«Горячая линия» - было жарко
25 сентября специалисты Тульского УФАС России провели «горячую линию» по вопросам нарушения антимонопольного законодательства в сфере рекламы. Было очень жарко. Звонившие высказывали свои претензии о нарушении законодательства сотрудникам Управления не всегда в корректной форме. Но, несмотря на это, все желающие получили ответы и разъяснения.
Приводим ответы на самые часто задаваемые вопросы.
ВОПРОС: Как избавиться от СМС-рекламы?
ОТВЕТ:
Главное! Читайте договоры, анкеты, опросные листы и т. д. перед тем, как их подписывать. Да хоть сейчас, внимательно прочтите договор на предоставление услуг мобильной связи, заключенный с Оператором. Если в нем содержится пункт о том, что Абонент (это Вы), подписывая договор, выражает свое согласие на получение рекламных сообщений, в том числе от третьих лиц, вы вправе обратиться Оператору связи с требованием прекратить рассылку рекламных смс-сообщений. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием (часть 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе»).
Если такого пункта в договоре нет, не спешите радоваться, поскольку там наверняка есть фраза: «С Правилами (условиями) оказания услуг связи Абонент ознакомлен и согласен». В указанных Правилах, разработанных и утвержденных операторами связи, скорее всего, предусмотрено право оператора на рассылку рекламы, в том числе от других компаний. Конечно, при заключении такого договора Вы не ознакомились с данными Правилами, потому что это очень объемный документ, написанный мелким шрифтом. Однако, на официальном сайте оператора связи Вы можете найти такие Правила и просмотреть их. Если правила содержат безусловное согласие абонента на получение рекламы, алгоритм отказа описан выше.
Следует помнить, что не всегда полученные смс-ки содержат рекламу. Иногда Вы получаете сообщения о сроках наступления каких-либо платежей – это не реклама, а информация, которая предоставляется лично Вам. (в отличие от рекламы, которая предназначена для неопределенного круга лиц).
В случае, если Вы получили приглашение посетить какой-либо магазин или салон красоты, вспомните, может быть, Вы в нем уже были, делали покупки, получали услуги и при получении бонусной карты заполняли какие-либо бумаги. Тогда в их тексте наверняка найдется фраза о том, что при заполнении анкеты Вы даете согласие на получение смс-рекламы данной организации либо третьих лиц. В этом случае оператор связи не виноват, отказ от ее получения следует направлять тому, кто направил рекламу и кому Вы дали на это согласие. Еще раз напоминаем – Внимательно! Читайте! Все! Что подписываете! Это простое правило сбережет вам нервы и время.
У Вас также есть право обратиться с заявлением в антимонопольный орган. При этом должны быть соблюдены следующие правила: к заявлению в обязательном порядке прилагается скриншот смс-реклмы и разрешение на использование Ваших персональных данных – это требование закона. В случае подтверждения факта нарушения по проведенной результатам проверки антимонопольный орган рассматривает дело, выдает нарушителю предписание о прекращении нарушения и постановление о наложении штрафа в размере от 100 000 до 500 000 рублей.
ВОПРОС: Надоели рекламные журналы, буклеты, листовки, которыми завалены почтовые ящики в подъездах. Помогите.
ОТВЕТ: Жильцы, проживающие в доме, в подавляющем большинстве являются собственниками жилых помещений. Соответственно, они и должны принимать меры к тому, чтобы по подъездам не ходили посторонние люди, в частности, разносчики рекламы. Сделать это не трудно, поскольку в настоящее время везде стоят домофоны и посторонний человек может попасть в подъезд только при содействии жильцов. Так не давайте им такой возможности.
Если в подъезде (лифте) установлена доска, на которой размещается реклама, необходимо выяснить у управляющей компании, не заключала ли она договор аренды рекламного места? Управляющая компания не имеет права делать это без согласования с собственниками жилых помещений. Тогда решением общего собрания можно понудить ее расторгнуть такой договор либо перезаключить его на выгодных для жильцов условиях. Например, пусть рекламораспространитель сделает на свои деньги косметический ремонт в подъездах дома или посадит деревья во дворе.
В случае, если Вы не достигли соглашения, следует обращаться в суд, а не в антимонопольный орган, в компетенцию которого не входит контроль за способами размещения рекламы, за исключением случаев, установленных законом (например, реклама табака запрещена к рекламе всеми способами).