектов, осуществлявших деятельность по мелкооптовой реализации дизельного топлива в Тульской области с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г. (Таблица 1).

При выявлении хозяйствующих субъектов, действующих на мелкооптовом рынке дизельного топлива, следовало руководствоваться пунктом 5.2 Порядка.

Количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:

- выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;

- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Тульское УФАС России максимально стремилось к выполнению требований пункта 5.2 Порядка.

Согласно пункту 5.4 Порядка для хозяйствующих субъектов, действующих на указанном товарном рынке, определялась также:

- принадлежность к группе лиц.

Анализ представленных от хозяйствующих субъектов сведений показал, что хозяйствующие субъекты, вошедшие в состав участников мелкооптового рынка дизельного топлива, не образуют групп лиц.

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

 

В соответствии с Методическими указаниями в качестве показателя объема товарной массы используется показатель объема продаж дизельного топлива в натуральном выражении (тонны).

Согласно пункту 6.2 Порядка, объем мелкооптового рынка дизельного топлива определялся как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. При этом не допускался повторный учет одного и того же товара.

Согласно пункту 6.3 Порядка, доля хозяйствующего субъекта на указанном товарном рынке рассчитывалась как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Результаты расчетов объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов представлены  в Таблице 1.

 

7. Определение уровня концентрации мелкооптового рынка

 

Для определения уровня концентрации мелкооптового рынка дизельного топлива в соответствующих географических границах в соответствии с пунктом 7.1 Порядка использованы:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

 

,

 

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

 

,

 

где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Результаты расчета показателя уровня  концентрации приведены в Таблице 1.

Уровень концентрации мелкооптового рынка дизельного топлива определен в соответствии с критериями пункта 7.2 Порядка и приведен также в Таблице 1.

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

В соответствии с разделом VIII Порядка, процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

К барьерам входа на товарный рынок относятся:

а) экономические ограничения, в том числе:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обуславливающего для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого оптимального объема производства с минимумом издержек (эффект масштаба производства).

б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:

- необходимость получения лицензии;

- экологические ограничения;

- трудности в получении земельных участков;

- стандарты, предъявляемые к качеству.

При оценке барьеров входа на исследуемый товарный рынок исходили из следующих соображений.

Для осуществления мелкооптовой реализации нефтепродуктов в крупных размерах необходимым условием является наличие хранилищ нефтепродуктов на отведенных земельных участках, оборудованных в соответствии с нормами и  правилами эксплуатации и позволяющих осуществлять налив, хранение, слив нефтепродуктов, а также транспортной инфраструктуры для обеспечения доставки нефтепродуктов с НПЗ и отгрузки их потребителям. Таким образом, вход на рынок мелкооптовой реализации нефтепродуктов требует значительных капитальных вложений, связанных или со строительством новых хранилищ нефтепродуктов и объектов транспортной инфраструктуры, или с приобретением этих объектов на праве собственности или аренды, что накладывает существенные экономические, а в случае строительства новых объектов и административные ограничения.

В то же время, вход на рынок мелкооптовой реализации нефтепродуктов, предполагающей возможность закупки моторного топлива у крупных оптовых поставщиков с одновременным приобретением у них же услуги временного хранения закупленного топлива на период единовременной или многоразовой отгрузки его собственным покупателям, значительных капиталовложений не требует. Однако, в данном случае барьеры для входа на рынок могут проявиться с одной стороны в наличии уже сложившегося удовлетворенного спроса, отсутствии свободных объемов нефтехранилищ, предлагаемых в рамках услуг по хранению нефтепродуктов, а также, с другой стороны, в стратегии поведения действующих на рынке вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, направленной на создание преимуществ для участников вертикально-интегрированных структур по сравнению с другими потенциальными участниками рынка.

Наличие на товарном рынке хозяйствующих субъектов, входящих в группу ВИНК, также создает ограничения для входа на рынок независимых хозяйствующих субъектов – продавцов дизельного топлива.

Экономические барьеры входа на мелкооптовый рынок дизельного топлива вряд ли можно назвать преодолимыми, так как затраты на преодоление этих барьеров экономически не оправдываются (во всяком случае в приемлемые сроки).

 

9. Оценка состояния конкурентной среды на мелкооптовом рынке дизельного топлива  Тульской области

 

При оценке состояния конкурентной среды в сфере региональной мелкооптовой реализации дизельного топлива учитывались следующие региональные факторы и особенности, влияющие на условия обращения товара и состояние конкурентной среды.

Тульская область относится к числу регионов с развитыми промышленностью и сельским хозяйством. Предприятия этих отраслей, широко использующие автотранспортные средства, являются основными розничными потребителями дизельного топлива. В связи с тем, что в число розничных потребителей нефтепродуктов входят предприятия сельского хозяйства, спрос на нефтепродукты (дизельное топливо) носит ярко выраженный сезонный характер.

В Тульской области отсутствуют нефтеперерабатывающие предприятия. Ближайший нефтеперерабатывающий завод находится в Рязанской области. Поставка автомобильных бензинов в регион осуществляется преимущественно с Рязанского, Саратовского и Ярославского нефтеперерабатывающих заводов. Доставка нефтепродуктов осуществляется частично по нефтепродуктопроводу с Рязанского НПЗ и железнодорожным транспортом.

Основным предприятием нефтепродуктообеспечения в Тульской области является ПАО «Туланефтепродукт», входящее в группу лиц ВИНК НК-Роснефть, имеющее на территории региона 2 функционирующих предприятия нефтепродуктообеспечения (нефтебазы), осуществляющие прием, хранение и отпуск моторного топлива для контрагентов и собственных АЗС общества.

Для осуществления мелкооптовой реализации нефтепродуктов необходимым условием является наличие стационарных резервуаров на отведенных земельных участках, оборудованных в соответствии с нормами и правилами эксплуатации или бензовозов. Вход на рынок мелкооптовой реализации моторного топлива (автомобильных бензинов) требует определенных капитальных вложений, связанных или со строительством новой резервуаров хранения, или с приобретением действующих на правах собственности или аренды, что накладывает определенные экономические, а в случае строительства новых и административные ограничения (выделение земельного участка, получение разрешения на строительство и эксплуатацию) для входа на рынок.

По результатам Анализа установлено, что:

- наибольшую рыночную долю на мелкооптовом рынке дизельного топлива с 01.01.2017 г. по 31.01.2017 г. занимало ПАО «Туланефтепродукт», входящее в группу ВИНК НК-Роснефть (Таблица 1).

По итогам Анализа были усмотрено наличие ВИНК, занимающее доминирующее положение на мелкооптовом рынке дизельного топлива  у  ПАО «Туланефтепродукт» с рыночной долей 82,85%.

По итогам сравнения коэффициентов рыночной концентрации и индексов рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана на мелкооптовом рынке дизельного топлива можно сделать вывод, что данный рынок является рынком с высокой концентрацией и относится к рынкам с  неразвитой конкуренцией.

Согласно предоставленных данных  ПАО «Туланефтепродукт» отгружает большую часть нефтепродуктов в Тульскую область и незначительные объемы в Московскую, Липецкую, Орловскую и Рязанскую области.

 

10. Выводы и предложения

 

1. В соответствии с результатами проведенного Анализа установлено, что  региональный мелкооптовый рынок дизельного топлива в Тульской области за период времени с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г. имел высокий уровень концентрации и являлся рынком с недостаточно развитой конкуренцией;

2. Наибольшая рыночная доля на мелкооптовом рынке дизельного топлива принадлежит ПАО «Туланефтепродукт», входящему в группу ВИНК НК-Роснефть.