Дополнительные разъяснения Тульского УФАС России в области похоронного дела

Тульское УФАС России, обобщив правоприменительную практику, дополнительно указывает.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее – закон о погребении) организацию похоронного дела осуществляют органы местного самоуправления, тогда как погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее – специализированная служба).

Системный анализ норм Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.1279-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения (далее – СанПиН 2.1.1279-03), введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 № 35, позволяет сделать вывод о том, что кладбища представляют собой, прежде всего, земельный участок, на котором предусматриваются определенные функциональные зоны.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) земли военных и гражданских захоронений относятся к землям историко-культурного назначения, а полномочия по предоставлению земельных участков в силу статьи 29 ЗК РФ осуществляются органами местного самоуправления в пределах их компетенции. Следовательно, предоставление земельного участка непосредственно под захоронение (погребение) тела умершего также относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Статья 3 закона о погребении определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Таким образом, функции (действия) по оформлению и регистрации каждого захоронения, установки надмогильных сооружений в соответствующих книгах, ведение архивов захоронений, оформление документов, необходимых для захоронения не являются деятельностью по погребению умерших. Соответственно, данные функции (действия) являются функциями и полномочиями органов местного самоуправления.

Как ранее указано ФАС России, с целью реализации функций, закрепленных за органами местного самоуправления в сфере похоронного дела, органами местного самоуправления могут быть созданы муниципальные бюджетные учреждения, которые не будут осуществлять деятельность, приносящую им доход. Такие учреждения могут осуществлять, в том числе, выделение земельных участков непосредственно для захоронений (погребений) тел умерших, оформление и регистрацию каждого захоронения и установки надмогильных сооружений в соответствующих книгах, ведение архивов захоронений, оформление документов, необходимых для захоронения, контроль за соблюдением порядка захоронений.

По смыслу пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции в случае осуществления приносящей доход, платной и/или предпринимательской деятельности, оказания услуг по погребению (в том числе в рамках гарантированного перечня) автономным учреждением, такое учреждение также подпадает под определение хозяйствующего субъекта и, соответственно, органами местного самоуправления будет нарушена часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.

Пунктом 2.9 СанПиН 2.1.1279-03 установлено, что устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть (в том числе) следующее:

-систему дренажа;

-обваловку территории;

-организацию и благоустройство санитарно-защитной зоны;

-организацию подъездных путей и автостоянок;

-канализирование, водоснабжение, теплоснабжение, благоустройство территории.

При этом (пункт 2.11 указанных СанПиН) территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры. Кроме того, на участках кладбищ предусматриваются (в том числе) стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, а указанные площадки должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование) (пункты 7.9, 7.10 СанПиН 2.1.1279-03).

Таким образом, содержание кладбищ (мест погребения) включает в себя комплекс работ по уборке территории, сбору-вывозу мусора, поддержанию в надлежащем состоянии инженерно-технических сооружений, транспортных и инженерных коридоров, дорог, содержанием зеленых насаждений.

В соответствии с законом о местном самоуправлении к вопросам местного значения относится, в том числе, содержание мест захоронения. Следовательно, выполнение работ (оказание услуг) по содержанию мест захоронений (кладбищ) является муниципальной нуждой, осуществляемой за счет средств местного бюджета. Соответственно, выполнение работ (оказание услуг) для муниципальных нужд должно проводиться посредством размещения муниципального заказа в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – закон о размещении заказа) на основании проведения публичных процедур.

Таким образом, в случае участия автономного учреждения в публичных процедурах (конкурсах или аукционах) на выполнение работ по содержанию муниципальных кладбищ на территориях мест захоронений рамках размещения соответствующего муниципального заказа, данное учреждение также будет являться хозяйствующим субъектом, осуществляющим конкурентные виды деятельности и, соответственно, органами местного самоуправления также будет нарушена часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.

Смысл создания автономных и/или бюджетных муниципальных учреждений состоит в их статусе некоммерческой организации, что собственно и позволяет органам местного самоуправления передавать им свои отдельные функции и полномочия в сфере похоронного дела (в частности, выделение земельных участков непосредственно для захоронений (погребений) тел умерших, ведение архивов захоронений и т.п.).

При осуществлении такими учреждениями деятельности, приносящей им доход, платной и/или предпринимательской деятельности, оказания услуг по погребению (в том числе в рамках гарантированного перечня) данные учреждения становятся равноправными участниками конкурентных правоотношений, а действия органов местного самоуправления по наделению их своими полномочиями нарушают часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.