Органы власти неправильно оказали услугу: куда обратиться?

Полномочия антимонопольного органа при контроле

за предоставлением государственных и муниципальных услуг

 

30 июня 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон о государственных и муниципальных услугах), который закрепил ряд важных норм, обеспечивающих права граждан и юридических лиц при получении государственных и муниципальных услуг.

Вопрос о контроле предоставления государственных и муниципальных услуг в настоящий момент остается открытым, поскольку Закон о государственных и муниципальных услугах не определяет контролирующего органа.

В настоящее время антимонопольные органы не обладают прямыми  полномочиями по контролю за реализацией Закона о государственных и муниципальных услугах. Однако ФАС России и его территориальные органы осуществляют контроль предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках антимонопольного контроля за действиями органов власти и органов местного самоуправления.

В связи с этим, Тульское УФАС России считает необходимым внести ясность, сформировав примерный перечень нарушений в данной сфере, подконтрольный антимонопольным органам.

1. Закон о государственных и муниципальных услугах разделяет понятия «государственные (муниципальные) услуги» и «услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных (муниципальных) услуг».

Государственную услугу могут оказывать только органы государственной власти, муниципальную услугу — органы местного самоуправления. Результатом оказания государственной услуги является документ, выданный органом власти — разрешение, справка, выписка из реестра и т.д.

Обычно заявитель, обращающийся в орган власти, вместе с заявлением представляет необходимый комплект документов. Практически всегда это означает, что заявитель вынужден предварительно обратиться в различные организации, чтобы получить документы, выдаваемые по результатам проведенных экспертиз, заключений, испытаний, исследований и т.д.

В этом случае речь идет об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

В этой связи нарушением части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) будет являться оказание услуги оказывает хозяйствующим субъектом (чаще всего, это подведомственное органу власти учреждение).

2. Следующий тип нарушений связан с субъектами, оказывающими необходимые и обязательные услуги. Закон о государственных и муниципальных услугах не содержит ограничений круга организаций, оказывающих необходимые и обязательные услуги.

Однако достаточно часто органы власти пытаются ограничить круг этих организаций, что содержит признаки ограничения конкуренции и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части установления запретов или введения ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или нарушением пункта 5 части 1 статьи 15 в части установления для приобретателей услуг ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие услуги.

3. Нарушения при оказании государственных и муниципальных услуг чаще всего выражаются в предъявлении не предусмотренных законодательством требований к товарам или хозяйствующим субъектам, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Так, например, на основании ст. 7 Закона о государственных и муниципальных услугах органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе предъявлять требования к заявителям, не предусмотренные этим законом и другими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по предоставлению государственной или муниципальной услуги.

4. Нарушением Закона о государственных и муниципальных услугах и одновременным нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является взимание платы за предоставление государственной (муниципальной) услуги, а также за необходимую и обязательную услугу, если такая плата не предусмотрена законодательством.

5. Предъявление требований к хозяйствующему субъекту, обратившемуся за получением государственной (муниципальной) услуги по предоставлению документов и информации, которые находятся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления, является нарушением ст. 7 Закона о государственных и муниципальных услугах. Указанное положение вступило в силу с 1 июля 2011 г. Таким образом, с 1 июля 2011 г. можно рассматривать указанные действия как приводящие к нарушению пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части установления не предусмотренных законодательством требований к хозяйствующим субъектам.

6. Предъявление требований к заявителю об осуществлении действий, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по предоставлению государственной или муниципальной услуги, также является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части установления не предусмотренных законодательством требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

7. Самыми распространенными нарушениями по предъявлению незаконных требований являются действия органа власти, вынуждающие заявителя обратиться к посредникам. То есть, по сути, обращение к посредникам становится условием получения государственной (муниципальной) услуги, что содержит признаки нарушения не только части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, но и статьи 16 Закона о защите конкуренции.

8. Закон о государственных и муниципальных услугах закрепил очень важное положение, согласно которому при предоставлении государственных и муниципальных услуг запрещается требовать от заявителя обращения за оказанием услуг, не включенных в перечни необходимых и обязательных услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о государственных и муниципальных услугах перечни необходимых и обязательных услуг подлежат обязательному утверждению:

- постановлением Правительства РФ — в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг;

- нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации — в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг;

- нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления — в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.

Действия по предъявлению требований к хозяйствующему субъекту, обратившемуся за получением государственной (муниципальной) услуги, предварительно получить услугу, не включенную в соответствующий перечень, приводят к нарушению пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части установления не предусмотренных законодательством требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

9. На основании ч. 3 ст. 9 Закона о государственных и муниципальных услугах размер платы за оказание необходимых и обязательных услуг определяется федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ.

Порядок определения размера платы за оказание необходимых и обязательных услуг в субъектах Российской Федерации должен соответствовать порядку, установленному нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а в муниципальных образованиях — порядку, установленному нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

Случаи нарушения данных установленных порядков, если они приводят к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, содержат признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

 

 

По материалам ФАС России